Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мониторинг - Серия «Хроники кризиса». Институт развития фондового рынка

Институт развития фондового рынка

www.irfor.ru № 07.01 – 15 мая 2009 г.

Аналитический мониторинг выпускается три раза в месяц. Серия «Хроники кризиса»посвящена оценке динамики развития ситуации вокруг мирового финансово-экономического кризиса.

Декада с 1 по 15 мая характеризовалась относительной стабильностью мировой экономики. Причиной тому стала череда майских праздников.

В отчетный период была представлена новая Стратегия национальной безопасности России.

Вновь озвучен вопрос о статусе рубля как региональной резервной валюты.

Активизировались процессы вокруг старта проекта «Южный поток».

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разработала законопроект, регламентирующий порядок исполнения обязательств между участниками фондового рынка и работу центрального контрагента по сделкам. Эксперты уверены, если бы соответствующий документ появился раньше, сентябрьский коллапс на фондовых биржах удалось бы предотвратить. Кроме того, 5 мая ФСФР разместила на своем сайте проект федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности", который уже разослан в профильные ведомства – МЭР, Минфин и ЦБ. Документ определяет понятия института взаиморасчетов участников биржевых торгов, описывает порядок работы и функции центрального контрагента на биржах.

В связи с наступлением весны вопрос о безработице временно потерял свою остроту – россияне разъехались на приусадебные участки. Но это явление временное. Начиная с осени, экспертами прогнозируется резкий рост безработицы.

Общий прогноз на предстоящую декаду – стабильный.

1. КРИЗИС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Президент США Б. Обама первым из лидеров «двадцатки» объявил о мерах по борьбе с офшорами, он же был инициатором включения этой темы в повестку саммита G20 в Лондоне в начале апреля. Тогда в итоговом оммюнике все лидеры G20, включая президента России Д. Медведева, заявили о готовности ввести санкции в отношении офшоров. Ущерб мировой финансовой системе от действий офшоров ОЭСР оценивает в $1,7-11,5 трлн.

В налоговом законодательстве США «полно лазеек, которые полностью легализуют уклонение от налогов», заявил он 4 мая. За последнее десятилетие одни только не запрещенные законом схемы по использованию «налоговых гаваней» обошлись американскому бюджету в $190 млрд.

Масштабы уклонения от налогов могут быть охарактеризованы следующими цифрами за 2004 г.: при номинальной ставке налога на прибыль 15-39% (в зависимости от штата) его эффективная ставка составила всего 2,3%, собрано $16 млрд.

Предложения Обамы принесут в казну дополнительные $95 млрд. В частности, $60,1 млрд. государство получит за счет сокращения налоговых вычетов по доходам зарубежных «дочек» американских компаний.

Законопроект разрешает казначейству США вводить специальные меры против юрисдикций, которые препятствуют сбору налогов. Банки будут обязаны информировать IRS об открытии счетов или создании структур в офшорах для клиентов США. Штрафы для консультантов, помогающих уклоняться от налогов через офшоры, составят до 150% доходов от такой деятельности, а для корпоративных инсайдеров – до $1 млн.

Поправки устанавливают презумпцию виновности компаний: им придется доказывать, что они не скрывали свои доходы с помощью офшоров от налоговых властей. Сейчас доказывать вину корпораций должны чиновники. Такие поправки значительно упростят работу службы внутренних доходов (IRS) США: инспекторы смогут пересчитать налоговую базу компании, прибавив к ней доходы ее офшорных «дочек».

Б. Обама также предлагает отменить правило «галочки» (check-the-box), введенное в 1997 г. Согласно этой процедуре компания в декларации может указать, что не использует офшоры для уклонения от налогов, не подтверждая это никакими документами: механизм позволяет значительно сократить объемы отчетности.

Авторы законопроекта жестко подходят к определению офшоров, включив в их число Кипр, который Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) офшором не считает.

В 2007 г. похожий проект Обамы и Левина не был поддержан конгрессменами. Прохождение законопроекта через конгресс и сенат натолкнется на сопротивление и теперь.

Среди его противников 200 американских компаний и торговых ассоциаций. Принятие проекта станет самым ожесточенным сражением за интересы корпораций в ближайшие 2 года, обещает Кеннет Киес из Federal Policy Group (представляет интересы General Electric, Microsoft). WSJ отмечает, что даже среди демократов, составляющих большинство в конгрессе, есть противники законопроекта.

Предложенные Обамой меры могут затронуть бизнес российских компаний, имеющих американские активы. Например, у ТМК есть американский дивизион «ТМК-Ipsco», у НЛМК – комбинат Betta Steel, а «Северсталь» владеет целым рядом активов через «дочку» Severstal North America.

Президент Д. Медведев и премьер В. Путин конкретные меры по борьбе с использованием офшоров пока не обнародовали. Правда, в апреле Минфин согласовал с Кипром протокол поправок в соглашение об избежании двойного налогообложения, упрощающих обмен информацией. По словам представителя Минфина, сейчас с помощью МИДа начата работа по аналогичному изменению соглашений со Швейцарией, Люксембургом, Австрией.

На саммите 20 ведущих стран в Лондоне в начале апреля было решено также усилить регулирование хедж-фондов. Власти не только США, но и европейских стран готовы поставить под контроль крупные хедж-фонды и фонды прямых инвестиций, крах которых может угрожать стабильности финансовой системы.

Как заявила председатель SEC Мэри Шапиро в интервью телеканалу Bloomberg, комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) должна иметь право устанавливать правила работы хедж-фондов, включая размер кредитного плеча, которым они пользуются для максимизации прибыли, и даже определять инструменты, в которые они могут инвестировать.

Минфин США планирует обязать хедж-фонды регистрироваться в SEC, в результате чего они должны будут предоставлять определенную информацию о своей деятельности, а регуляторы смогут проводить в них проверки. Ввести обязательную регистрацию хедж-фондов пытался еще Уильям Доналдсон, занимавший пост председателя SEC в 2002-2005 гг.

Однако тогда его требования некоторые хедж-фонды оспорили в суде и выиграли дело. Впрочем, с тех пор многие фонды прошли добровольную регистрацию.

Регистрации хедж-фондов в SEC может быть недостаточно. Права регулятора должны быть шире, чтобы он мог вводить новые ограничения, если в будущем того потребует ситуация. Помимо ввода ограничений на объем заемных средств и объекты для инвестиций SEC может обязать хеджфонды публично раскрывать информацию о коротких позициях.

Но пока решение требовать предоставления комиссии этих прав не принято, сначала ее члены будут консультироваться с другими правительственными ведомствами.

В начале мая проявлял активность Международный валютный фонд (МВФ).

Он одобрил выделение Румынии кредитной линии в $17,1 млрд. за 2 года – около 10% экономики страны ($169,5 млрд., по оценкам Energy Intelligence Unit). $6,6 млрд. Румыния получит сразу, остальное – квартальными траншами.

Румыния стала 4-й страной Восточной Европы, которой МВФ пообещал крупный кредит. Ранее фонд одобрил заем Украине в $16,4 млрд., Болгарии – в $25,1 млрд., Венгрии – в $25,1 млрд. Польша намерена подать заявку в МВФ на $20,5 млрд.

Кредит станет «сильным сигналом для рынка и гарантией» того, что Румыния сможет расплатиться по внешним долгам, говорится в заявлении 1го замдиректора-распорядителя МВФ Джона Липски. Совокупный корпоративный и госдолг – $65 млрд.(данные ЦБ Румынии), объем резервов – $33,3 млрд. Но Румынии предстоит выполнить ряд условий МВФ, в том числе снизить к концу года бюджетный дефицит до 4,6% ВВП (сейчас – 4,9%).

С помощью МВФ Румыния, возможно, избежит рецессии в этом году, заявил на подписании соглашения с МВФ председатель ЦБ страны Мугур Изареску. Если бы не кредит, экономику Румынии, по расчетам правительства, ждало бы сокращение на 4%.

До начала кризиса это была одна из самых быстро растущих экономик в Центральной и Восточной Европе, отмечает глава миссии МВФ в Румынии Джеффри Франкс. В 2008 г. ВВП страны увеличился на 7,1%, средние темпы в 2003-2008 гг. – 6,5%. Бум был обеспечен притоком иностранного капитала, сменившегося с началом кризиса столь же масштабным оттоком. В результате экономика страны, выросшая за первые 3 квартала прошлого года на 9%, в IV квартале рухнула на 13%.

Спасать экономику Румынии МВФ будет не в одиночку: еще $6,6 млрд. предоставят страны ЕС и по $1,3 млрд.– Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Примет участие в этом процессе и Россия, которая с начала 2009 г. предоставила МВФ 310 млн. SDR (1 SDR = $1,5). Из этих средств 200 млн. SDR было выделено Румынии, 110 млн. SDR – Венгрии. До конца января 2009 г. Россия может выделить МВФ около 500 млн. SDR, что эквивалентно порядка $750 млн.

8 мая МВФ одобрил выделение Украине 2-го транша кредита в размере $2,8 млрд. в рамках двухлетней программы stand-by. Сумма кредита увеличена до $2,8 млрд. по сравнению с планируемыми ранее $1,87 млрд.

В ноябре 2008 г. был выделен 1-й транш кредита в размере около $4,5 млрд. Выделение 2-го транша на $1,87 млрд. ожидалось в феврале, однако не состоялось. 3-й транш в размере $3,75 млрд. планировался на май. В ходе переговоров миссии МВФ на Украине в апреле с.г. согласована сумма 2-го транша в $2,8 млрд.

Но МВФ не только выделял кредиты. Он пытался также осуществлять стратегическое планирование модернизации мировой финансовой системы.

Эксперты фонда считают, что при кризисе развивающиеся экономики пострадали сильнее, чем развитые из-за резкого оттока капитала, сокращения спроса на продукцию экспорта со стороны развитых рынков, падения цен на сырье. Но их проблемы могут обостриться еще более, если они станут копировать антикризисную политику развитых стран. Бороться с кризисом развивающиеся страны должны своим собственным путем, уверены эксперты фонда. В докладе Coping with the Crisis: Policy Options for Emerging Market Countries говорится, какой должна быть эта особенная дорога.

МВФ советует развивающимся экономикам не бояться девальвации. Она необходима, чтобы создать новый баланс между курсом национальной валюты и сократившимся притоком капитала, а также ухудшившимися условиями внешней торговли. Но переусердствовать в этом тоже не стоит. Странам, чьи валюты привязаны к валютам развитых стран, нужно еще раз взвесить, не слишком ли дорого в новой ситуации обходится для них поддержание этой привязки. А странам с плавающими валютными курсами нужно найти золотую середину между стремлением избежать слишком сильной девальвации и желанием вообще не дать рынку выйти на новый равновесный валютный курс.

Следующий пункт – процентные ставки. Традиционно в условиях оттока капитала рекомендуется повышать процентные ставки, чтобы приток стал более привлекательным, а спекулятивные атаки – более дорогостоящими. Но стимулировавние экономики, наоборот, требует снижения процентных ставок. Выбор между этими двумя стратегиями нелегкий, но МВФ все-таки советует развивающимся экономикам осторожно снижать ставки. Правда, при условии, что они сумели поставить инфляцию под контроль.

Экономисты фонда не питают больших иллюзий насчет способности развивающихся стран проводить полноценную контрциклическую политику. При всех имеющихся резервах у них для этого недостаточно средств. Но накопленные государственные резервы помогут частному сектору пережить дефицит внешнего финансирования. Господдержка частного сектора, с точки зрения МВФ, не является большим злом. Он даже рекомендует ее развивающимся странам – в первую очередь для реструктуризации долгов. Государство может помочь должникам рекапитализацией, временными кредитами на выплату долга, выкупом части плохих активов.

В отдельных случаях государство может даже брать на себя иностранный долг компаний, замещая его гособлигациями.

Можно и просто помогать ликвидностью компаниям и банкам из государственных средств, поскольку дефицит внешнего финансирования и недостаток денег в системе чреват чрезмерным количеством банкротств. Избежать массовых банкротств помогут не только государственные вливания, но и честные правила банкротства, а также возможность экстренной продажи активов.

В самом крайнем случае развивающиеся экономики могут пойти даже на введение валютного контроля. Это поможет приостановить отток капитала, хотя совершенно не поможет его привлечь (о чем нужно помнить, взвешивая «за» и «против»). А если уже ничего не помогает, и с долгами не могут расплатиться ни государство, ни компании, следует объявить мораторий на выплату внешних долгов. Правда, лучше в этом случае заключить добровольный договор с кредиторами.

(Российская антикризисная политика в общем похожа на то, что рекомендует МВФ: проведена девальвация рубля, крупным корпорациям помогли реструктурировать внешний долг, частный сектор и банковская система получили государственные вливания. Процентные ставки остаются очень высокими, зато не пришлось возвращаться к валютному контролю.

Но вот результаты почему-то далеко не блестящи: в I квартале 2009 г. ВВП рухнул на 9%, промышленное производство – на 14,3%, а обрабатывающая промышленность обвалилась на 20,8%. Безработица выросла на 34,4%).

Для развитых европейских стран МВФ придумал другую «игрушку», в которую многие играли более 2-х недель.

Фонд предложил европейским банкам провести стресс-тесты наподобие тех, которым недавно подверглись американские и британские финансовые организации (результаты американских стресс-тестов показали, что 10 из 19 крупнейших банков США требуется увеличить капитал в общей сложности на $74,6 млрд., чтобы противостоять углублению рецессии, если это произойдет; эта ситуация, считают в ФРС США,"не настолько ужасна, как ранее считалось»).

Как заявил глава европейского подразделения МВФ Марек Белка, такие тесты должны провести национальные регуляторы в каждой из стран континентальной Европы. Он считает, что Европа стоит перед крупнейшей в своей истории экономической бурей, и необходимо срочно подстраховать европейские институты. По его мнению, стресс-тесты призваны выявить уязвимость каждого банка в случае углубления финансового кризиса, помочь вернуть доверие к банковскому сектору, а также получить полную картину о банковских потерях в странах Европы.

МВФ также опубликовал данные о финансовой поддержке, которую каждое европейское правительство оказало банковскому сектору своей страны. Самую ощутимую помощь, по данным МВФ, получили финансовые институты Великобритании, которым правительство выделило 20,2% от ВВП страны. В среднем же бюджетная помощь банкам в развитых странах Европы составила 6,3% от ВВП каждой страны. В этот показатель входят данные о прямых вливаниях капитала, а также о мерах, принятых в отношении обесцененных активов, и о других шагах, таких, как предоставление правительственных гарантий финансовой поддержки, осуществляемой через центробанки.

Пока МВФ пытается сохранить целостность и основные принципы функционирования мировой финансовой системы, основанной на долларе США, набирают темп центробежные тенденции финансового обособления регионов.

В начале мая страны Персидского залива договорились о месте дислокации центрального банка создаваемого валютного союза Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна и Катара. Вопреки ожиданиям финансовый регулятор валютного союза стран Залива решено расположить в Эр-Рияде. Упустившие роль финансистов Содружества стран Залива Эмираты могут получить пост руководителя арабского ЦБ в качестве политической уступки.

Встреча глав государств стран Залива не принесла ясности в вопрос о сроках запуска единой валюты. Разговоры о переносе дедлайна с 2010 г. и пересмотре графика подготовки к эмиссии единой валюты Залива начались в марте, однако по итогам майской встречи генсек содружества Абдул Рахман аль-Атийя заявил, что новых сроков "назначено не было".

Вопрос о месте расположения ЦБ, хоть и является "ключевым", по словам представителей стран Залива, все же остается вопросом технического характера, порождающим к тому же необходимость урегулирования политических проблем. Глава ЦБ ОАЭ Султан бин Насер аль Суэйди ранее предлагал "разместить ЦБ Залива как один из важнейших институтов содружества в ОАЭ". Однако глава ОАЭ шейх Халифа бин Заид на саммит не прибыл, представитель же Эмиратов сообщил во время обсуждения, что к плану отдать ЦБ Залива Саудовской Аравии у Абу-Даби "есть оговорки".

Есть много вопросов, по которым нам надлежит договориться: согласование дефицитов бюджетов, уровни инфляции и многое другое. Совету стран Залива предстоит решить вопрос о привязке новой валюты: peg к доллару становится все более сомнительным на фоне растущей неуверенности в стабильности валюты США. Действия ОАЭ показывают, что проблемы будут. Саудовской Аравии "теперь придется тщательно избегать подозрений в "приватизации" ЦБ Залива. Для остальных участников соглашений финансовый кризис делает планы создания единой валюты только актуальнее: доля сырьевого ВВП в регионе в последние годы догоняла несырьевой сектор, и переход на единую валюту в момент падения нефтяных цен может стать толчком к реальной диверсификации их экономик.

Приднестровье предполагает введение свободного обращения российского рубля. Это предусматривает законодательная инициатива "О внесении изменений в закон ПМР "О центральном банке ПМР" и "О внесении изменений в закон ПМР "О валютном регулировании и валютном контроле", которая внесена на рассмотрение ВС ПМР.

Ее целью является установление свободного обращения на территории ПМР рубля РФ одновременно с национальной денежной единицей – приднестровским рублем.

По мнению разработчика инициативы, депутата ВС ПМР Андрея Сипченко, предлагаемые законопроектами изменения представляют собой очередной этап сближения законодательства ПМР и РФ и существенный фактор в стимулировании взаимопроникновения экономик двух государств.

На долю РФ приходится около 40% экспорта из Приднестровья, в свою очередь доля товаров, импортируемых в ПМР из России, ежегодно составляет почти 33% от объема импорта, что свидетельствует о тесном внешнеэкономическом сотрудничестве Приднестровья с РФ.

По мнению инициатора законопроекта, партнерство с РФ может оказать стабилизирующее влияние на экономику Приднестровья и способствовать увеличению объемов приднестровского экспорта.

В условиях экономической нестабильности это является важным фактором стабилизации экономической ситуации в Приднестровье.

В таких государствах постсоветского пространства, как Абхазия и Южная Осетия, российский рубль является официальный денежной единицей. В странах с бивалютной системой продолжает действовать внутренний центральный банк и остается возможность проведения национальной денежно-кредитной политики.

В первой половине мая некоторым экспертам удалось разглядеть первые признаки стабилизации мировой экономики. Глава европейского ЦБ Жан Клод Трише на пресс-конференции в Базеле, где проходила встреча глав мировых центробанков, заявил, что "мировая экономика подходит к поворотному моменту". По его мнению, темпы глобального спада ослабляются. Эксперты даже говорят о том, что рецессия вскоре закончится, и мир начнет постепенно восстанавливаться от самого масштабного со времен Великой депрессии финансового кризиса.

Но уже сейчас понятно, что восстановление будет долгим и болезненным. Так, США в очередной раз повысили прогноз по дефициту бюджета на 2009 г., один из крупнейших в Америке автомобильных концернов – General Motors Corp – как никогда близок к банкротству, а европейские компании продолжают сокращать штат сотрудников и закрывать свои филиалы.

В то же время глава ЕЦБ предостерег от преувеличения роли недавнего улучшения некоторых мировых экономических индикаторов.

В свою очередь зампредседателя ЦБ Китая Су Нинг уверяет, что антикризисные меры КНР возымели свой эффект и постепенно на рынки начала возвращаться уверенность. Так, согласно последним статданным, в КНР начали оживать потребительские рынки, а, учитывая тот факт, что Китай является одной из крупнейших мировых экономик, понятно, что вслед за восстановлением китайской экономики начнет восстанавливаться и мировая. Китайская экономика в ближайшем будущем вернется к прежним темпам роста, полагает Су Нинг. Премьер госсовета КНР Вэн Цзябао, в свою очередь, заявил, что власти уже потратили на борьбу с кризисом больше $585 млрд., и до конца года планируют принять как минимум еще один антикризисный план.

Умеренный оптимизм глав ЦБ подтверждается и данными ОЭСР, согласно которым "переломы" циклов близки, но восстановление роста возможно в обозримом будущем лишь в некоторых ведущих экономиках мира. Так, если раньше эксперты организации прогнозировали для Китая, Великобритании, Италии и Франции сильный спад, то в последние месяцы основательные показатели по этим 4-м странам постоянно повышаются.

У доллара есть две причины для компенсации потерь, как на мировом рынке, так и в России. Во-первых, ожидаемые и уже успевшие набить оскомину стресс-тесты американских банков. Во-вторых, предполагаемое снижение учетной ставки ЕЦБ. В России преобладание $ над рублем дополнительно обеспечивается слабеющей нефтью.

Столь оптимистичную точку зрения разделяют далеко не все участники рынка. Так, Белый дом не так давно в очередной раз повысил прогноз по дефициту бюджета: ожидается, что по итогам 2008-2009 финансового года дефицит американского бюджета составит порядка $1,84 трлн., или около 13% от ВВП США. Также не радуют данные по безработице в США: по оценкам большинства экспертов, ее пик придется лишь на начало 2010 г., а вплоть до этого времени показатель продолжит расти.

Не лучшим образом обстоят дела и с результатами банковских стресстестов: большинству американских банков придется привлекать капитал, и это не лучшим образом сказывается на мировых фондовых рынках.

На открывшейся 14 мая в Берлине ХХ международной бизнесконференция РБК в Берлине высказывались мнения, что новые контуры и правила регулирования мировой финансовой системы могут быть определены в ближайшее время. Участники конференции считают, что сегодня все страны в равной мере заинтересованы в создании и развитии инструментов, которые бы обеспечили стабильность мировой финансовой системы. Экономический кризис поставил на повестку дня необходимость решения жизненно важных проблем мирового хозяйства, прежде всего в банковском и финансовом секторах.

Полная версия мониторинга содержит ссылку на АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости