Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России не действует. Инициативы бизнеса наталкиваются на неработающие законы, некомпетентность чиновников и отсутствие стратегического планирования на несколько десятков лет вперед. Но самое главное — государство продолжает смотреть на бизнес как начальник, а не как равноценный партнер. Нужен новый закон о ГЧП, говорят участники рынка.
НПФ «Экспертный институт» совместно с НП «Центр развития ГЧП» и Национальным агентством финансовых исследований подготовили доклад о проблемах механизма ГЧП в России. Авторы исследования провели глубинное интервью с 25 экспертами, среди которых ученые, чиновники и представители бизнеса.
Главный вывод исследователей: в России до сих пор не сформировалась культура взаимодействия государства и бизнеса. «Не выстроено самое главное — отношения между различными секторами экономики, скажем, государственным сектором и частным предпринимательством», — считает один из опрошенных экспертов.
Другая проблема: в России до сих пор нет законодательной базы для развития ГЧП, подобные законы приняты только в нескольких регионах. Эксперты считают, что нужен закон, «в котором будет прописана система партнерских отношений, система регулирования государственных общественных институтов, и он должен четко прописать риски и госгарантии».
Все законодательные проблемы можно было бы решить на стадии совместной работы, но диалог часто не получается. Чиновники не понимают, что такое ГЧП, не имеют навыков проектного подхода и не готовы к партнерским отношениям с бизнесом. «Чиновнику нужно долго объяснять, что это такое и для чего оно существует», — поясняет один опрошенный. Ситуация меняется только на федеральном уровне, куда приходят люди, которые стремятся к общению с бизнесом. «Появились молодые, хорошо образованные специалисты и менеджеры в министерствах», — считает другой эксперт.
Проблема в том, что чиновники не привыкли воспринимать частный бизнес как партнера, они для предпринимателей либо начальники, либо спонсоры, говорят участники рынка: «Чиновники считают, что с ним (бизнесом. — РБК daily) нужно бороться, его нужно давить, не пущать, обкладывать разной данью и т.д.».
Для нормального функционирования ГЧП не нужна модернизация правовой базы, считает менеджер проектов практики ГЧП и инфраструктуры Vegas Lex Евгений Глумов. Отдельный закон, если он все же будет принят, будет носить популистский характер: «Практика регионов, которые уже приняли закон о ГЧП, показывает, что это скорее декларация о том, что региональная власть готова на такое сотрудничество, потому что он не содержит конкретных форм взаимодействия».
Гораздо большая проблема для бизнеса — отсутствие уверенности в долгосрочных намерениях государства. В бюджете планируются расходы максимум на три года, а ГЧП-проекты рассчитываются минимум на пять, иногда даже на 40 лет. «Государство при всем желании не может дать таких гарантий инвестору, — считает г-н Глумов. — Это всегда риск, который снижает банковскую привлекательность таких проектов».
Бизнес боится непрозрачности государственной политики, особенно это проявляется в сфере госзакупок. «Предприниматели хотят честной конкуренции, хотят, чтобы процедура закупок, подача заявок на конкурс были прозрачными, — считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — Несмотря на закон о госзакупках, эта сфера так и осталась достаточно закрытой».
Анна Резникова