Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кредит для аптеки: может, он нам всем поможет? "Фармацевтический вестник"

Кредит — слово вроде бы известное. Мы сталкиваемся с кредитами потребительскими в жизни повседневной и регулярно слышим о кредитах для бизнеса, как в СМИ, так и в разговорах с партнерами и коллегами, но насколько нужен кредит малому предприятию, в частности аптечному, — вопрос очень неоднозначный.

Доверяй, но проверяй

Формально, кредит (лат. creditum — заем, в свою очередь это понятие образовано от лат. credere — доверять) — понятие очень простое: это ссуда на условиях платности, возвратности и срочности, т.е. мы занимаем у кого-то что-то на определенный срок с обязательством отдать и заплатить за это некую цену.

На деле даже само отношение к кредитам — вещь эмоциональная. Так, например, при опросе посетителей на сайте Bankir.ru выяснилось, что лишь половина аудитории относится к кредитам положительно, просто как к необходимому инструменту. Еще почти четверть считают их двигателем прогресса. 21% респондентов не любят чувствовать себя должниками, а оставшиеся 5% считают кредиты абсолютным злом.

Так что же такое кредит для нас — зло, польза или повседневная необходимость?

Прежде всего, говоря о кредите, нужно сказать, что разновидностей кредитов на настоящий момент очень много, причем кредит — это вовсе не обязательно банковский инструмент. На самом деле, наиболее частная разновидность кредита — это кредит коммерческий, и с ним работают практически все аптеки, даже не всегда понимая, что это разновидность кредита. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.823) коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом, т.е., беря товар с отсрочкой платежа или на реализацию, аптека уже привлекает кредит или, совершая предоплату, предоставляет его.

Ставки, проценты, риски

Что же в кредите хорошего и что плохого? С одной стороны, кредитные средства увеличивают активы аптечного предприятия, что позволяет повысить доходность аптеки и увеличить скорость роста бизнеса. С другой — кредит как часть заемных средств увеличивает финансовые риски аптеки, что может привести к серьезным проблемам.

Какова в целом сейчас ситуация с кредитами для малого бизнеса в РФ? Кредитование малых предприятий в России происходит как в белой, так и в серой зоне. «Белые» кредиты — это в первую очередь кредиты банковские, и их выдается малому и среднему бизнесу около 300 тыс. ежегодно на сумму более 1 трлн руб.

Средняя ставка по таким кредитам на настоящий момент вацрьируется в зависимости от условий и целей привлечения средств, наличия обеспечения, кредитной истории и текущего финансового состояния заемщика от 15 до 23 %, хотя нередко наличие скрытых платежей повышает реальную стоимость таких кредитов еще на 7—12%, а привлечение залога или поручительств может добавить еще 15—20%.

Если 300 тыс. кредитов в год разделить на 5,606 млн предприятий среднего и малого бизнеса, действующих в России (по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) на 2009 г.), то появляется понимание, что это очень незначительное число, и анализ показывает, что во многом низкая активность российских предприятий по привлечению средств — «заслуга» наших банков, не очень ориентированных на диалог с предпринимателями.

Кроме того, если говорить собственно об аптечном бизнесе, то необходимо отметить непонимание банками его специфики, хотя некоторые из банков (например, Пробизнесбанк, Кредит Европа Банк) и пытаются создавать специализированные отделы по работе с розницей и конкретно с фармрозницей, однако их эффективность пока невысока.

Формально крупнейший «кредитодаватель» России, Сбербанк, в «Кредитной политике Сбербанка России в текущих экономических условиях» определил аптеки в список приоритетных отраслей кредитования, однако гибкость и клиентоориентированность Сбербанка столь низка, что получение в нем кредитов — вопрос проблематичный в принципе.

В результате значительная часть рынка кредитования малого бизнеса на настоящий момент находится в «серой зоне» рынка (т.е. осуществляется физическими или юридическими лицами в частном порядке в неконтролируемом государством процессе) и часть — в зоне небанковских микрофинансовых организаций, активный рост которых в течение последних семи лет показал их превосходство в умении «понять» малого предпринимателя.

Кроме того, поскольку рынок кредитования малого бизнеса в России еще в процессе формирования, то реальные ставки по кредитам, выдаваемым различными банковскими и небанковскими структурами, варьируются от 6 до 730% годовых, и выбор схемы кредитования требует тщательного расчета и детального изучения условий кредитного договора.

Если говорить о коммерческом кредите, то и его привлечение не такой простой процесс: с одной стороны, если аптека по причине дефицита оборотных средств закупает фармпрепараты на условиях отсрочки платежа, то дистрибьютор вынужден увеличивать их отпускную цену, закладывая туда свои риски, а с другой — далеко не каждая аптека может получить отсрочку, поскольку возможности давления на поставщиков у независимых аптек и небольших аптечных сетей весьма ограничены, а крупные дистрибьюторы не склонны увеличивать свою дебитор­скую задолженность. Кроме того, многие производители лекарственных средств и БАД не имеют такого объема оборотных средств, как оптовики-дистрибьюторы, и очень ограничены в возможности предоставления отсрочки или рассрочки платежей.

Брать или не брать?

Получить кредит аптеке в настоящий момент или сложно, или дорого ( а иногда и сложно, и дорого). Так нужно ли это в прин­ципе? Ответ здесь на самом деле довольно прост: все зависит от рынка.

На растущем рынке привлекать заемные средства можно и нужно, поскольку, занимая консервативную позицию и отказываясь от кредитов, аптека снижает свои показатели эффективности и неизбежно превратится в аутсайдера рынка.

Достаточно отметить, что в настоящий момент стандартный бизнес-план по открытию аптеки подразумевает привлечение до 60—70% заемных средств от суммы инвестиций. Сразу хочу отметить, что это обусловлено лишь желанием получить быструю окупаемость собственных средств, вложенных в бизнес (т.к. рентабельность аптечного бизнеса в последние годы нельзя назвать очень высокой по российским меркам), и на практике вероятность банкротства такого аптечного предприятия составляет более 50%. Поэтому, если вы не планируете строить финансовую пирамиду или терять свои деньги, я бы настоятельно не рекомендовал превышать показатель заемных средств в 30%. В свою очередь на рынке нестабильном или падающем привлечение кредитов должно быть ограничено до минимума, поскольку сочетание рыночных рисков и рисков финансовых — вещь весьма опасная и бессмысленная.

Владимир Корнюшин,
консультант по вопросам бизнеса и права

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости