Настала пора подводить предварительные итоги ещё не окончившегося кризиса, подсчитывать выживших и составлять рейтинги предприятий и регионов, более всех преуспевших в борьбе с неблагоприятной средой. Волгоград то войдёт в рейтинг, то не войдёт, а то просто вылетит. Несмотря на то, что в большинстве случаев рейтинг, рэнкинг и любая расстановка в порядке очерёдности - это условность, продиктованная субъективным критерием для оценки, их изобилие отражает объективную потребность знать, хорошо или плохо мы работаем, правильно ли действуем, в том ли направлении движемся. Однако сравнение себя с другими не всегда даёт ответы на эти вопросы. Тут требуется аналитика иного качества.
Свято место
Журнал «Forbes» опубликовал ежегодный рейтинг «30 лучших городов для бизнеса». Эксперты проанализировали 18 показателей социально-экономического развития в 103-х российских городах с населением от 150 тыс. человек. Лидирующие места заняли Краснодар, Хабаровск и Екатеринбург, а Волгоград в него вообще не попал, хотя в прошлом году занимал двадцатую строчку. Город не соответствует показателям, по которым составлялся рейтинг, а среди них социальные характеристики, покупательная способность населения, деловой климат, устойчивость к кризису, инфраструктура и комфортность ведения бизнеса. Хотя в процессе изучения рейтинговых таблиц возникает желание поспорить даже со столь авторитетным изданием. Например, комфортность ведения бизнеса «Forbes» определяет количеством гостиниц от трёх звёзд и выше, временем в пути от Москвы и уровнем развития общепита. Может, с гостиницами у нас не всё круто (хотя местному бизнесу они не нужны), а вот по удалённости от столицы мы находимся в более выигрышном положении, чем многие участники рейтинга. Например, мы на 400 км ближе к столице, чем лидер рейтинга Краснодар, в 6 раз ближе, чем Хабаровск, и почти вдвое, чем Екатеринбург. Кроме того, своим общепитом волгоградцы довольны, а чего именно в наших ресторанах не хватило составителям рейтинга - можно только догадываться.
Вероятно, в провале Волгограда виноваты другие показатели - доходы населения в нашем городе ниже, а стоимость жилой недвижимости выше, чем в городах-участниках рейтинга, развитие малого бизнеса и «терпимость» властей к сторонним инвесторам оставляет желать лучшего, как и стоимость и сроки регистрации компаний, динамика сбора налогов, изменение цен на жилую недвижимость и официально зарегистрированная безработица. Не нашлось Волгограду места и в субнациональном исследовании «Ведение бизнеса в России-2009», выполненном Всемирным банком по заказу Минрегионразвития. Исследование затронуло десять городов, в которых качество среды оценивалось по четырём показателям: создание компании, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и международная торговля. Результаты показали: лучшие города для ведения бизнеса - Казань, Тверь и Петрозаводск, а сложнее всего из этой десятки - в Воронеже и Москве.
В начале июня департамент информационной политики администрации Волгограда сообщил о том, что журнал «Эксперт» внёс Волгоград в число привлекательных для развития бизнеса городов. В пресс-релизе департамента сообщалось, что опубликованный в журнале обзор рынка недвижимости выявил привлекательные для инвесторов регионы. Лидерами названы Центральный, Приволжский, Южный и отчасти Уральский федеральные округа и прежде всего такие города, как Волгоград, Ростов-на-Дону и др. Если приглядеться, то лидерами получаются все из всех: 4 из восьми федеральных округов, где Волгоград входит только в третий из четырёх. В общем, мы где-то во второй половине лидеров. Если городскую администрацию это утешает А ещё департамент напомнил, что рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Волгограду оценку C+ в рейтинге «Предпринимательский климат городов России», что характеризуется экспертами как достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса. Правда, эта не слишком высокая оценка была присвоена городу в 2003 году, ни нынешняя администрация, ни нынешняя ситуация к той оценке никакого отношения не имеют. А вот информация, что наш город находится на 15-м месте из 62-х российских городов в рейтинге инвестиционной привлекательности ИА «РосБизнесКонсалтинг» по итогам прошлого года, - сущая правда.
В общем, если верить одним рейтингам, то положение вполне терпимое, а если другим - то застряли мы в глубокой трясине. А если вдобавок почитать исследования MACON Realty Group - компании в области инвестиционного консалтинга на рынке недвижимости юга России - точно утвердитесь в последней мысли. Так, компания называет Волгоград крупным индустриально-промышленным центром, чья экономика в последние годы показывает устойчиво высокие темпы роста. И тут же оговаривается: среди городов-миллионников Волгоград находится в конце списка по уровню жизни и объёму инвестиций в основной капитал, имеет низкий показатель ввода жилой недвижимости. По мнению экспертов MACON Realty Group, дефицит в сегменте жилой недвижимости Волгограда позволяет застройщикам завышать цены на объекты, не снижая общий уровень спроса, а они вполне могли бы безболезненно снизить цены на 20%, сохраняя при этом достаточно приемлемую рентабельность.
Ещё хуже чувствует себя рынок офисной недвижимости. В 2008 г. по предложению качественных офисных площадей Волгоград почти в 3 раза отставал от Краснодара и в 2,3 раза от Ростова-на-Дону, а предложение офисных помещений класса «А» вовсе отсутствовало. Финансовый кризис ослабил и без того недоразвитый рынок: снизились спрос, арендные ставки и активность девелоперов, реализация большинства заявленных проектов отложена до лучших времен.
Гром не грянет
В апреле этого года в Москве Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) презентовал итоги проекта «Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году. Индекс развития малого предпринимательства». Целью исследования было оценить, как меры господдержки влияют на развитие малого предпринимательства в разных регионах. По объёму оказанной государственной поддержки малого бизнеса Волгоградская область заняла 4-е место, а в разбивке регионов на классы по принципу «поддержка - развитие» попала в категорию «середняков», что означает, по словам разработчиков, сравнительно высокие показатели развития сектора малого предпринимательства при значительных объёмах государственной поддержки. Однако вывод из этого наблюдения неясен. Возможно, если область будет дальше реализовывать такие программы, то это создаст в регионе успешно развивающийся малый бизнес. Или наоборот: какими бы ни были мощными меры господдержки, малый бизнес в регионе растёт и развивается не слишком активно, не в коня корм, как говорится.
Вице-президент НИСИПП Максим Громов не так давно посетил Волгоград и принял участие в конференции «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Волгоградской области: практический опыт». Мероприятие было организовано Управлением развития предпринимательства обладминистрации для предпринимателей, представителей органов власти, местных отделений «Опоры России» и «Деловой России», торгово-промышленных палат, Волгоградстата и банков. В своём выступлении на конференции гость посвятил присутствующих в тонкости индекса МП.
- Количество средних, малых, микропредприятий и ИП в России с 2008 по кризисный 2009 год выросло на 9,3% - с 5,1 млн единиц до 5,6 млн, - сказал М. Громов. - В прошлом году более 135 тыс. человек в стране организовали своё дело на бюджетные средства. Это говорит о том, что либо малый бизнес в самый пик кризиса близится к тому, чтобы стать основой экономики страны, либо возымели результат государственные законодательные инициативы. Отвечая на вопросы предпринимателей, М. Громов привёл в пример схему поддержки малого бизнеса в разных странах. Так, в странах с развитой экономикой - в Западной Европе, США, Канаде - развитие малого бизнеса достигается за счёт кооперации его с крупным и средним. Сферы, обычно находящиеся в монополии крупных компаний (например, авиаперевозки), передаются в пользование компаний из малого и среднего звена. Другой важный фактор - государственное вмешательство или невмешательство в жизнедеятельность малых предприятий. Если в нашей стране внеплановые проверки с недавнего времени запрещены, то в развитых странах кроме них никаких других проверок вообще нет. Компания подвергается проверке, только если её подозревают в торговле наркотиками, организации проституции или чего-нибудь в этом духе. Если же нет - никаких контролёров! Это позволяет предпринимателям чувствовать себя комфортно и заниматься своим делом. А вот абсолютно неразвитая страна Бангладеш знаменита тем, что в ней развита структура микрофинансирования. Здесь любой крестьянин может получить необходимые средства на старт-ап своего бизнеса, а так как финансирование формируется вокруг общины, где все друг друга знают, и убежать с деньгами невозможно, то необходимые документы оформляются в течение одного-двух часов.
- Нашей стране остаётся определить, каким путём идти и в каком формате развивать малый бизнес, - сказал М. Громов.
Дело дельное
Индекс развития малого предпринимательства был составлен на основе данных, предоставленных администрациями регионов. Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области кроме того, что предоставило необходимую информацию и цифры, также регулярно докладывает о своей кипучей деятельности: заработали антикризисные программы, предприниматели ими воспользовались, наблюдается рост количества бизнесменов. С 2008-го до конца 2009 г. в регионе появилось 3 тыс. новых субъектов малого и среднего бизнеса, рост составил 2,6%. Это мало, но лучше, чем ничего, а для смутного кризисного времени и подавно. По данным Волгоградстата, на 1 января 2010 г. предприятия данного сектора распределились следующим образом: 5,1 тыс. малых предприятий, 21,4 тыс. микропредприятий, 442 средних предприятия, 76,4 тыс. - ИП. В этой сфере трудятся 40% всех занятых в экономике области.
Оборот малых и микропредприятий за 2009 год составил почти 197 млрд рублей, а доля продукции, произведённой малыми и средними, в общем объёме ВРП - около 26%. Накануне кризиса в конце 2008 года главной проблемой предприятий этого сектора стали резкое снижение платёжеспособного спроса, сокращение доступа к дополнительным финресурсам, рост арендной платы, налогов, цен на энергоносители, сырьё, тарифы, снижение инвестиционной активности. В этой ситуации администрация области попыталась создать условия для сохранения малого бизнеса. Разработали программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» (370 млн рублей из областного и федерального бюджетов в 2009 г.), трижды участвовали в конкурсах Минэкономразвития (выиграли 290,9 млн рублей), оказывают 12 видов прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, открыли Региональный гарантийный фонд, снижают налоговую нагрузку, оказывают имущественную поддержку и поддержку в сфере инноваций.
Масштабы поддержки, конечно, нравятся предпринимателям, тем более что деньги из бюджета достаются им в подарок. Но если подходить к этому вопросу с государственной точки зрения, хорошо бы понять, какие конкретные результаты даёт эта поддержка? Те самые 3 тыс. новых предпринимателей за два года - много это или мало? Не разорятся ли они, когда государственные деньги кончатся? Насколько устойчив обеспеченный бюджетными вливаниями рост? Проследить последствия господдержки можно только на протяжении времени, например, уточнив, многие ли предприниматели, получившие господдержку, сумели сохранить свой бизнес год-два спустя. Но никто в регионе этим не занимается, не отслеживает причинно-следственные связи. Возможно, всё сдвинется с места после встречи заместителя главы администрации области Александра Быкасова с М. Громовым. Вице-губернатор предложил вице-президенту НИСИППа перевести сотрудничество с регионом в практическую плоскость:
- Нас интересует не только то, как мы позиционируемся на фоне других, но и причинно-следственные связи этого, - сказал А. Быкасов. - У нас есть потребность в рекомендациях - как развивать конкретные отрасли, как мотивировать участие предпринимателей в тех или иных проектах, например, в текстильном кластере. В ответ Максим Громов пообещал, что в ближайшее время специалистами института будут разработаны позиции, по которым возможно такое сотрудничество.
МНЕНИЯ
Председатель регионального отделения организации «Деловая Россия» Роман Созаруков:
- Реальная помощь малому и среднему бизнесу не на словах, а на деле хорошо ощутима со стороны областных властей. С приходом новой администрации ситуация действительно стала улучшаться. Областные власти выделяют уже не десятки, а сотни миллионов на поддержку. Думаю, если бы эта помощь не была эффективной, то в управлении развития предпринимательства обладминистрации не стояли бы ежедневно очереди желающих. А что касается поддержки со стороны администрации города Волгограда - это только на словах, для самопиара мэра. В реальности по региону на сегодняшний день самая тяжёлая ситуация по поддержке малого бизнеса - в Волгограде. С приходом администрации Гребенникова она с каждым годом становится только хуже.
Председатель правления Волгоградского центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко:
- В целом бизнес-климат в области сегодня можно назвать благоприятным. Областная и городская администрации, губернатор понимают, что без малого бизнеса выжить невозможно, и стараются в рамках своих должностных обязанностей помочь, поддержать. Но рядовые чиновники, отвечающие за конкретные отрасли, в частности за землю, даже не думают идти навстречу: нужна справка через день - сделают через месяц. Федеральные структуры вообще живут своей жизнью. Например, не выдают предпринимателям разрешения на подключения к электросетям, потому что те устарели, а на обновление линий у них нет денег. Налоговая служба за последние два года из помощника и друга бизнесменов превратилась в карателя. Теперь её задача не помочь предпринимателям, а наказать за ошибки: не сдал декларацию - штраф, за три копейки могут закрыть счета, живой человеческий контакт между инспектором и предпринимателем пропал из-за постоянных подозрений на коррумпированность этой структуры. Ещё одна проблема начинающих предпринимателей - в них самих. Как наёмные работники они хороши, но не как экономисты, психологи, коими должны быть самостоятельные бизнесмены. Они не готовы вести своё дело, поэтому и разоряются, закрываются. А рост количества субъектов малого бизнеса обеспечивается в большей степени за счёт сетевых компаний - Amway, Oriflame и других, продавцов которых государство обязало зарегистрироваться в качестве предпринимателей.
Генеральный директор ЗАО «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц:
- О хороших или плохих условиях правильнее судить по результатам. В рамках работы университета мы проводили исследования - сравнивали результаты развития Волгоградской области с другими регионами и с показателями по стране в целом. Сравнивали по динамике объёмов производства, инвестиций, ввода жилья, доходов населения и бюджета и ещё огромному числу критериев. Практически по всем параметрам мы находимся в гораздо худшей позиции, чем в среднем по РФ и соседних регионах. Причём не один-два года, а постоянно. Это достаточно весомый критерий. Можно сколько угодно говорить, что у нас есть то, есть это, но более важна результативность.
Анастасия КУВШИНОВА