Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Госаппарат пойдет под нож. Интернет-журнал "Новая политика"

Эксперты считают, что одним лишь сокращением чиновников проблему бюрократизации не решить

Президент России Дмитрий Медведев и глава Минфина Алексей Кудрин на днях вновь подняли тему предстоящего сокращения отечественных чиновников. В ближайшие три года в России будет сокращено более 100 тысяч федеральных гражданских служащих, о чем объявил министр финансов, добавив, что это позволит сэкономить 43 миллиарда рублей.

О том, что более полутора миллионов чиновников – непосильная ноша для страны, говорили уже не раз, но до сих пор никаких подвижек в деле ограничения их численности видно не было. В итоге, в России на сегодняшний день, по данным Росстата, 878 тысяч федеральных чиновников (министр Кудрин почему-то считает, что общее число федеральных госслужащих, включая судебную систему, составляет около 510 тысяч человек, и это расхождение в цифрах уже наводит на печальные размышления), 283,6 тысяч – региональных, и 513,1 тысяч чиновников муниципальных.

Кудрин утверждает, что в течение трех лет работа по оптимизации численности госслужащих будет проведена во всех министерствах и ведомствах. А ряд министерств и ведомств, по его словам, вообще "готовы это делать быстрее, используя экономию (от освободившихся вакансий) на стимулирование работников и выплаты премиальных". Правда, в этом случае возникает резонный вопрос: если экономия пойдет на выплаты премиальных, откуда возьмутся те 43 миллиарда рублей, о которых поведал глава Минфина?

Несмотря на все сокращения, армия бюрократов постоянно увеличивается

К тому же, как проговорился Кудрин, примерно 9,3 % мест в федеральных ведомствах вакантны уже сегодня, а средства от них используются на стимулирование работников. То есть в течение трех лет предстоит просто вычеркнуть из списков почти 50 тысяч "мертвых душ", а затем аккуратно отправить на пенсию еще примерно столько же. Вот и вся реформа.

И, разумеется, вопрос, сам собой возникающий по этому поводу: если можно за три года сократить 20 % федеральных чиновников (пусть даже половина из них – вакантные ставки), будет ли за то же самое время проведена подобная операция с чиновниками региональными и муниципальными?

Не говоря уже о том, что сокращать бюрократов нужно не на одну пятую, а в три раза, чтобы их количество сравнялось хотя бы с советскими временами.

Правда, глава аппарата правительства Сергей Собянин заявил, что после сокращения на 20 % правительство не намерено останавливаться: "После сокращения на 20 % мы не собираемся останавливать эту работу. Будем очень интенсивно в этом направлении двигаться. Рассчитываем, что это приведет к дополнительному сокращению численности (чиновников)".

Однако есть проблемы, которые простым сокращением не решить. Это понимают, судя по всему, и в Кремле, и в правительстве, и в экспертном сообществе. "Оптимизация численности федеральных госслужащих – это не просто механическое сокращение, – констатирует президент России. – Это, прежде всего, перераспределение полномочий между разными структурами и уровнями власти, создание необходимых механизмов, и под них и нужно определять численность".

При этом, оценивая сложившуюся в госструктурах ситуацию, Медведев с явной иронией отметил, что задача оптимизации численности государственных служащих всегда стоит перед государством, поскольку в реальности она исполняется, "как правило, в худшем варианте, в соответствии с рядом законов, включая известные законы Паркинсона". А чиновники, по его словам, все равно "себе найдут дело и будут его делать столько, сколько у них есть на это времени".

Глава "Всероссийского движения за честный рынок" Илья Хандриков тоже уверен в том, что сокращение количества чиновников необходимо. "Нужно провести его поэтапно и осторожно, чтобы не обрушить систему госуправления. Но сокращение необходимо как минимум в два раза", – утверждает он. И тут же вспоминает, что административная реформа начала 2000-х годов также ставила своей целью сокращение бюрократов, между тем, их количество еще более возросло за это время.

То, что, несмотря на все сокращения, армия бюрократов постоянно увеличивается, подтверждает и Кудрин. По его словам, за последние четыре года количество чиновников в России на федеральном уровне выросло почти на 20 тысяч человек, на региональном – на 60 тысяч, а на муниципальном – на 50 тысяч. А, по данным Росстата, по сравнению с 2000 годом число федеральных служащих увеличилось на 355,5 тысяч человек, региональных – на 91 тысячу, муниципальных – на 55 тысяч.

Как отметил, проводя совещание по оптимизации численности госаппарата Дмитрий Медведев: "Сокращаем. Потом проходит полгода – глядь, и опять та же численность". И это только через полгода, а через год их становится еще больше.

Качество работы чиновников устрашает еще больше, чем их количество

Но не только количеством страшны для государства бюрократы. Качество их работы устрашает еще больше. Численность чиновников, как следует из слов президента, должна зависеть от количества государственных функций. А в сложившейся сейчас ситуации количество этих функций не просто избыточно, оно не умещается ни в какие разумные рамки. Причем руководители страны борются с этим явлением с 2002 года, когда президент Владимир Путин утвердил предложенный премьером Михаилом Касьяновым план административной реформы.

На тот момент государственных функций насчитали 5 тысяч. Специально созданные экспертные группы рассматривали возможности их сокращения, выявляли дублирующие, пытались доказать, что ряд функций просто вреден для развития страны, а другую часть необходимо передать коммерческим и будущим саморегулируемым организациям. Разумеется, должна была сократиться и армия чиновников. Однако эта реформа, которая должна была сократить бюджетные расходы и уровень коррупции, избавить бизнес от издержек на преодоление административных барьеров и достичь других, не менее важных результатов, не завершена до сих пор.

Независимые эксперты уверены в том, что механическое сокращение 20 % чиновников ничего не даст. "Урезать надо не госслужащих, а их функции. Пока же будут сокращать число чиновников, фактически их численность будет только расти", – заявил журналистам президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.

Еще резче оценивает ситуацию вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, в начале 2000-х принимавший в качестве эксперта участие в работах по административной реформе: "Ментальность российского чиновника – это ментальность временщика. Сегодня он имеет доступ к лакомому куску, а завтра – неизвестно что. Понятно, что при такой ментальности у людей достаточно высокого ранга, имеющих доступ к распределению ресурсов, возникает вполне естественное для российского чиновника желание оторвать что-то себе. У наших чиновников нет абсолютно никакой мотивации радеть о деле, а не о собственном кармане. Поэтому регламентация государственной службы, с моей точки зрения, должна быть такова: как можно больше запретов и как можно больше санкций за их нарушение".

Чем завершится реформа по количественной оптимизации государственного аппарата, сегодня трудно сказать. Но уже ясно: без оптимизации качества его работы, без последовательной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией на всех уровнях бюрократической лестницы, без сокращения не лезущих ни в какие рамки функций госаппарата, зачастую являющихся административными барьерами на пути нормального развития как экономики, так и общества, толку не будет. Необходима политическая воля высшего руководства России на проведение всеобъемлющей и эффективной административной реформы, одной из частей которой и должно стать нынешнее решение о сокращении 20 % работников федеральных госорганов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости