Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Губернатор Тюменской области призвал чиновников быть ближе к народу и заводить блоги. «Комсомольская правда»

Сегодня Владимир Якушев выступил с ежегодным посланием Тюменской областной думе «О положении дел в области»

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы!

Уважаемые Почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!

Дорогие тюменцы!

Мое нынешнее послание носит особый характер. Начиная второй срок исполнения ответственной должности Губернатора Тюменской области, я хотел бы, прежде всего, подвести итоги сделанного нами за эти годы. А также взглянуть вперед, в будущее, наметить основные ориентиры нашего дальнейшего движения по пути всесторонней модернизации областной экономики. Более того – всего социального уклада нашего региона. При этом я призываю вас сосредоточиться на наиболее крупных, узловых проблемах. Думать о них надо в более широком временном горизонте, чем это обычно принято, чем позволяет текучка повседневных дел и забот. Детальная отраслевая конкретика будет содержаться в Отчете о результатах деятельности Правительства области за 2009-2010 годы, с которым я выступлю перед депутатами Тюменской областной Думы. Сегодня же я хотел бы поделиться с вами своим видением наших стратегических задач. Наших системных достижений – и, сразу скажу, наших системных же недочетов.

Слово «модернизация» – в разряде привычных. Но, к сожалению, некоторыми оно до сих пор воспринимается лишь как сигнал «поезда перемен», который еще только должен прибыть из столицы. Другими – и вовсе как очередная конъюнктурная установка, ритуальный «лозунг дня». Это не просто неправильно. Это опасно. Модернизация, о необходимости которой говорит высшее политическое руководство России, – не лозунг, а категорический императив, диктуемый самой реальностью современного мира. Он возник из объективных потребностей страны, он обусловлен всей ее нелегкой, драматической историей. Каждый регион отвечает на модернизационный вызов, и мы, тюменцы, должны найти свой ответ. Уклоняться от ответа, делать ставку на инерционное развитие недопустимо. 

Самое главное, из чего мы должны исходить – понимание того, что модернизация – не состояние, которого можно достичь, предприняв некоторую сумму действий и отчитавшись об их исполнении. Более того, модернизация не сводится к простому овладению новыми идеями и технологиями. Модернизация – это проект переосмысления всей человеческой жизни: и общественной, и частной.

Успех модернизации приходит в тот момент, когда она из политической установки и программы становится внутренним побудительным мотивом деятельности всех активных социальных групп и главным двигателем экономической конкуренции; когда забота о прогрессе социальной среды, о процветании культуры, активная гражданская позиция, нетерпимость к малейшим проявлениям стагнации делается нормой, а не исключением. Об успехе модернизации можно будет говорить лишь в том случае, если она станет необратимой; если она превратится в самоподдерживающийся процесс – уже не зависящий от административного нажима, но осуществляемый солидарными усилиями общественных, экономических и политических сил, а также интеллектуальных элит. Успех модернизации – победа не только ее инициаторов и организаторов, но победа всего общества, оказавшегося способным на это глубокое, качественное преображение.

По сути, именно созданием условий для такой модернизации мы и занимались все 2000-е годы. И многого добились.

Первое, чем мы можем по праву гордиться – это наша демографическая ситуация. Она представляет собой интегральный результат как общей социально-экономической стабильности, так и реализации множества конкретных проектов. В регионе продолжает увеличиваться численность населения, причем последние четыре года – даже без учета миграционных процессов, за счет естественного прироста. Рождаемость в Тюменской области за последние пять лет поднялась почти на четверть и стала заметно выше, чем в среднем по России, а смертность – столь же заметно ниже. Особенно радикально нам удалось сократить самые трагические показатели – уровни материнской и младенческой смертности. За тот же период – в 3 и 2 раза соответственно. Не менее революционное достижение – средняя продолжительность жизни мужчин, а это традиционно самая острая демографическая проблема, выросла почти на четыре года!

Все это стало возможным благодаря выстраиванию комплексной, многоуровневой системы охраны и сбережения здоровья. От фельдшерско-акушерских пунктов (кстати, в области завершена их полная реновация – ветхих ФАПов больше нет) до оборудованных по последнему слову техники центров медицинской помощи. От профилактики до лечения самых сложных случаев. Настоящий прорыв – формирование сети перинатальных центров, которая охватила всю территорию области и обеспечивает всем ее жителям равно достойные условия для рождения и выхаживания детей. Колоссальное значение, в том числе моральное, имеет наша программа поддержки вспомогательных репродуктивных технологий. 657 детей, появившихся на свет благодаря данной программе, – это поистине бесценное достижение.

Вообще, сфера применения высоких медицинских технологий расширяется стремительно. Вложенные в нее бюджетные инвестиции, выросшие с 2005 года более чем вдвое, окупаются многократно – окупаются человеческими жизнями, то есть самой драгоценной валютой. Количество ежегодно получающих такую медицинскую помощь пациентов увеличилось за это время в 2,7 раза, а сроки ожидания сократились с двух лет до двух с половиной месяцев, и будут сокращаться и дальше.

Одновременно мы прилагаем значительные усилия для сохранения человеческого здоровья, для недопущения тех критических ситуаций, в которых высокие медицинские технологии становятся единственным спасением. Это и дополнительная диспансеризация сотен тысяч работающих граждан; и создание 13 Центров здоровья, обеспеченных всем необходимым оборудованием и специалистами. Особенно радует высокая мотивация тюменцев к сохранению своего здоровья. Доля самостоятельных обращений граждан в эти учреждения достигла 78%. Это и неустанное внимание, которое мы уделяем развитию физической культуры и спорта, строительству необходимой инфраструктуры. За пять лет на эти цели направлено почти 8 млрд. руб. Просто не хватит времени, чтобы перечислить все возведенные нами для детей и взрослых спортивные объекты. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, превысил 25% – примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.

Другая сфера неоспоримого успеха – жилищное строительство. Качество жизни тюменцев меняется благодаря ему буквально на глазах. За последнее пятилетие объемы ввода жилья выросли почти вдвое и превысили 1 млн. квадратных метров общей площади в год. В городах области растут новые многоквартирные дома, а около 40% от общего объема ввода дает индивидуальное жилищное строительство. Ему мы также оказываем значительную поддержку за счет средств областного бюджета – прежде всего путем обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и развития местной промышленности строительных материалов. Особенно важны такие направления, как помощь молодым семьям (за пять лет ими с помощью социальных выплат и льготных займов  построено и приобретено  400 тыс. квадратных метров жилья) и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (в рамках этой программы за последние три года получили новое жилье 1300 человек). До конца года планируется переселить еще 1 200 человек. Даже финансово-экономический кризис, особенно сильно ударивший по строительному комплексу, не подорвал его потенциала. О принятых нами для поддержки строителей экстренных организационных и финансовых мерах я буду подробно говорить выступая с отчётом перед думой, пока же констатирую главное – падение преодолено, в отрасли начался восстановительный рост.

Примером успешной работы остается все эти годы наш агропромышленный комплекс. Верным оказался наш курс на создание учитывающей специфику каждого района и каждой территории, гибкой системы поддержки разных отраслей сельского хозяйства и разных организационных форм его ведения – от крупных аграрных комплексов до мини-ферм и личных подворий. За пять лет интенсивность сельскохозяйственного производства выросла вдвое, а его физические объемы – более чем на треть.

Особо хочу отметить достижения в растениеводстве, насыщение его высокопроизводительной техникой, широкое применение ресурсосберегающих и почвозащитных технологий. Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в 1,5 раза превышает средний показатель по Уральскому федеральному округу, а по урожайности овощей открытого грунта и картофеля мы последние два года находимся на первом месте в России.

Быстро переходит на новый технологический уклад и животноводство. Так, объемы производимого молока, благодаря инвестициям в сооружение современных комплексов и комплектованию их высокопродуктивными животными, а также выстраиванию четкой логистики, растут ежегодно на 4-5%, а показатель молочной продуктивности – почти на 10%. По нему Тюменская область занимает первое место в Уральском федеральном округе и входит в первую десятку российских регионов. Еще более перспективным представляется мясное направление, эффективно координируемое «Тюменской мясной компанией». Здесь главный упор делается на «правильную» генетику – поголовье племенных животных выросло за пять лет в два с половиной раза. С 2012 года Тюмень станет общероссийским центром репродукции животных мясного направления. Результат приложенного труда ощутим: по большинству параметров Тюменская область не только достигла самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, но и стала «донором» для соседних регионов. Кстати говоря, климатические испытания этого года создали для нас в этом отношении дополнительные возможности, и их надо использовать для дальнейшей экспансии на новые рынки.

 Наконец, в области сформирован широкий спектр значимых инвестиционных проектов.

Уват, который в текущем году должен дать уже 4,6 млн. тонн нефти.

Антипинский нефтеперерабатывающий завод, мощность которого с введением в мае этого года второй очереди будет доведена до 4,1 млн. тонн нефти.

Тобольская нефтехимическая зона опережающего роста и важнейшая ее часть – комплекс по производству пропилена и полипропилена, строительство которого вошло в активную фазу.

Масштабные промышленные проекты компаний «УГМК-Сталь», «Шлюмберже», «Тюменьстальмост», «Бентек», «Очаково» и многие другие, давшие области суммарно более 5 тыс. рабочих мест.

Привлечение инвестиций обеспечивается не только эффективным использованием инструментов, предоставляемых федеральным законодательством; не только наличием в области многочисленных «институтов развития» – таких, как Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, Тюменский центр содействия предпринимательским инициативам, Европейский Информационный Корреспондентский Центр по Тюменской области. Огромную роль играет и кропотливая работа с каждым инвестором, оказание ему всесторонней организационной и консультационной помощи, а иногда и жесткое администрирование инвестиционного климата – например, в вопросах выделения земельных участков, подключения к инженерным сетям и т.п. Капитал идет в Тюменскую область – и, я уверен, настоящий инвестиционный бум еще впереди. Но для этого нам нужно перейти от индивидуальных, я бы сказал, ремесленных методов к выстраиванию четкой индустрии привлечения инвестиций.

Да, успехи у нас есть. Они обеспечены интенсивной работой управленческого звена, реализацией программы развития области, основы которой были заложены еще в первые годы истекающего десятилетия, а также постоянной поддержкой наших начинаний руководством страны и Уральского федерального округа.

Но прежде всего они обеспечены напряженным трудом тысяч и тысяч тюменцев.

Спасибо всем вам, спасибо всем труженикам земли Тюменской!

Наличие успехов подтверждается и экспертными оценками. Так, по рейтингу эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, составляемому федеральным Министерством регионального развития, Тюменская область с 2007 года удерживает первое место среди всех субъектов Российской Федерации. Третье место среди лауреатов высшей степени мы заняли в Конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития «Регионы России: от кризиса к развитию» (проведен тем же министерством и Государственной Думой Российской Федерации). По Индексу качества жизни согласно оценке Института региональной информации и факультета политологии МГУ у области четвертое место из 83 регионов. Вроде бы все хорошо или относительно неплохо. Однако можем ли мы заявить, что успех модернизации уже достигнут? Отвечу жестко и категорично – нет.

Условия для модернизации действительно созданы. Но чтобы воспользоваться ими, нам предстоит справиться с очень серьезными, даже болезненными затруднениями, потому что главный вызов, на который мы должны дать ответ, это мы сами. Наша все еще сохраняющаяся во многих отраслях технологическая отсталость и, главное, наша склонность преодолевать ее столь же архаичными методами – о недопустимости такого подхода не раз говорил Президент Российской Федерации. Наша инертность и пассивность, косная приверженность сложившемуся жизненному укладу, отсутствие интереса к его модернизации. Наш острый дефицит конструктивной гражданской инициативы, подменяемой либо банальным выпрашиванием подачек, либо молчаливым отказом от ответственного разговора по существу дела.

По собственному опыту знаю, что руководителю, стремящемуся что-то изменить к лучшему, приходится прежде всего пробивать окружающую его стену равнодушия. «Поддавливать» своим административным весом там, где должна была бы работать свободная творческая энергия. Вручную управлять тем, что вообще-то призвано к самоуправлению. Давайте называть вещи своими именами: наши многочисленные общественные советы, в деятельности которых я принимаю личное участие, – это преимущественно «театр одного актера». Но ведь, как писал французский политический мыслитель Алексис де Токвиль, «необходимо, чтобы правительство не действовало в одиночку», в противном случае все, на что оно окажется способно – «поддерживать в общественном организме своего рода административную дремоту».

Наконец, наша неготовность к совместному поиску солидарных решений возникающих проблем; к выработке компромиссных, основанных на взаимном доверии и балансе интересов способов обеспечения общественного блага. Это вынуждает власть брать на себя роль чуть ли не единственного модератора экономических и общественных споров. Но ведь так можно решать лишь простейшие задачи выживания и поддержания стабильности. Модернизация так не делается. Мы все – команда одного корабля, команда нашей области. Корабль выйдет на большую воду, плавание его будет безопасным и успешным только в том случае, если мы научимся действовать именно как единая команда. Команда, у каждого из членов которой – своя миссия, своя функция, своя, личная честь и гордость. И своя преданность общему делу. Такова формула истинной демократии – «чтобы из многих возникло единое».

Что же нам нужно изменить – в себе, в своем образе действий, в наших институтах и во всем порядке нашей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, надо в первую очередь понять, что мы будем работать не только для самих себя (и уж тем более – не для галочки в отчете). Мы будем работать прежде всего для своих детей – для того поколения, которое сейчас только готовится к вступлению в активную жизнь. Именно ему будет принадлежать тот модернизационный задел, который мы сейчас создаем. Именно наши дети придадут процессу модернизации новые измерения и новую динамику. Мы должны готовиться к передаче им этой эстафеты сами – и готовить их. Это поколение, рожденное в не самые легкие для страны годы, было для своих родителей «поколением надежды». Оно не может оказаться «поколением поражения». Оно должно стать «поколением успеха».

И поэтому первый из тех «узлов консолидации», на которых я намерен специально остановиться, – социальная и гражданская активность. Есть такая броская фраза: «В будущее возьмут не всех». Она неточна. В будущее вообще не берут, туда может попасть только сам человек, своими собственными силами. Человек, воспитавший в себе силу духа, энергию разума и бодрость тела. Человек, пришедший на эту землю – на нашу Тюменскую землю, – чтобы созидать и творить. Формирование такого человека – вот наша генеральная цель.

Главная ответственность за ее достижение лежит, конечно, на нашей системе образования. Мы только что приняли План действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вот, кстати, важный пример стратегического планирования в расширенном временном горизонте: все элементы Плана работают именно на формирование нового человека, человека эпохи модернизации.

То же можно сказать и еще об одном важном документе – разработанной органами исполнительной власти и Советом ректоров высших учебных заведений Тюменской области «Концепции инновационного развития профессионального образования» до 2020 года. Чтобы отказаться от тупиковой модели «догоняющего развития» общества, нужно изжить остатки психологии «догоняющего развития», психологии «вечного второго» – подчеркиваю, в общемировом измерении. В стенах учебных заведений уже сегодня формируется подлинная личность – «гражданин думающий», обрабатывающий огромные объемы информации, ориентированный на непреложные этические ценности и, одновременно, на максимальную эффективность совершаемых поступков.

Кстати, пользуясь случаем, хочу продолжить начатую в прошлом году традицию и назвать имена нескольких выпускников, показавших в этом году максимально возможный, стобалльный результат Единого государственного экзамена: это Ксения Иванова из академической гимназии при ТюмГУ, Яна Полякова из тобольской гимназии имени Лицмана, Екатерина Николаева из Окуневской средней школы Омутинского района и Владимир Плесовских из лицея при ТюмГНГУ. Браво!

Более того, эти новые граждане все заметнее действуют и за пределами своих школ, профессиональных училищ, вузов. Стремительно развивается молодежное волонтерство, которое во всем мире принято считать главным индикатором духа гражданственности и с которого, между прочим, начинались многие блестящие политические карьеры. Волонтерское профилактическое движение насчитывает уже более 5,5 тысяч участников. В добровольческие социально-благотворительные объединения, помогающие ветеранам Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов, инвалидам, вдовам и матерям погибших военнослужащих, вовлечено более 25,8 тысяч человек. Особо хочу поблагодарить членов сводного поискового отряда Тюменской области. Благодаря их работе в Новгородской и Тверской областях обнаружено и подготовлено к погребению 288 останков советских солдат. Мы продолжаем отдавать долг памяти павшим на полях сражений Великой Отечественной войны.

Неплохо потрудилась Общественная молодежная палата. От следующего ее состава, избираемого по новым, предоставляющим больше возможностей правилам, я жду реальных модернизационных инициатив. Набирает обороты молодежное движение «Дебаты», в одном из мероприятий которого я намерен принять личное участие в самое ближайшее время. Рекомендую сделать то же самое своим коллегам по областному правительству, а также депутатам Тюменской областной Думы. Важным событием стал недавний форум молодежи Уральского федерального округа «Актив-2010». В текущем году тюменцы заняли два первых места на Всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России-2010». Сборная команда знатоков Тюменской области стала абсолютным чемпионом Международного фестиваля интеллектуальных игр. На XVIII Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна – 2010» тюменская делегация была удостоена тридцати дипломов, в том числе двух Гран-при.

Колоссальна ответственность культурной сферы. Ведь успех модернизации – это, в первую очередь, вопрос культуры, и лишь во вторую – технологий. Недаром одна из важнейших книг, созданных в социальных науках в последнее десятилетие, называется «Культура имеет значение: каким образом ценности определяют человеческий прогресс».

Культура, о которой я говорю, – это не пассивное потребление созданных другими культурных сокровищ. Это, в соответствии со смыслом латинского корня, возделывание социальной почвы, творческое взращивание нового и небывалого. Мы осуществляем значительные инвестиции в развитие материально-технической базы культурных учреждений Тюменской области. Эти инвестиции должны оборачиваться новыми яркими начинаниями, мобилизующими и стимулирующими наш интеллектуальный потенциал.

Реальное достижение подлинно модернизационного успеха – вновь открытая Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева и учреждение на ее базе филиала Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Сегодня я хотел бы объявить о начале реализации на этой площадке новой инициативы – проекта «Губернаторские чтения». В его рамках под моей личной эгидой в Тюмени состоится серия публичных лекций ведущих представителей отечественного экспертного сообщества – экономистов, социологов, политологов. Выступления будут посвящены прежде всего различным аспектам российской модернизации, в том числе в применении к нашей региональной специфике. Аудиторию составят областные управленцы, наша научная общественность, представители политических партий, общественных объединений и бизнес-ассоциаций, студенчество. Надеюсь, проект существенно поднимет тонус интеллектуальной и общественно-политической жизни Тюменской области.

Социальная и гражданская активность, о которой я говорю, в нашу эпоху немыслима без адекватной поддержки со стороны средств массовой информации. Как кто-то точно выразился, «долг журналистики – успокаивать обеспокоенных и тревожить ублаготворенных». И журналисты области честно делают свою работу. Однако мы знаем, что традиционные масс-медиа во всем мире либо радикально перестраивают свою деятельность, реагируя на стремительный прогресс сетевых средств коммуникации, либо проигрывают в конкурентной борьбе новым информационным средам. Такой же выбор стоит и перед нами, тем более что глубина проникновения в область интернет-технологий нарастает. Регулярный доступ в глобальную сеть имеет уже 31% жителей области, причем всего за два года практически втрое возросло количество людей, использующих интернет в качестве основного источника информации. Но вместе с тем человек, лишенный ориентиров и критериев отбора информации в бескрайнем цифровом пространстве, рискует стать жертвой многих соблазнов и потому нуждается в квалифицированной помощи. Разумеется, именно в помощи, а не в какой-либо цензуре, не только заведомо неэффективной, но и неконституционной. Как недавно сказал Патриарх Кирилл: «СМИ сегодня становятся тем полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву мы не имеем права проигрывать». А выиграть ее можно, только демонстрируя готовность и умение играть на этом поле по его правилам, учась привлекать внимание, уходя и от тоскливого официоза, и от дешевой развлекательной жвачки. Думаю, что власть должна показать здесь пример. В частности, полагаю, что практику ведения руководителями разных уровней персональных блогов нужно распространять – конечно, не превращая это дело, как оно иногда случается, в безответственный балаган. Но надо отдавать себе отчет – будущее именно за такими информационно-технологическими платформами, и откладывать их освоение не стоит.

Резюмирую: во всех элементах общественной жизни первое и решающее слово должно принадлежать гражданской самоорганизации, самодеятельной общественной инициативе. Пока мы демонстрируем важнейшую способность к быстрой консолидации разнородных общественных сил только в критических ситуациях, не оставляющих иного выбора. Ценным примером тут может служить Соглашение тюменских региональных отделений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России» о взаимодействии в реализации антикризисных мер. Это была важная акция, сыгравшая свою роль, в частности, в недопущении всплеска протестных настроений. Теперь надо работать над превращением такого подхода к общему благу в норму и даже традицию. Ключ к успеху – активное использование ресурсов местного самоуправления, причем с ударением на первую часть слова – «само», самодеятельность. Главной движущей силой нашей модернизации должны быть, говоря пушкинскими словами, «пружины смелые гражданственности новой». Более того, только они и способны сделать нашу модернизацию органичной и успешной, придать ей необратимый характер.

Второй «узел консолидации» – инновационное развитие. Будем честны друг перед другом: несмотря на многочисленные призывы и определенные практические шаги, инновационность еще не стала нашим базовым «образом мысли и действия». Да, кое-что важное за этот год произошло. В 2010 году стартовала программа государственной поддержки малых инновационных компаний. Неплохо наращивает обороты бизнес-инкубатор Тюменского технопарка «Западно-Сибирский Инновационный Центр нефти и газа» – только за первое полугодие 2010 года его резидентами было выпущено инновационной продукции более чем в два раза больше, чем за весь предыдущий год. В 2010 году победителями конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры вузов стали Тюменский государственный университет и Тюменский государственный нефтегазовый университет. При наших вузах образовано 21 малое инновационное предприятие – показатель не блестящий, но минимально приемлемый, означающий, что дело, по крайней мере, сдвинулось с мертвой точки. Очень важна для нас начавшаяся реализация комплексной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области» на 2010-2020 годы. Аналогичные программы приняты во всех 26 муниципальных образованиях Тюменской области. Они включают комплекс мер и мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности во всех отраслях экономики региона. Мы должны обеспечить снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 7% на первом этапе (к 2015 году) и на 11,7% – к 2020 году.

Но радоваться рано. Судя по представленным мне оценкам, нашей области по-прежнему предстоит еще только «дотягиваться» до среднероссийских показателей «удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность». Получается почти по пословице: «живем – покашливаем, ходим – похрамываем». Разве такие задачи мы должны ставить перед собой? Это и есть идеология «догоняющего развития» в ее худшем виде.

Разве мы можем гордиться 25-м местом в рейтинге качества инновационной среды, составленном Институтом инноваций, инфраструктуры и инвестиций и Фондом «Общественное мнение»? Группу регионов, в которую попала область, исследователи характеризуют так: «Понимание властями актуальности инновационного развития сочетается с неготовностью и неспособностью действовать в данном направлении, а также опасениями перед преобразованиями». Что же касается населения таких регионов, то оно «эмоционально принимает инновации…, однако не видит собственной роли, своего возможного вклада в инновационное развитие региона. Зачастую соглашаясь с важностью нововведений, оно просто не хочет что-либо менять в собственной жизни… Оно не осознает себя участником инновационного процесса, не осознает, что его собственная активность является важнейшей предпосылкой успеха инновационных преобразований… и в конечном итоге – повышения качества его собственной жизни». Есть возражения? Давайте спорить делом.

Успех нашей модернизации зависит от того, удастся ли нам обеспечить кумулятивный эффект отдельных инновационных проектов и инициатив; удастся ли нам связать их в целостную региональную инновационную «экосистему». Создать такие условия, в которых прохождение полного цикла воплощения инновации в жизнь – от выдвижения смелой идеи, не имеющей аналогов и прецедентов (причем в мире, а не в области и стране), до ее коммерческого воплощения – будет гарантировано не столько «ручным управлением», сколько самой правовой, экономической, культурной и социальной средой.

Выращивание такой экосистемы – сложная задача, требующая серьезного интеллектуального напряжения. Полагаю, что гораздо ярче должна проявить себя тюменская научная общественность – именно как единая активная профессиональная группа, члены которой не ограничиваются предложениями в рамках своей узкой специализации, а вырабатывают всесторонний взгляд на проблему. Особенно надеюсь в этом плане на молодых, по-хорошему амбициозных ученых. Полагаю, что и такой ресурс, как подписанное год назад в целях «увеличения инновационного потенциала Тюменской области» соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и Правительством Тюменской области, используется нами далеко не полностью. Прошу департаменты образования и науки, экономики, а также отраслевые департаменты до конца года внести согласованные предложения по созданию региональной системы управления инновационным процессом.

Инновации – это проблема свободного и деятельного духа. То же относится и к другому «узлу консолидации» – предпринимательской активности. Ведь дух предпринимательства, по определению выдающегося экономиста Йозефа Шумпетера, представляет собой «нечто в крови», делающее человека инноватором по призванию. «Быть предпринимателем, – писал он, – значит делать не так, как делают другие». И в этой сфере ситуация в Тюменской области требует дальнейшей оптимизации. Да, многого удалось добиться в последние годы, и наши достижения тем более значимы, что мы начинали, что называется, с «низкого старта». Предпринимательство, прежде всего малое, относительно недавно вошло в число приоритетов региональной политики. Запуская новую программу поддержки малого бизнеса в 2006 году, мы предоставили ему финансовую поддержку в размере порядка 30 млн. рублей в год. За пять лет масштаб программы вырос примерно в 30 раз. Однако мы не ограничились простым наращиванием физических объемов финансирования. В области создан гибкий набор специализированных инструментов, позволяющих оказывать предпринимателю именно ту помощь, в которой он более всего нуждается. Сформирована в основных чертах инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая разнообразные фонды и бизнес-инкубаторы. В течение ближайшего месяца будет создан областной Фонд микрофинансирования, задача которого состоит в быстром предоставлении так называемых «коротких» денег для пополнения оборотных средств. Запланировано создание Центра содействия экспорту. Через всевозможные обучающие программы прошло уже более 35 тыс. человек. Определенные позитивные результаты достигнуты: за последний год количество субъектов малого бизнеса выросло на   21%. Причем ведь это был кризисный год, и то, что нашим ответом на кризис стал, в отличие от большинства регионов Российской Федерации, подъем предпринимательской активности, а не ее затухание, не может не радовать. Значит, энергия первопроходцев, традиции легендарного тюменского купечества живы и продолжают работать на благо нашего края. Однако и этот потенциал использован еще далеко не полностью. По сведениям Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по количеству малых предприятий на 100 тыс. населения мы занимаем 45-е место в стране. Это, я бы сказал, довольно стыдная, средненькая цифра. Причем то самое «нечто в крови» у тюменцев есть: по данным недавнего социологического исследования, почти 25% граждан хотели бы лично заниматься малым предпринимательством, но по разным причинам не находят такой возможности. Это означает, что наш подход к информационному, идеологическому и организационному обеспечению этой деятельности нуждается в решительном, не исключаю, в революционном обновлении.

И, конечно, еще один «узел консолидации», за который я ощущаю совершенно особую, персональную ответственность, – новое качество политического управления; новое качество взаимодействия государственной и муниципальной власти с обществом. В этом плане у нас тоже есть и достижения, и пока не мобилизованные резервы. Да, областные управленцы в целом работают на высоком профессиональном уровне и с полной личной самоотдачей. Продолжает совершенствоваться такой важный институт, как резерв управленческих кадров. Важной новацией стало закрепление в Положении о нем механизма взаимодействия с политическими партиями, которые теперь наделены правом предлагать кандидатуры для включения и в сам кадровый резерв, и в ответственную за его формирование Экспертную группу. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, в свою очередь, получили возможность использовать информационные базы данных региональных отделений политических партий при поиске наиболее достойных кандидатов на включение в резерв управленческих кадров. На сегодняшний день из областного резерва получили назначения 33 человека, из резерва муниципальных образований – 112  человек.

Развиваются технологии «электронного правительства». На сайте «Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области» размещено уже около тысячи услуг, а его месячная посещаемость достигла планки в 30 тыс. обращений. Очень многое обещает – прежде всего простым гражданам – начатая нами реализация требований принятого в этом году Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Создаваемая в области Система электронного межведомственного взаимодействия позволит полностью исключить истребование от заявителя любой информации, любых документов, уже находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Доставляющие столько трудностей межведомственные барьеры будут тем самым ликвидированы.

Продолжается работа по внедрению административных регламентов – важнейшего средства обеспечения ясности и прозрачности во взаимоотношениях власти и гражданина. На областном уровне действует уже 157 регламентов, до конца года будет принято еще порядка 50. Эта ценная практика продолжает распространяться и на муниципальный уровень. До конца года число внедренных регламентов предоставления муниципальных услуг превысит 800.

Расширение использования административных регламентов должно рассматриваться и в контексте нашей антикоррупционной политики. Областной план противодействия коррупции исполняется в целом эффективно. Все действующие нормативные правовые акты Правительства и Губернатора области прошли антикоррупционную экспертизу, причем почти половина из них – еще на стадии разработки. Такая экспертиза является обязательным условием включения любого документа в Регистры областных и муниципальных правовых актов.

Но и по этому направлению нам еще многое предстоит сделать. И не только продолжать избавляться от проникающих в систему управления описанных М.Е. Салтыковым-Щедриным «сорванцов, у которых на языке “государство”, а в мыслях – пирог с казенной начинкою». Этим пришлось бы заниматься и безо всякой модернизации. Но в контексте модернизационных задач именно власть всех уровней обязана превратиться в оплот духа перемен. Не единственный, конечно, но один из важнейших. Функция и призвание власти – в бережном собирании активных социальных групп в сплоченную «коалицию успеха».

По определению великого социолога Макса Вебера, «политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером». Что такое «бурение твердых пластов», мы в Тюмени знаем не понаслышке; с «холодным глазомером» дело обстоит неплохо; а больше всего нам не хватает страсти. И потому нам нужны принципиально новые (впрочем, иногда – и подзабытые старые) подходы к организации политической и информационной работы, к мобилизации общественной энергии, к расширению поля и наращиванию интенсивности публичной дискуссии о путях и конкретных механизмах модернизационного развития.

«Электронное правительство» – это прекрасно, но управленцам надо и с живыми людьми встречаться гораздо чаще! И затем, чтобы энергично и убедительно разъяснять планы и решения органов власти, и затем, чтобы выслушать мысли и советы людей. К сожалению, лишь около трети участников недавнего социологического опроса высказали удовлетворенность «предоставленной гражданам возможностью участия в обсуждении общественно значимых решений, принимаемых Правительством Тюменской области, администрацией города, муниципального района». Эту ситуацию необходимо менять решительно. Только так, с помощью граждан, станет ясно, что мы можем сделать немедленно, а к чему предстоит приступить в перспективе, на каких направлениях сконцентрировать имеющиеся ресурсы. На что хватит собственных возможностей, а что потребует дополнительных усилий.

Уровень гражданского доверия к власти велик. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты только что состоявшихся в двух третях муниципальных образований области выборов, которые убедительно продемонстрировали и высокую активность избирателей, и их твердую приверженность политическому курсу руководства страны. Это доверие мы обязаны оправдать.

Модернизация Тюменской области – это и есть та мечта, которой я впервые поделился с вами три года назад и к которой продолжаю возвращаться. Мечта – не значит утопия. На нашей земле действительно вызревают не только предпосылки модернизации, но и ее основные контуры. Давайте еще раз вспомним о тех бесспорных, по-настоящему крупных достижениях, с разговора о которых я начал это послание. Ведь у них всех есть нечто общее. Все они обеспечены равномерным и гармоничным продвижением сразу по нескольким векторам развития, применением гибкого, дифференцированного арсенала методов и механизмов, стремлением избежать перекосов и асимметрий. Таков наш, тюменский образ действий, наше, если хотите, модернизационное ноу-хау. Оно соответствует нашему сибирскому характеру, нашей специфике. Ведь Тюменская область не только географически занимает в России положение, близкое к срединному – между Западом и Востоком, Севером и Югом. В очень многих отношениях наш регион представляет собой модель России в целом. От диверсифицированной экономики, в которой представлен и сырьевой, и аграрный, и индустриальный, и во все большей мере постиндустриальный сектор, до бережно хранимой нами поликультурной, поликонфессиональной мозаики. И наша модернизационная практика тоже при определенных условиях может оказаться модельной для страны, а область – площадкой для отработки и внедрения механизмов модернизации. Но для этого наша модернизация должна стать успешной.

Я хотел бы, чтобы мое послание рассматривалось как вклад в приближение этой грандиозной цели, в осознание ее достижимости. Но лишь как начальный вклад. Дискуссию, которая станет мощным стимулом к консолидации тюменского общества и гарантирует его единение во имя модернизационного прорыва, я призываю начать незамедлительно. Начать с участием всех заинтересованных общественных сил, в первую очередь – депутатов всех уровней. Высказанные сегодня соображения, как и те, которые, несомненно, прозвучат в ходе дальнейшей дискуссии, предстоит собрать в единое целое, в гибкий инструмент управления модернизационными процессами, контроля за их ходом и внесения в них оперативных корректив. А ключевое слово, вокруг которого надо строить дискуссию, ключевой критерий отбора идей и решений – «конкурентоспособность». Только то, что работает на обеспечение реальной конкурентоспособности отраслей тюменской экономики и тюменского общества в целом, причем по самым высоким мировым стандартам, должно войти в наш «модернизационный пакет». Ведь модернизация – не частное улучшение отдельных сторон жизни, а ее качественная, всеобъемлющая перемена.

Я говорю не просто о создании очередной «концепции» или «программы», о которых вспоминают только с приближением срока представления отчетности. Я говорю о том методе, который в инновационном менеджменте принято называть «форсайт» – «взгляд в будущее». Я говорю о создании при помощи этого метода «дорожной карты» тюменской модернизации, то есть наглядного, пошагового сценария нашего движения к успеху, причем сценария, находящегося в режиме постоянного публичного обсуждения и правки. Соединение недюжинного областного интеллектуального потенциала с внешним экспертным ресурсом и лучшей мировой практикой поможет нам разработать такую «дорожную карту».

Дорогие земляки!

Наш выбор модернизации – это часть общего движения к новому национальному триумфу. Наша стратегия модернизации должна стать проектом переосмысления человеческой жизни. У нас есть все для его осуществления: история национального успеха, наш легендарный сибирский характер – характер победителей. Продолжают трудиться и готовы немало сделать для расцвета России те, с чьими именами связано величайшее социально-экономическое свершение нашей страны, – Западно-Сибирский топливно-энергетический комплекс. Неудержимо наше общее стремление к лучшей жизни.

Так давайте работать, работать сплоченно, дружно, чтобы превратить нашу мечту о модернизации в реальность. И передать эту реальность следующим поколениям тюменцев.

Тюмень заслуживает успеха!

Тюменцы его добьются!

Ольга Дерябина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости