2010 год на рынке кредитования малого бизнеса принёс как новые надежды, так и разочарования. Год прошёл под знаком восстанавления после кризиса: крупные игроки пытались вернуться к докризисным уровням кредитования, и некоторым удалось даже превысить свои докризисные показатели, однако портфель нарастили далеко не все банки, да и в отношении тех, кто рапортовал о росте, высказывались далеко неоднозначные комментарии. Такие выводы делают аналитики Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и консалтинговой компании «Финист» в декабрьском исследовании индекса кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса, передаёт корреспондент ИА REX.
Согласно данным мониторинга, индекс кредитного благоприятствования в декабре 2010 года составил 186 баллов, увеличившись по сравнению с сентябрём на 3% (в третьем квартале рост составил всего 2%, тогда как за второй квартал 2010 года индекс прибавил более 24%). К концу года компании заняли выжидательную позицию, и во втором полугодии рост показателя составил всего 5%. Наиболее вероятными причинами этого называются стагнация на многих товарных рынках, а также общая неуверенность предпринимателей в перспективах бизнеса, вызванная ожиданием роста налоговой нагрузки с 2011 года.
Тем не менее, по итогам года, эксперты склонны говорить о достижении банками неплохих результатов с точки зрения повышения комфортности условий сотрудничества для малых предприятий. Во-первых, заметно улучшилось качество консультирования и продаж. Результаты мониторингов всех четырёх кварталов продемонстрировали рост показателя на 40%. Повышение качества проявилось в первую очередь в повышении доступности информации о кредитах в режиме предварительных консультаций, росте квалификации консультантов. Лидером роста по данному показателю оказался Росевробанк. Во-вторых, банки довольно существенно смягчили кредитную политику, что отразилось на росте соответствующего индекса на 38%. Это проявилось прежде всего в снижении ставок кредитования — в среднем по рынку ставка снизилась за год с 20,5% до 16,2%. По этому показателю весь год уверенно побеждал Сбербанк (13%). В-третьих, лидерами задан вектор кредитной политики, хотя индекс маркетинговой активности в 2010 году вырос незначительно (19%). Основными чертами такой политики являются развитие информационных ресурсов банка для малого бизнеса; регулярное проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение малых предприятий; повышение открытости информации о кредитах; рост числа целевых программ кредитования. Лидерами по маркетинговой активности по итогам года стали Промсвязьбанк, Росбанк и банк Траст.
Лидером основного рейтинга стал Росбанк, который увеличил активность на рынке в третьем квартале, декларируя достаточно мягкую по сравнению с конкурентами залоговую политику и снизив ставки кредитования. Росбанк потеснил с первой позиции банк Траст, которому немного уступил в прошлом квартале. Особо эксперты отмечают переместившийся за год с 15-й на 3-ю позицию в «двадцатке» банк Уралсиб — индекс кредитного благоприятствования банка вырос за 2010 год на 90%. Четвёртую позицию занял стабильно попадающий в первую пятёрку Локо-банк. Банк расширил линейку кредитных продуктов, проводит активную маркетинговую политику, повышает привлекательность своих продуктов для малого бизнеса, снижая ставки кредитования. Замкнул же пятёрку лидеров прочно находящийся на этой позиции Промсвязьбанк. Отдельно аналитики отмечают заметное усиление позиции Банка Москвы, который продемонстрировал более комфортный уровень организации консультирования и продаж и смягчил требования к залоговому обеспечению.
В целом же, по мнению экспертов, становится заметно, что отдельные банки проявляют всё меньше активности на рынке, уступая место более агрессивным игрокам. В следствие чего, как ожидается, список топ-20 может претерпеть изменения в 2011 году.