Эксперты считают, что одним лишь сокращением чиновников проблему бюрократизации не решить
Президент России Дмитрий Медведев и глава Минфина Алексей Кудрин на днях вновь подняли тему предстоящего сокращения отечественных чиновников. В ближайшие три года в России будет сокращено более 100 тысяч федеральных гражданских служащих, о чем объявил министр финансов, добавив, что это позволит сэкономить 43 миллиарда рублей.
О том, что более полутора миллионов чиновников – непосильная ноша для страны, говорили уже не раз, но до сих пор никаких подвижек в деле ограничения их численности видно не было. В итоге, в России на сегодняшний день, по данным Росстата, 878 тысяч федеральных чиновников (министр Кудрин
Кудрин утверждает, что в течение трех лет работа по оптимизации численности госслужащих будет проведена во всех министерствах и ведомствах. А ряд министерств и ведомств, по его словам, вообще "готовы это делать быстрее, используя экономию (от освободившихся вакансий) на стимулирование работников и выплаты премиальных". Правда, в этом случае возникает резонный вопрос: если экономия пойдет на выплаты премиальных, откуда возьмутся те 43 миллиарда рублей, о которых поведал глава Минфина?
Несмотря на все сокращения, армия бюрократов постоянно увеличивается |
И, разумеется, вопрос, сам собой возникающий по этому поводу: если можно за три года сократить 20 % федеральных чиновников (пусть даже половина из них – вакантные ставки), будет ли за то же самое время проведена подобная операция с чиновниками региональными и муниципальными?
Не говоря уже о том, что сокращать бюрократов нужно не на одну пятую, а в три раза, чтобы их количество сравнялось хотя бы с советскими временами.
Правда, глава аппарата правительства Сергей Собянин заявил, что после сокращения на 20 % правительство не намерено останавливаться: "После сокращения на 20 % мы не собираемся останавливать эту работу. Будем очень интенсивно в этом направлении двигаться. Рассчитываем, что это приведет к дополнительному сокращению численности (чиновников)".
Однако есть проблемы, которые простым сокращением не решить. Это понимают, судя по всему, и в Кремле, и в правительстве, и в экспертном сообществе. "Оптимизация численности федеральных госслужащих – это не просто механическое сокращение, – констатирует президент России. – Это, прежде всего, перераспределение полномочий между разными структурами и уровнями власти, создание необходимых механизмов, и под них и нужно определять численность".
При этом, оценивая сложившуюся в госструктурах ситуацию, Медведев с явной иронией отметил, что задача оптимизации численности государственных служащих всегда стоит перед государством, поскольку в реальности она исполняется, "как правило, в худшем варианте, в соответствии с рядом законов, включая известные законы Паркинсона". А чиновники, по его словам, все равно "себе найдут дело и будут его делать столько, сколько у них есть на это времени".
Глава "Всероссийского движения за честный рынок" Илья Хандриков тоже уверен в том, что сокращение количества чиновников необходимо. "Нужно провести его поэтапно и осторожно, чтобы не обрушить систему госуправления. Но сокращение необходимо как минимум в два раза", – утверждает он. И тут же вспоминает, что административная реформа начала
То, что, несмотря на все сокращения, армия бюрократов постоянно увеличивается, подтверждает и Кудрин. По его словам, за последние четыре года количество чиновников в России на федеральном уровне выросло почти на 20 тысяч человек, на региональном – на 60 тысяч, а на муниципальном – на 50 тысяч. А, по данным Росстата, по сравнению с 2000 годом число федеральных служащих увеличилось на 355,5 тысяч человек, региональных – на 91 тысячу, муниципальных – на 55 тысяч.
Как отметил, проводя совещание по оптимизации численности госаппарата Дмитрий Медведев: "Сокращаем. Потом проходит полгода – глядь, и опять та же численность". И это только через полгода, а через год их становится еще больше.
Качество работы чиновников устрашает еще больше, чем их количество |
На тот момент государственных функций насчитали 5 тысяч. Специально созданные экспертные группы рассматривали возможности их сокращения, выявляли дублирующие, пытались доказать, что ряд функций просто вреден для развития страны, а другую часть необходимо передать коммерческим и будущим саморегулируемым организациям. Разумеется, должна была сократиться и армия чиновников. Однако эта реформа, которая должна была сократить бюджетные расходы и уровень коррупции, избавить бизнес от издержек на преодоление административных барьеров и достичь других, не менее важных результатов, не завершена до сих пор.
Независимые эксперты уверены в том, что механическое сокращение 20 % чиновников ничего не даст. "Урезать надо не госслужащих, а их функции. Пока же будут сокращать число чиновников, фактически их численность будет только расти", – заявил журналистам президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.
Еще резче оценивает ситуацию
Чем завершится реформа по количественной оптимизации государственного аппарата, сегодня трудно сказать. Но уже ясно: без оптимизации качества его работы, без последовательной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией на всех уровнях бюрократической лестницы, без сокращения не лезущих ни в какие рамки функций госаппарата, зачастую являющихся административными барьерами на пути нормального развития как экономики, так и общества, толку не будет. Необходима политическая воля высшего руководства России на проведение всеобъемлющей и эффективной административной реформы, одной из частей которой и должно стать нынешнее решение о сокращении 20 % работников федеральных госорганов.