Мошкин И.В., к.э.н., преподаватель кафедры
"Теории и технологий в менеджменте"
Среди факторов социально-экономического прогресса и модернизации важная роль отводится предпринимательству. Проблема модернизации экономики является одной из актуальных задач, стоящих перед Россией. Она периодически возникает практически на протяжении всей истории существования страны. В определенные эпохи видение властью этого процесса кардинально различалось. Объединяло одно - стремление к развитию. Часто такое развитие было вызвано необходимостью укрепить военную мощь и за счет этого сохранить сложившуюся систему управления.
Модернизационная теория, опирающаяся на междисциплинарный подход к объяснению и обоснованию процессов социально-экономического развития, является важным направлением современной общественной мысли. В России интерес к ней обусловлен продолжающимся поиском наиболее эффективных вариантов развития [1]. Определяющей особенностью экономического развития России было включение в ее хозяйство элементов "азиатского способа производства", характеризующегося доминированием государственной собственности над частной, развитой бюрократической системой регулирования, общинными, коллективными интересами, подавлением личной инициативы. Вместе с тем, Россия, как страна, относительно недавно вставшая на путь рыночных реформ, уже успела сформировать основу институциональной среды развития предпринимательства и инициатив.
Нестабильность в мире, вызванная финансово-экономическим кризисом, обуславливает рассматривать традиционные подходы к социально-экономическому развитию в призме новых условиях. В странах, которые принято считать развитыми, прежде всего - в странах Европейского Союза, США и Японии, давно осознана роль малого и среднего предпринимательства. Здесь уровень экономической свободы для занятия предпринимательством наиболее высок. Правительства этих стран не останавливаются на достигнутом, ведется работа над созданием еще более благоприятных условий. Согласно американскому исследовательскому центру "Фонд наследия", в 2010 г. Россия в рейтинге экономической свободы (Index of Economic Freedom) опустилась на 143 место в мире, перейдя в группу "в основном несвободных" стран. Результаты рейтинга показывают положительную корреляцию между уровнем экономической свободы и национальным доходом. Так, например, в наиболее свободных странах доход на душу населения в среднем в 10 раз выше, чем в странах с "подавляемой экономикой" [2]. При этом под экономической свободой понимается разнообразие экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ и др. Способствовать выходу из сложившегося положения может тесно связанное с категорией свободы предпринимательство.
Взаимосвязь между экономическим ростом и развитием инфраструктуры является общепризнанным фактом. Поэтому для обеспечения долгосрочного роста в настоящих условиях государством привлекаются дополнительные средства для финансирования существующих и строительства новых объектов инфраструктуры. Одним из путей привлечения этих дополнительных средств является сотрудничество между общественным и частным секторами при предоставлении общественных услуг. Формой такого сотрудничества является партнерство между государственным и частным сектором (ЧГП), в котором принципы функционирования частной фирмы применяются в государственном управлении.
Проблема развития механизмов модернизации с точки зрения частно-государственного партнерства концентрирует внимание на такой конструкции модернизации, которая позволяла бы, используя возможности и преимущества реструктуризации крупных государственных активов, максимально стимулировать частное предпринимательство различного масштаба. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной экономической науке преобладающим является предположение о том, что в основе этой конструкции должно лежать сбалансированное развитие двух уровней промышленных компаний. Такая конструкция частно-государственного партнерства в сфере развития традиционных высокотехнологичных отраслей, (к которым в России относится комплекс отраслей, концентрировавшихся вокруг оборонно-промышленного комплекса), успешно разработана Пономаревым А.К [3].
Многими экспертами утверждается, что российские предприниматели не соответствуют требованиям, необходимым для ведения цивилизованного бизнеса, в основе которого лежит соблюдение установленных профессиональным сообществом этики, соблюдение норм права, осознание социальной сущности предпринимательства как явления. Но существует и другая правда. Чтобы предприниматели начали эффективно действовать, по мнению Е. Ясина, их необходимо избавить от страха, что в любой момент их могут арестовать по сфабрикованному делу о неуплате налогов. Нужна большая работа по формированию новой системы ценностей. В приоритете должна стоять защита частной собственности, стремление к самоутверждению людей за счет своего труда и поощрение этого. Человек должен быть уверен, что его права и свободы будут защищены независимым судом [4].
Эффективным инструментарием взаимодействия государства и бизнеса должно стать развитие социального диалога и общественно-государственных консультаций по вопросам формирования и реализации политики повышения конкурентоспособности на отраслевом (межотраслевом) уровне. Кроме того, необходимо формирование отраслевых (межотраслевых) планов частно-государственного партнерства в области софинансирования расходов на развитие программ профессионального образования, повышения квалификации, проведения НИОКР и коммерциализации их результатов, развития экспорта товаров и услуг [5]. По данным Росстата, за последние два года рынок труда в РФ в 2010 г. впервые показал позитивную тенденцию: в январе работу нашли 372,5 тыс. чел., тогда как остались без рабочих мест 359,5 тыс. чел [6]. В настоящее время общий уровень безработицы в России оценивается в 6,2 млн. чел. (8,2 процента экономически активного населения), регистрируемая безработица - 2,16 млн. чел. Одним из наиболее востребованных направлений преодоления массового высвобождения работоспособного населения стала профессиональная переподготовка и подготовка, а также организация помощи в области открытия собственного дела. Например, службы занятости выделяли безработным субсидии в размере 58,8 тыс. руб. Воспользовались такой возможностью около 128 тыс. чел. В целом, на 1 января 2009 г. было зарегистрировано 3,7 млн. индивидуальных предпринимателей и 3,4 млн. малых фирм. В 2009 г. в России появилось в пять раз больше рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, чем в докризисный период. В частности, жители Южного федерального округа создали более 30 тысяч собственных малых предприятий [7]. На борьбу с безработицей выделяются значительные суммы из бюджетов всех уровней, особенно из Федерального бюджета. Однако, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), особенность организации существующих институтов развития такова, что они создают избыток государственных денег на одних направлениях и недостаток на других, а также диспропорции в поддержке регионов. Часть выделенного финансирования остается неиспользованной [8].
Сотрудничество между частным и государственным секторами следует рассматривать не только как средство финансирования общественной инфраструктуры, но также как мощный инструмент сокращения издержек, улучшения качества и повышения эффективности предоставления услуг общественного сектора [9]. В России есть примеры проектов, уже реализованных по схеме частно-государственного партнерства. Как правило, они точечно локализованы, обеспечены собственной инициативой местных властей и невелики по масштабам.
Развитие сферы предпринимательства является неотъемлемой составляющей условия экономического роста и модернизации. Доказано, что экономика, где сектор малых и средних предприятий (МСП) играет существенную роль и достаточно развит, т.е. использует около половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости, получает немалый выигрыш [10]. Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом. Таким образом, наиболее проблемной стороной остается относительно низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных и, как следствие, - на рынке товаров и услуг.
Литература:
1. Коалиции для будущего. Стратегии развития России. М.: РИО-центр, 2007.
2. Miller T. Freedom Is Still the Winning Formula // he Wall Street Journal, page A17. JANUARY 13, 2009.
3. Пономарев А.К. Модернизация высокотехнологичных отраслей: частно-государственное партнерство // Модернизация экономики и общественное развитие [Текст] : в 3 кн. / oтв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 2.; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
4. Ясин Е. Три опоры модернизации // Forbes - www.forbesrussia.ru/column/40829-tri-opory-modernizatsii. 2010.
5. Сафонов А. Частно-государственное партнерство // Социальное партнерство. №1. 2006.
6. РИА "Новости". 24.02.2010.
7. Грицюк М. С риском сокращения // Российская газета - Федеральный выпуск №5101 (22) от 4 февраля 2010.
8. Шмелева Е., Барановская Н. Деньги на прорыв // Российская газета - Спецвыпуск "Регионы. Инвестиционные проекты", №5109 (30) от 12 февраля 2010.
9. Davies, Steve and Fairbrother, Peter (2003). Private Finance Initiative (PFI) and Public Private Partnerships (PPPs): Definitions and Sources. [Частная финансовая инициатива и партнерство между государственным и частным сектором: определения и источники]. School of Social Science, Cardiff University , Working Paper Series.
10. См. Исследование Всемирного банка, 2002.