МОСКВА, 16 декабря. Российским банкам по итогам 2010 года удалось достичь «неплохих» результатов с точки зрения повышения комфортности условий сотрудничества для малых предприятий, но оптимизм малого бизнеса к концу года снизился. Об этом говорится в исследовании Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
В обзоре отмечается, что крупные игроки рынка кредитования восстанавливались после кризиса, пытаясь вернуться к докризисным уровням кредитования. Особенно радужным было настроение на рынке весной уходящего года, когда индекс кредитного благоприятствования, рассчитываемый НИСИПП с начала 2010 года, показал быстрый рост (на 24%). «На волне ожиданий посткризисного восстановления экономики банки спешили раздать дорогую ликвидность и застолбить себе долю на рынке», — сетуют авторы обзора.
Заметно улучшилось в истекающем году качество консультирования и продаж (соответствующий индекс показал рост на 40), банки «весьма существенно» смягчили кредитную политику (соответствующий индекс вырос на 38%), ставки кредитования в среднем по рынку снизились за год с 20,5% до 16,2%. Банки увеличили суммы кредитов, доступных по программам для малого бизнеса (до 400 млн. рублей), и сроки кредитования (6 банков предлагают кредиты на 10 и более лет).
«Впрочем, кредитные менеджеры по-прежнему обращают внимание на готовность банков кредитовать в пределах 18-36 месяцев, тогда как большие сроки доступны лишь избранным клиентам», — отмечают эксперты института. Банкам приходилось также снижать требования к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, так как в кризис многим компаниям пришлось пройти реорганизацию, продолжают они.
К осени оптимизма относительно получения кредитов у малого бизнеса стало меньше: рост индекса кредитного благоприятствования составил во II полугодии всего 5%. «Экономика по-прежнему стагнировала, и надежды на быстрое восстановление сектора малого предпринимательства становились все призрачнее», — напоминают эксперты НИСИПП.
«К концу года над бизнесом стал довлеть грядущий рост налоговой нагрузки — компании заняли выжидательную позицию, что не могло не сказаться на настроениях банковских менеджеров», — отмечается в исследовании.