С начала этого года банкиры вновь стали активно рекламировать кредиты для малого и среднего бизнеса. У корреспондента «КС» даже сложилось впечатление, что объем такой рекламы во второй половине года приблизился к докризисному. Каковы же реальные объемы кредитования малого бизнеса сегодня? Вышел ли этот сегмент из рецессии и готов ли к уверенному росту?
Отсев произошел
«Кризис 2008–2009 годов приостановил деятельность банков в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса. Основной задачей в этот период для них был не прирост кредитного портфеля, а его удержание и работа с проблемной задолженностью», — констатирует начальник управления кредитования малого бизнеса РосЕвроБанка Олег Карелин. Потом, как говорит господин Карелин, на рынке случился перелом: в конце 2009-го — начале 2010 года кредитный портфель стал расти, стали появляться новые заемщики, возобновили свою деятельность «старые» клиенты.
Тем не менее прошедший кризис успел стать для рынка финансирования МСБ своеобразным фильтром. Если раньше о готовности кредитовать малый и средний бизнес заявляли почти все банки от мала до велика, то сейчас количество участников несколько сократилось. Кто-то «кредитует» только формально, кто-то отказался от работы на этом сегменте совершенно официально. В частности, прекратил работу с мелкими заемщиками «КИТ Финанс».
Условно можно разделить всех оставшихся участников этого рынка на несколько групп. На первый план по объемам выдачи кредитов вышли госбанки, правда, не все — в основном Сбербанк и Россельхозбанк. Это произошло вследствие наличия у них относительно «дешевых» денег. Тот же Сбербанк не так давно начал активно кредитовать небольшой бизнес и отчасти благодаря кризису сумел нарастить неплохие обороты. Как признался «КС» один сибирский бизнесмен, «до кризиса идти за кредитом в Сбер даже в голову не могло прийти. Думал, что там все сложно. А в условиях дефицита ликвидности из других игроков выбирать не пришлось».
Помимо госбанков, активно работают с бизнесом российские банки с развитой федеральной сетью, такие как Промсвязьбанк, банк «ТРАСТ». Свою нишу занимают и региональные банки («Левобережный», «Акцепт», Алтайбизнесбанк и другие), которые также в кризис сумели укрепить позиции в данном сегменте. Крупный бизнес «регионалам» не по зубам, это понятно, поэтому им пришлось специализироваться на «малышах», причем некоторым это удалось довольно успешно. Большинство иностранных банков также продолжило финансировать небольшой бизнес. Но те, у кого большая часть портфеля до кризиса приходилась на этот сегмент, ее сократили, а игроки, которые раньше на мелком бизнесе не специализировались, наоборот, нарастили объемы.
Несмотря на то что 2010 год не стал для банков и сектора кредитования МСБ феноменально успешным, рост кредитного портфеля по сравнению с показателями 2009 года фиксируют практически все присутствующие на рынке игроки. Во многом это объясняется низким стартом прошлого года. «Количество новых выданных кредитов неизменно растет. По сравнению с девятью месяцами 2009 года за аналогичный период 2010 года объем «выдач» увеличился почти в три раза», — с удовлетворением констатирует руководитель направления развития малого бизнеса МДМ Банка Артем Ерошко.
Более того, некоторые игроки уверяют «КС», что вернулись к докризисным объемам и даже их увеличили. К примеру, в Новосибирском филиале Юниаструм Банка за девять месяцев этого года выдали кредитов в 7,5 раза больше, чем за аналогичный период 2008 года, достаточно успешный для экономики страны. В банке «ТРАСТ» активно выдавали кредиты в 2008 году, за исключением последнего кризисного квартала, но в 2010-м тоже сумели перегнать свои докризисные показатели. Для сравнения: если в I квартале 2008 года в Новосибирске банк выдал кредитов на 63,6 млн рублей, то в I квартале нынешнего года — 62,5 млн рублей. Уже во II квартале 2010 года «ТРАСТ» в Новосибирске обогнал свои показатели II квартала 2008 года, выдав малому бизнесу 86 млн рублей против 72 млн рублей во II квартале 2008-го. В III квартале нынешнего года банк нарастил объемы кредитования МСБ втрое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (100,9 млн рублей против 31,7 млн в 2008-м).
Хорошие результаты показывает в 2010 году Промсвязьбанк. В I квартале 2010 года Новосибирский филиал банка выдал малому бизнесу кредиты на сумму 107 млн рублей, во II уже на 138 млн, а в III — в объеме 147 млн рублей. Таким образом, рост виден даже в квартальном измерении. Некоторые участники рынка раскрывать показатели 2010 года не стали, но тоже похвастались успехами года нынешнего в процентном соотношении. «Во II и III кварталах текущего года выдачи кредитов увеличивались соответственно на 20% и 40% по отношению к предыдущему кварталу. В сравнении с показателями 2009 года динамика выглядит еще лучше: рост выдач кредитов клиентам МСБ в 1,5–2 раза», — рассказывает начальник отдела по работе с МСБ Западно-Сибирского филиала ОАО «АКБ «РОСБАНК» Александр Малыгин.
«По кредитному портфелю за девять месяцев 2010 года мы увидели рост на 151,2% по отношению к январю 2010 года», — рассказывает управляющий филиалом ЮниКредит Банка в Новосибирске Сергей Васяткин. В BSGV говорят, что объем кредитов, выданных малому бизнесу новосибирским филиалом, за неполную вторую половину 2010 года уже увеличился втрое по сравнению с первым полугодием этого года. «Рост спроса на кредитные продукты Банка Сосьете Женераль Восток для малого бизнеса во второй половине 2010 года свидетельствует о возросшей активности данного сегмента», — отмечает генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) в Новосибирске Игорь Смуров.
О том, что в этом году банкиры активнее работают с клиентами из малого бизнеса, рассказывает и исполнительный директор Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ольга Дронова (фонд сотрудничает с целым рядом банков и выступает поручителем по кредитам): «Активность кредитования малого бизнеса по программе Фонда значительно выросла у двух банков — Сбербанка и «Левобережного». Но в целом все банки активно работают по привлечению клиентов из малого и среднего бизнеса — разрабатывают свои программы кредитования для МСБ».
О росте сегмента кредитования малого и среднего предпринимательства в целом по стране говорят и самые последние данные, озвученные Центробанком, — за период с 01.06.2009 по 01.09.2010 объем кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, вырос с 1,6 трлн до 2,8 трлн рублей. Общая задолженность сектора перед банками превысила 3,1 трлн рублей. Однако независимые эксперты интерпретируют эти цифры не очень оптимистично. «Логично предполагать, что в «посткризисный» год кредитование должно увеличиться в разы. Однако этого не происходит. А весь прирост задолженности сектора малого предпринимательства может быть объяснен инфляцией, явно превышающей официально дозволенные рамки», — говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев.
Качество превыше всего?
Кризис показал банкам, насколько важно не просто наращивать кредитный портфель, но и заботиться о его качестве. Поэтому банкиры хотят кредитовать хороших клиентов. Уже можно говорить, что 2010 год прошел под знаком борьбы за лучших клиентов. Вместе с этим опрошенные «КС» новосибирские банкиры утверждают, что в целом по рынку платежеспособность заемщиков увеличивается. «Для многих самым тяжелым годом был 2009-й, пришлось многое изменить, научиться оптимизировать свои расходы, использовать различные способы удержания клиентов, торговать с меньшей наценкой, но при этом поддерживать тот же уровень выручки, что и до кризиса. В итоге по тем, кто сумел перестроиться, наблюдается положительная динамика. В целом качество заемщиков по сравнению с прошлым годом улучшается», — рассказывает начальник управления малого и среднего бизнеса Новосибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Юлия Горжей. Игорь Смуров добавляет, что после выраженного влияния кризиса на бизнес в 2009 году потенциальные заемщики демонстрируют более осмотрительный подход к заимствованиям и более взвешенно анализируют свои возможности, оценивая как свою платежеспособность, так и платежеспособность своих контрагентов, что благоприятно сказывается на состоянии бизнеса малых предприятий, обращающихся за кредитами.
Кроме того, опрошенные «КС» сибирские банкиры говорят, что и просрочка по кредитам малого бизнеса постепенно снижается. «Уровень просроченной задолженности по кредитам юридических лиц находится в пределах нормы. В 2010 году уровень проблемных кредитов планомерно ежемесячно снижается», — уверяет Артем Ерошко. «В целом качество заемщиков среди клиентов в сегменте МСБ в 2010 году значительно улучшилось. Мы отмечаем восстановление экономической активности в регионе и улучшение кредитного качества наших клиентов. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле клиентов МСБ сократилась более чем в два раза. В абсолютном выражении мы также наблюдаем снижение суммы «плохих» долгов, несмотря на значительный рост кредитного портфеля», — говорит Александр Малыгин. Однако, как отмечают в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства, в целом уровень просрочки по сектору кредитования МСБ продолжает медленно расти — с 1 апреля 2009 года он вырос более чем вдвое, превысив 9% от совокупной задолженности сектора (на конец 2009 года этот показатель составлял около 8%)».
Дальнейший рост
Между тем представители банковского сообщества строят оптимистичные планы по кредитованию малого бизнеса. «Рынок начинает набирать обороты. Думаю, что в следующем году мы значительно приблизимся к докризисному уровню кредитования. Если в конце 2008 года и в 2009 году все заморозили или отложили инвестиционные проекты «до лучших времен», то сейчас чувствуется «оттепель», и клиенты возвращаются к вопросам инвестирования в покупку недвижимости, модернизации оборудования, развитию новых направлений деятельности», — констатирует Юлия Горжей. Игорь Смуров, кроме того, отмечает, что многие компании в преддверии Нового года обоснованно ожидают роста потребительской активности покупателей. А для удовлетворения спроса и формирования расширенного предложения по ассортименту компании малого бизнеса обращаются за кредитами в банк и привлекают заемные средства на пополнение оборотных средств. «Текущая положительная динамика дает возможность прогнозировать увеличение числа выданных кредитов в следующем году на 50%», — добавляет собеседник «КС». Сергей Васяткин также ждет дальнейшего оживления кредитования в этом сегменте, добавляя при этом: «Если не случится ничего непредвиденного».
Минус в плюсе
При этом оживленный рост сегмента кредитования малого и среднего бизнеса аналитиков, напротив, настораживает. «Темпы прироста накопленного объема выдаваемых банками займов в последние кварталы находились на максимальном за полтора последних года уровнях в 25–30%. Определенная «просадка» была зафиксирована в III–IV кварталах 2009 года, но и в ее рамках темпы роста кредитования МСБ остались положительными. Собственно, объем выданных ссуд предприятиям МСБ уже превышает докризисный, кстати, в рамках общей тенденции рынка банковского кредитования. Рынок растет достаточно активно, как видим. И пока нет признаков изменения данного тренда, в перспективе 2011 года по крайней мере. Данное обстоятельство внушает мне опасения, на рынке создается очередной кредитный «пузырь», — делится своими опасениями главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Он также добавляет, что сегмент МСБ России по-прежнему слаб, подвержен рискам, в том числе связанным с неэффективным управлением данной отраслью со стороны регуляторов. «На мой взгляд, государству надо не создавать фонды, занимающиеся «точечными» инвестициями в рынок, а крупными масштабными инвестициями порождать спрос в реальных отраслях экономики, тогда и другие механизмы поддержки МСБ могут заработать. Но российский бюджет слаб даже при близких к рекордно высоким уровням ценам на нефть», — заключает собеседник «КС».
Эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства видят главный минус в сегодняшней ситуации с кредитованием МСБ в другом — фактически банки предлагают большинству клиентов деньги «до зарплаты», которые не помогают развивать бизнес, а отнимают у него маржу. «На большинстве товарных рынков — стагнация, и расширение оборота компаний без инвестиций сегодня невозможно. К тому же очевидно, что состоятельные компании в период стагнации Балансируют свои финансовые потоки так, чтобы обходиться без лишних расходов, в том числе процентных. Наращивать закупки они не будут, поэтому и не идут в банк за оборотным кредитом. Для того чтобы преломить складывающиеся на рынке кредитования малых предприятий тенденции, банкам в первую очередь необходимо обратить внимание на особенности основных объектов данного рынка — малых предприятий, попытаться «прочувствовать» их специфику и подкорректировать собственные кредитные программы в сторону более адекватного учета их потребностей», — резюмирует господин Буев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Легко ли получить банковский кредит малому предприятию?
Екатерина Наумова, руководитель отдела развития Инновационной Компании «САН»:
— Наша компания является представителем среднего бизнеса, однако основной осложняющий фактор — это то, что мы компания инновационная. Инновационный рынок непонятен банковскому сектору. Банки зачастую не хотят брать на себя риски, у них отсутствует четкое понимание ситуации по инновационным продуктам.
Несмотря на то что сегмент рынка, в котором находится малый и средний бизнес, является перспективным и достаточно большим, ситуация на рынке банковского кредитования на данный момент остается сложной.
Анна Вебер, коммерческий директор ООО «СибирьБизнесКонсалтинг»:
— Ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса неоднозначная. Получить кредит малому и среднему бизнесу непросто. Часто банки отказывают в получении кредита организациям, которые только открылись, банки чаще предлагают взять кредит директору как физическому лицу.
Еще один проблемный вариант для получения кредита — организация, которая занимается услугами. Таким организациям нечего дать банку в залог, нет ни товара, ни оборудования, помещение часто не принадлежит организации, а арендуется.
Нельзя сказать, что и условия для подобных организаций выгодные. Если физическим лицам можно найти кредит с процентной ставкой 14%, то для юридических лиц процентные ставки начинаются от 18%. Вот и получается, что невыгодно брать кредит на юридическое лицо. Учредители вынуждены брать ипотеки, автокредиты как физическое лицо под меньший процент, чтобы нести меньшие расходы.
Автор: Виктория Антонова