В период экономического спада государство с помощью одних и тех же механизмов попыталось решить две разные задачи: снизить уровень безработицы и поддержать малое предпринимательство. В результате рынок получил неготовых к ведению бизнеса предпринимателей, а бюджет — слабых налогоплательщиков
Известно: официальная статистика в России не позволяет оценить количественные параметры малого и среднего предпринимательства (МСП). Росстат учитывает показатели деятельности только предприятий, зарегистрированных в форме юридического лица, данные о деятельности индивидуальных предпринимателей* в расчет не берет. Между тем во многих регионах количество индивидуальных предпринимателей
Потребность в информации, однако, высока. Региональной и муниципальной власти предстоит ответить на множество вопросов: какая часть малого бизнеса ушла с рынка в результате экономического спада, каков будет потенциал доходной базы, как сработали меры финансовой поддержки. Требуются объективные данные и банковскому сектору: кто нуждается сегодня в ресурсах, стоит ли перенастраивать продуктовый ряд, менять технологии и методики работы.
Чтобы получить
Бедный грант
Данные Росстата опираются на четыре показателя: количественный — число малых предприятий, и три качественных — объем занятых, оборот и инвестиции в основной капитал. Результат анализа этой базы за 2009 год, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (Москва), выглядит следующим образом. Все три качественных показателя в кризисный год демонстрировали падение. При этом численность занятых на малых предприятиях (без учета работающих по совместительству и договорам
Парадокс в том, что ухудшение качественных параметров предпринимательской активности происходило на фоне количественного роста сегмента: если арифметически сложить число
— В 2009 году был значительный объем бюджетных вливаний по линии Минздравсоцразвития и Минэкономразвития на открытие «собственного дела». В результате появилась масса юридических оболочек, созданных на бюджетные средства. 127,6 тыс. человек пришли в бизнес по программе содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан: эти люди получили по 58,8 тыс. рублей. Еще 8600 человек получили гранты на создание собственного бизнеса по программе Минэкономики в размере 300 тыс. рублей с добавлением средств из регионального бюджета.
Таким образом, если не учитывать малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, начавших деятельность в 2009 году за счет грантов из федерального и региональных бюджетов, то количество субъектов МСП по итогам 2009 года выросло бы всего на 6,7% от уровня 2008 года. Значит, что около трети прироста обеспечено за счет бюджетных средств.
Любовь пошла на убыль
Косвенно эти выводы подтверждаются и результатами исследования в рамках международного проекта GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства, проводится методом опроса), который с 2006 года в России ведут Высшая школа менеджмента
— В 2008 году только порядка половины начинающих предпринимателей, участвующих в проекте, могли самостоятельно профинансировать старт (остальные привлекали внешнее финансирование, прежде всего «любовный капитал» — средства членов семьи). В 2009 году количество таких предпринимателей сократилось вдвое. Наверное, это можно объяснить тем, что снизился уровень дохода не только у них, но и у их близких. При этом спрос на привлекаемые финансы, в том числе через государственные программы, вырос.
Казалось бы, факт положительный — государство на стадии экономического спада нашло ресурсы для поддержки начинающих предпринимателей. Между тем эти вливания не только не привели к улучшению качественных характеристик предпринимательской среды. Они ее ухудшили. Конечно, очень здорово, когда человек, получивший грант на запуск предприятия, открывает в себе предпринимательские качества. Но таких, как правило, немного: значительная часть людей, вышедших на рынок в 2009 году, пополнит категорию так называемых вынужденных предпринимателей.
— Вынужденные предприниматели — это люди, которые ринулись в предпринимательскую деятельность только потому, что у них нет альтернативы, — объясняет Татьяна Алимова. — Они потеряли работу, и чтобы поддержать уровень дохода, вынуждены заняться предпринимательством.
Как показывает практика, такие в бизнесе долго не задерживаются: как только внешние условия улучшаются, они покидают эту сферу. И даже если остаются в предпринимательстве, их мотивация — не интенсивное развитие, а безубыточное функционирование. И если рассматривать предпринимательство как некий фактор экономического роста, то вынужденные предприниматели — балласт.
Вероятнее всего такой сценарий может реализоваться в промышленно развитых регионах с высокой долей крупного бизнеса: в неблагоприятных экономических условиях он выплескивает людей на улицу, в благоприятных — вытягивает с рынка рабочей силы лучшие умы и руки. Наше предположение подтверждает
— В Оренбургской области задействованы все механизмы развития малого и среднего бизнеса: есть гарантийный фонд, работает система региональных фондов поддержки малого предпринимательства —
гарантийный и микрофинансирования, построен
Лекарство от шока
Таким образом, мы имеем все основания предполагать: формально предпринимательская активность в период кризиса увеличилась, но качество ее существенно упало. И эта тенденция будет иметь неприятные последствия не только для бюджета и государства в будущем. Банковский сектор уже встревожен: он только добился появления грамотного и думающего заемщика (кризис хоть и подкосил клиентскую базу в количественном выражении, закалил тех, кто остался на плаву).
— Если сравнивать с докризисным уровнем, то спрос на кредиты, конечно, снизился. Но качество заявок стало намного выше. Мы работаем сейчас с реальными запросами от клиентов, которые научились проектировать, считать деньги. Значительное количество потенциальных заемщиков очень аккуратно подходит к формированию кредитного портфеля, — подтверждает заместитель директора по малому бизнесу Уральского регионального центра ЗАО «Райффайзенбанк» в Екатеринбурге Роман Горулев.
С выходом на рынок практически необученных предпринимателей банки получат новую волну проблем. Начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Банка24.ру Татьяна Лобанова рассказывает, что сейчас в банк обращаются предприниматели, которые как раз получили те самые гранты по 300 тыс. рублей на создание собственного дела:
— Они вложили деньги в бизнес, не всегда успешно, средства закончились, и эти предприниматели обращаются за кредитом в банк. При этом им достаточно сложно бывает объяснить, что грант они получили бесплатно, а вот банку деньги придется возвращать в точно установленный срок и платить проценты. Многие из них не готовы к такому развитию событий, у них было ожидание, что деньги будут давать бесплатно всегда. С моей точки зрения гранты не должны быть благотворительностью, люди должны чувствовать за них ответственность. Именно это позволяет повысить финансовую грамотность населения и увеличить количество успешных «стартапов».
Такова часть предпринимательской среды, которую государство получило после кризиса в качестве налогоплательщиков, а банки — в виде заемщиков. И появилась она в силу того, что одновременно за счет одного источника и одних инструментов федеральные власти бросились решать две разные задачи — социальную и экономическую.
— На наш взгляд, в условиях кризиса приоритет не был поставлен четко, — считает Леонид Секерин. — Выделяя средства безработным, можно добиться решения только социальных проблем. Между тем перед нами параллельно ставились и экономические. Но на практике совместить не всегда это удается.
Как исправить эти ошибки? Поменять приоритеты, убежден директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области Максим Годовых:
— Если мы исходим из того, что сейчас решаем не социальную задачу борьбы с бедностью и обеспечения занятости населения, значит, надо переходить к экономическим показателям. Тогда наша цель предельно понятна — увеличение вклада малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и поступление денежных средств в бюджет. Добиться этого можно, только поддерживая тех, кто может обеспечить этот вклад, кто обладает необходимым потенциалом роста. Поэтому гранты было бы правильнее раздавать не безработным, а тем, кто может с их помощью совершить прорыв, то есть лидерам или компаниям и людям, которые в перспективе могут ими стать.
Ирина Перечнева, главный редактор журнала «Эксперт Урал»