Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Угрозы – призрачные и реальные. Украинский журнал "Перехiд" ("Переход")

России не привыкать к сравнению с африканскими странами, когда речь заходит о коррупции или условиях ведения бизнеса. Но по индексу предпринимательской активности за 2009 год, представленному Global Enterpreneurship Monitor, мы пропускаем вперед даже их. Только 3,9% россиян недавно создали свое дело или создают его сейчас. Показатель в 1,5 раза ниже, чем в ЮАР, и в 2,4 раза ниже, чем в Тунисе. Круг начинающих предпринимателей был бы еще уже, если бы с 2009 – го российское правительство не начало выдавать субсидии на открытие бизнеса. В результате за прошлый год малый и микробизнес «поправился» на 9,3%. Впрочем, такие статистические данные настраивают на оптимистичный лад далеко не всех. «По программе помощи безработным образовано около 130 тыс. предприятий. Но это мифические предприятия»,полагает вице – президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.

О реальном развитии отечественного малого бизнеса красноречиво говорят другие цифры: занятость на малых и микропредприятиях в 2009 году по отношению к 2008 – му снизилась на 1,5%, выручка таких компаний – на 10%, а инвестиции в эту сферу – на 30%. Сравнивать Россию с иными странами по вкладу небольших предприятий в экономику сложно. Прежде всего из – за различий в том, что называется малым бизнесом. Тем не менее эксперты настроены не слишком радостно: долю такого бизнеса в российском ВВП они оценивают в лучшем случае в 15% против 50, а то и 80% на Западе. Минэкономразвития прогнозировало, что в 2010 году доля малого предпринимательства должна составить 30%. А президент РФ Дмитрий Медведев, еще будучи первым вице – премьером, считал необходимым довести ее до 50%. Правда, уже сейчас в некоторых регионах доля занятых на малых предприятиях достигает четверти всех работающих. Только вот вклад этого бизнеса по – прежнему не сильно заметен.

В чем причина апатии россиян, что мешает им начать собственное дело? Согласно опросам ВЦИОМ, среди основных препятствий – неминуемое столкновение с бюрократией и коррупцией. Однако те, кто уже ввязался в бой, называют эти опасения преувеличенными. «Слухи о коррупции пугают сильнее, чем сама коррупция, а слухи о бандитах намного страшнее живых бандитов. Хотя все это, к сожалению, есть. Но сталкиваются с такими проблемами бизнесмены покрупнее, а не те, кто недавно открылся»,утверждает учредитель. Московского клуба предпринимателей (МКП), основатель G. M.Trading и текстильной компании «Арлони» Аркадий Лопухов. С мая 2009 – го действует закон, разрешающий проверять малые предприятия лишь один раз в три года. Фирма «Огне – печка» существует в Ногинске с 2008 – го, но общения с мздоимцами ее создатель Андрей Головко (пока?) счастливо избежал. «Коррумпированным проверяющим мы малоинтересны, признается он. Наша главная ценность – люди. И забрать, если что, у нас нечего».

У Надежды Десиновой, владелицы магазина натуральных и экопродуктов «Юрганик», забрать есть что. Но, например, проверки пожарных ее не касаются. Помещение для торговли офлайн (вначале она открыла интернет – магазин) предпринимательница арендует у другого магазина. Так что общение с пожарными – прерогатива арендодателя. Даже от налоговиков можно укрыться. Если выбрать упрощенную систему налогообложения, контакты с госорганами сводятся к минимуму. «Упрощенцев редко проверяют, а первые три года после регистрации бизнеса не проверяют вообще никого и шансов повстречать коррупцию в налоговой сфере просто нет», говорит Аркадий Лопухов.

Проблема может состоять в другом. Для Надежды Десиновой это таможенные барьеры. Пока ей сложно импортировать товары напрямую, и предпринимательница вынуждена пользоваться услугами логистических компаний. Это делает конечную себестоимость продукта выше в 2 – 3 раза, отмечает она. Чтобы выдерживать конкуренцию, приходится устанавливать минимальную наценку. Так, растворимый органический кофе из Великобритании Clipper Arabica стоит в ее небольшом магазине 390 рублей, а в сетевой «Азбуке вкуса» – 1090 рублей. К слову, на Туманном Альбионе его можно купить всего за 3,79 фунта стерлингов (180 рублей).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости