Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Аналитика без эмоций. "Деловое Поволжье"

Заместитель главы администрации Волгоградской области по промышленности и торговле Александр БЫКАСОВ во всех отраслях, которыми занимается, находит что-то позитивное. Главный редактор «Делового Поволжья» Анна Степнова пришла к нему познакомиться - и зарядиться оптимизмом.

- Александр Анатольевич, в последнее время много неважных новостей про электроэнергетику.

- С энергетикой у нас всё отлично.

- И астрономические долги за энергоресурсы?

- Не без этого. Но... Электричество есть? Есть. Лампочки горят? Горят. А что же тогда плохого?

- Угрозы отключить всех должников. Тогда лампочки перестанут гореть.

- Правильно угрожают. Я бы так и делал. Отключал бы всех, кто не платит. Вы же в магазине за хлеб платите.

- Так то я, а то монополия. И вообще: если я вам должна десятку, это моя проблема, а если сто миллионов - ваша.

- А если отключить вам электричество, проблема снова станет ваша.

- Так за долги ЖКХ можно весь город без света оставить.

- А откуда взялись эти долги? Денег нет? Если денег нет, товар не берут. А если берут, но не платят, а потом кричат, что платить нечем, - так не бывает. Все руководители у нас с образованием, как-никак менеджмент знают, значит, могли ситуацию спрогнозировать... Видимо, так и спрогнозировали. Теперь накопили долги - и опять сидят молчат. Значит, надо отключать. Меры воздействия какие-то должны быть?

- Вы помогаете им принять мужественное решение - отключать? Для этого нужна политическая сила или физическая?

- Физическая - это на рубильнике повисеть? Мозги нужны. Надо их напрягать, садиться и договариваться. Это кропотливая работа, иногда нудная и неприятная, но необходимая. С энергетиками мы ведём диалог на протяжении трёх-четырёх месяцев - и у нас есть хорошие сдвиги. Противостояния стенка на стенку уже нет.

- А было? Кто с кем ходил стенка на стенку?

- Все против всех. Производители с потребителями, сетевики с производителями, сырьевики с администрацией. Но администрация не принимает ничью сторону. Я не за энергетиков и не за потребителей. Я за компромисс. Нормальный деловой компромисс. Наша задача - помочь его найти. Для этого мы создадим совет рынка Волгоградской области. Совет рынка страны - это организация, которая определяет правила игры на энергетическом рынке. Такая же будет и в области - площадка, на которой они смогут договариваться. Они должны это делать не в моём кабинете, а сюда приходить с согласованным мнением. Если в споре участвуют две стороны, то и мнений должно быть два, а не четыре или восемь. По типу совета директоров области. Это хорошая площадка, хотя там очень много народу - раз, и все проблемы не обсудишь - это два. Поэтому мы решили выносить на него один вопрос, но зато один из самых болевых. Когда вынесли энергетику, считаю, обсуждение прошло идеально. Решили проводить круглые столы по отдельным вопросам. Сегодня провели по проблемам интеграции крупного и малого бизнеса. Есть темы, которые интересны всем: электроэнергетика, газоснабжение, тарифы на транспорт. Эти темы надо сначала обсуждать на круглых столах и уже с почти готовым решением выносить на совет директоров, где принимать окончательное решение: обращаться в областную думу, к главе администрации, то ли напрячь весь ресурс и обратиться к правительству. Есть масса механизмов, которые позволяют изменить ситуацию, главное - понимать, чего ты хочешь на выходе: изменить законодательство, поменять тарифы или что-то ещё. Совет рынка и будет одной из таких переговорных площадок для поставщиков и сетевиков, транспортников. Противоречий у них много, и здесь порой жаркие баталии бывают.

- Проблемы технологического подключения к сетям будут входить в сферу интересов этого совета?

- Эта проблема на самом деле основной тормоз инвестиционного развития области. Но так по всей стране. Есть простой пример, я его сам придумал, мне нравится. Человек решил начать свой бизнес: арендовал гараж или построил, купил два сварочных трансформатора и всякие железки - пруты, арматурки, чтобы варить заборчики, оградки и так далее. Хороший простой бизнес. Но ему нужна электроэнергия. И тут начинаются проблемы: плата за подключение соизмерима со всеми затратами на этот бизнес. Проблема есть, а решения пока нет. Пока для нас важнее разобраться в тарифах, поскольку на них влияет масса законодательных, административных и экономических факторов, у нас в 2010 году транспортная составляющая в тарифах может подняться на 200%. Я хочу посмотреть аналитику как и за счёт чего это всё получается. Это кропотливая работа, и результат не моментальный. А вот то, что мы первыми в стране подписали соглашение с «Интер РАО», - это хорошо. И если у нас получится пилотный проект - это будет совсем хорошо. Каким он будет, пока сказать не могу: то ли какой-то район, то ли предприятие, специалисты сейчас обсчитывают возможные варианты, в том числе считают минимизацию возможных негативных последствий. На случай, если у нас не получится, чтобы не было хуже.

- Индекс промышленного производства в этом году - плюс 8,8% к прошлому году. Рост есть, но очень неравномерный: где-то густо, а где-то совсем пусто.

- Да, неравномерный. Чёткого рецепта выхода из кризиса для всех - нет. Чем мы можем помочь? Выстроить кооперацию - я уже сказал про круглый стол по крупному и малому бизнесу, тут у нас сложился хороший тандем, триумвират или квартет - администрация, дума, совет директоров, ТПП и другие организации. Тут, я думаю, у нас всё получится. Но выход из кризиса не прогнозируем. Строительная индустрия в очень тяжёлом положении, машиностроение... Хотя первые положительные тенденции обнаружились именно в машиностроении. Возможно, именно потому, что это одна из самых тяжёлых отраслей, она и самая отмобилизованная. Я дал задание своим подразделениям подготовить аналитику по сегментам промышленности, причём, возможно, изучать её нужно даже не по отраслям, а по другому принципу. Например, предприятия, которые работают в секторе биржевых товаров: выручка алюминиевого завода зависит не только от его работы, но и от ситуации на бирже. Машиностроение - очень специфическая отрасль, наукоёмкая и высокотехнологичная, здесь очень многое зависит от профессионального управления, чтобы добиться успеха в этой отрасли, должны сойтись тысяча факторов: и искусство руководителя, и государственная политика, и тарифное регулирование. Это как мост: факторы сошлись в одной точке - и мост закачался. Так и здесь должны сойтись десятки факторов, чтобы добиться успеха.

- А меня интересует влияние социально-политического фактора. В регионе есть предприятия, которые, наверное, давно стоило бы закрыть, потому что они не стоят земли, которую занимают. Нет перспектив у производств с таким устаревшим оборудованием, а если переоснащать - так проще заново построить, в другом месте. Но там большие коллективы - и под давлением власти предприятия каким-то искусственным образом сохраняют, хотя они болтаются от одной угрозы банкротства до другой. Плюс экологические проблемы, на решение которых денег тоже, конечно, нет. Агония затягивается... [.P]

- А как вы хотели? Мы же не можем допустить, чтобы тысячные коллективы остались без работы, а их семьи - без средств к существованию. Хотя я согласен, что иногда правомерно ставить вопрос не только о переносе предприятия, но и о диверсификации коллектива. У нас в области одно из самых проблемных предприятий - «Красный Октябрь». Ситуация там очень неоднозначная, но мы надеемся на обещание «Ростехнологий» поднять завод. «Ростехнологии» - это государство в государстве, около 400 предприятий, вы только представьте, какую кооперацию можно там сделать, что, собственно, они и обещают. И это правильно. Здесь были представители «Ростехнологий» - сотрудничество с этой компанией мы расцениваем как очень перспективное. Кстати, это предприятие может быть примером в диалоге с энергетиками: подписывают планы реструктуризации, находят какие-то формы взаимодействия. Если «Ростехнологии» действительно используют возможности «Красного Октября» в кооперации с другими предприятиями этого крупнейшего государственного холдинга, у завода - отличные перспективы.

- А у легпрома в регионе есть перспективы?

- Легпром, как и пищевая промышленность, работает на конечного потребителя. Доля наших сельхозпроизводителей и пищепрома в сетевых магазинах в последнее время увеличилась до 53-57%. У пищевой показатели растут, так почему же у лёгкой промышленности может не быть перспектив? Швейная отрасль работает, хотя конкуренция у неё огромная. Для всех остаётся большой загадкой, почему аналогичная продукция из Китая кратно дешевле нашей. Фантастическая загадка. Но если посмотреть, что наши делают, начинаешь верить в отечественного производителя.

- А текстильный кластер в Камышине будет?

- Чтобы выстроить кластер - объединение предприятий-смежников, нужно сначала поднять локомотив этой цепочки. А это очень непросто, если учесть, что готовая ткань из Кореи стоит лишь чуть-чуть дороже нашей, ещё даже некрашеной. Я вошёл в состав российско-узбек- ской межправительственной комиссии, потому что нам нужен их хлопок, а им - наши трактора. Это хорошая тема. Но не быстрая.

- Александр Анатольевич, я знаю, что быстро только кошки родятся, но и вы поймите: у нас с вашей командой связаны большие ожидания. Область много лет сидела ровно, всё нас устраивало, а потом обнаружилось, что мы засиделись... Другие бегут, а мы всё сидим. И вот пришла ваша команда - молодая, грамотная, симпатичная, и мы с нетерпением ждём, когда же результаты будут? Очень хочется, чтобы произошло что-то такое, чему можно порадоваться: йес, мы это сделали.

- Я очень люблю классику. «Собачье сердце», «Покровские ворота» можно смотреть бесконечно...

- Это вы про радости?

- Нет, это я про классику. Если собрать девять беременных женщин, ребёнок через месяц не родится. Ожидания, конечно, у нас у всех велики. И у нас, и у промышленников, предпринимателей, оптовиков и сетевиков, и у федеральной власти... Но прежде чем что-то сшить, надо сделать выкройку. А чтоб сделать выкройку, надо семь раз отмерить. И уж потом отрезать.

- Хорошо бы ещё сначала с фасоном определиться. И вопрос о стратегии развития Волгоградской области встаёт перед нами во весь рост.

- Да это ничто по сравнению с тем, как вы, женщины, капризно фасоны выбираете... Если же серьёзно, то прежде чем определяться со стратегией, надо понимать, что мы имеем. Вот вы говорите: у нас область такая. А может, не такая? Анализировать надо не просто цифры за сегодня и вчера, а причинно-следственные связи. Нам надо не фиксировать «это хорошо, а это плохо», а вычислять причины, почему хорошо и почему плохо. Иначе так и будем репу чесать, когда обнаружим, что что-то плохо.

- Ну так что же, ждать 9 месяцев?

- Нет, столько вы не выдержите. Но прогнозы - слишком неблагодарное дело. Я очень осторожно отношусь к обещаниям и к цифрам, хотя и понимаю, что всем хочется определённости. Я не могу сказать, какими будут энерготарифы. Но я могу обещать, что они будут прогнозируемыми. Я не могу обещать, что тарифы снизятся, но сдержать темпы роста - да. Хотя снизить - это идеально, и мы к этому стремимся.

- Мы много говорили про аналитику: в таком варианте с причинно-следственными связями - её действительно не хватает. Кто вам её делает?

- Мы сами делаем, step by step, секторами. Например, когда анализировали рост тарифов, мы не смотрели тупо, как они выросли. Идею нам дали коллеги из «Интер РАО», а мы её развили и облекли в цифры, теперь все говорят, в том числе в министерстве энергетики, что мы применили уникальный подход. Мы смотрели не динамику производства и тарифы, а сколько денег осталось у потребителей - у промышленности, у населения. Сравнивали динамику остатков финансовых ресурсов и динамику роста тарифов. Против такой аналитики эмоции бессильны.

- Удовлетворите, пожалуйста, моё любопытство: как получилось, что вице-губернатор по промышленности и торговле стал заниматься развитием парусного спорта и помогать в организации регаты?

- Нравится мне это дело.

- А я надеялась, вы скажете, как такие заметные культурные и спортивные события влияют на экономическую ситуацию в регионе...

- Конечно, влияют: чем больше лодок мы купим, тем лучше кому-то будет.

- А нам?

- А нам будет красиво. Кому-то нравятся коньки, кому-то футбол, а мне - яхты.

- Яхтсмен?

- Начинающий.

- Давно?

- С 2007 года.

- Три года - по нашим временам уже целая эпоха.

- Так то по вашим. А сколько раз в году чиновник может на лодке выйти? Если раз-два в месяц получится часок покататься - уже хорошо.

- Что за лодка у вас? Она здесь или в Москве?

- «Корвет 500». Привёз в прошлую субботу.

- Гонки на катерах будем устраивать?

- Нет, я не гонщик. А на регаты, которые устраивает Волгоградская федерация парусного спорта, всех приглашаю. Развивать надо парусный спорт. И детей учить на классике. Как Ксения Борисовна Магнитская.

КСТАТИ

Заместитель главы администрации области Александр Быкасов встретился с вице-президентом Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Максимом Громовым. Институт занимается анализом и выработкой рекомендаций по развитию благоприятной среды для предпринимательства и общей экономической ситуации. Институт составляет рейтинг регионов по уровню развития малого предпринимательства. Результаты рейтинга учитываются Минэкономразвития РФ при рассмотрении заявок о выделении регионам субсидий на развитие малого бизнеса. А. Быкасов предложил вице-президенту НИСИППа перевести сотрудничество с регионом в практическую плоскость: «Нас интересует не только как мы позиционируемся на фоне других, но и причинно-следственные связи этого. У нас есть потребность в рекомендациях как развивать конкретные отрасли, как мотивировать участие предпринимателей в тех или иных проектах, например, в текстильном кластере». М. Громов обещал, что в ближайшее время специалисты института предложат позиции, по которым возможно такое сотрудничество.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости