Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Продвижение и защита интересов малого и среднего бизнеса. Бизнес коалиция "Северный Кавказ" - Ассоциации Торгово Промышленных Палат Северо-Кавказского Федерального Округа

Проект

Продвижение и защита интересов малого и среднего бизнеса.

Рекомендации для членов Бизнес - Коалиции « Северный Кавказ» по участию в процессе совершенствования законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность направлены на координацию действий членов Коалиции в общественной экспертизе законодательных актов и решений органов исполнительной власти регионов.

    Материалы, предлагаемые для изучения, основаны на опыте работы целого ряда некоммерческих организаций и ТПП России по данному вопросу. При разработке рекомендаций было сосредоточено внимание на наиболее важных проблемах законотворчества относящихся к предпринимательской деятельности.

1. Оказание государственных и муниципальных услуг для малого и среднего предпринимательства.

1.а. Решение проблемы налогообложения.

1.б. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.

1.в. Государственные и муниципальные услуги для малого и среднего предпринимательства, как факторы снижения административных барьеров.

2. Проблема доступа малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и муниципальных торгах.

3. Преодоление правовой неграмотности предпринимателей. Задача развития делового образования для представителей малого и среднего предпринимательства.

4. Антикоррупционная экспертиза региональных законодательных актов по вопросам развития предпринимательства.

5. Формирование информационного ресурса Бизнес-Коалиции по проблемам развития малого и предпринимательства на Северном Кавказе.

1.а. Обзор предполагаемых изменений в налогообложении для малого и среднего бизнеса.

         Минфин с 2014 года предлагает полностью отменить единый налог на вмененный доход, а индивидуальных предпринимателей уже с 1 января 2011 года перевести на усовершенствованную систему патентов.

        Минэкономразвития вместе с минфином, предпринимательским сообществом и представителями региональных администраций провели первый публичный раунд дискуссий. Любопытно, что за отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) высказались практически все присутствующие. Но с оговоркой: как бы при этом не навредить. Ведь при многочисленных минусах у ЕНВД сегодня масса приверженцев среди индивидуальных предпринимателей и малых бизнесменов. По словам заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергея Разгулина, предпринимателям с 1 января 2011 года предлагают начать поэтапное реформирование налога. В частности, резко ограничить размер предельной численности сотрудников малых предприятий - плательщиков ЕНВД с нынешних 100 до 15 человек. А через год исключить из его зоны с десяток видов деятельности, например, оказание бытовых, автотранспортных, ветеринарных услуг.

        Также по ЕНВД запретят работать булочным, небольшим магазинам и ресторанам, кафе, площадь помещений которых не более 150 кв. метров. Попадут "под раздачу" и гостиницы, мини-отели с площадью не более 500 кв. метров. Между тем, пояснил Сергей Разгулин, неправильно было бы считать, что постепенно ликвидируя такой специальный налоговый режим, как единый налог на вмененный доход, государство сокращает меры государственной налоговой поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. По его словам, ЕНВД - всего лишь способ администрирования налогов. С его постепенной отменой, как полагают в минфине, начнется массовый "переход" его плательщиков либо на "упрощенку", либо на патенты. А это значит, у налоговиков расширится поле деятельности для сбора налогов. Ведь только новая система приобретения патентов предполагает увеличение количества видов деятельности для индивидуальных предпринимателей с 69 до 92. При этом 22 вида работ будут обязательными для выдачи патентов, а 70 - муниципалитеты будут вводить, исходя из нужд своих территорий и населения. К примеру, услуги по выпасу скота, колки дров, изготовления деревянных лодок актуальны будут исключительно в сельской местности, чего не скажешь об услугах платных туалетов, которые также внесены минфином в виды деятельности. Например, предполагаемый среднегодовой доход дизайнера интерьеров оценивается минфином по России в 210 тысяч рублей. Соответственно владелец патента будет платить 6 процентов от его базовой годовой доходности в месяц. Услуги няни или сиделки - в 180 тысяч рублей в год.

        Самыми высокооплачиваемыми, по версии минфина, считаются частные врачи - 340 тысяч рублей потенциального дохода в год. На втором месте - работники станций техобслуживания и ремонта автомобилей - 328 тысяч рублей. На третьем месте частные детективы - 280 тысяч рублей. Довольно высокий потенциальный доход, по мнению минфина, также у тамады - 243 тысячи рублей. Кстати, Сергей Разгулин подчеркнул одно из главных новшеств обновленной патентной системы. Все доходы от приобретения индивидуальными предпринимателями патентов планируется передать на уровень муниципалитетов для 100-процентного зачисления в местные бюджеты. Сегодня - это прерогатива регионов. При этом муниципалитеты получат право уменьшать или увеличивать стоимость годового патента в два раза. Эта налоговая автономия также даст дополнительные рычаги по развитию предпринимательства, подтолкнет людей к бизнесу. Итог первого раунда дискуссии подвел директор департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Андрей Шаров.

        По его словам, его министерство против резкого снижения в переходном периоде реформирования ЕНВД численности работающих со 100 до 15 человек. "Торопиться с сокращением не стоит. Мы за то, чтобы не трогать количество работающих вплоть до отмены ЕНВД", - заметил Андрей Шаров. И предложил коллегам из минфина пойти чуть дальше и предоставлять патенты не только для индивидуальных предпринимателей, но и для самозанятых "единичных" граждан, которые шьют, торгуют пирожками, репетиторствуют, ведут домашнее хозяйство по найму. "Сегодня государство ничего не получает от этих граждан. Нужно легализовать этих работников. Пусть номинально, допустим, одну тысячу рублей в месяц, платят за патент и спят спокойно", - сказал Шаров.

        Однако его коллега из минфина идею не воспринял. Сергей Разгулин пояснил, что пока эта система налогообложения распространяется только на предпринимателей, то есть граждане обязательно должны быть зарегистрированы в качестве бизнесменов. Если же этого не происходит, то с дохода они будут обязаны платить налог на доходы физических лиц. Между тем законопроект о реформировании единого налога на вмененный доход, о совершенствовании упрощенной системы налогообложения на основе единого патента будет направлен в правительство до конца июля, сообщил Сергей Разгулин. Справка "РГ":

         По некоторым данным, 55 процентов всех занятых в малом и среднем бизнесе работают по системе единого налога на вмененный доход. 37 процентов - на упрощенной системе налогообложения. 8 процентов - на общей.

ВАС РФ: предприниматели не обязаны вести кассовую книгу.

        Наконец-то Президиум Высшего арбитражного суда РФ высказал свою позицию по вопросу о том, должны ли предприниматели соблюдать кассовую дисциплину.

        Вывод высшей арбитражной инстанции порадует предпринимателей: налоговики не вправе штрафовать ИП за отсутствие кассовой книги. До сих пор на уровне ФАСов не было единодушного мнения на этот счет. Можно надеяться, что после официального обнародования позиции Президиума ВАС (дело рассмотрено 29 июня, реквизиты постановлению пока не присвоены) судебная практика во всех округах будет складываться в пользу предпринимателей. Суть спора и мнение ФАС В ходе проверки налоговики установили, что предприниматель, применяющий «вмененку», не вел кассовую книгу, не оприходовал денежные средства, и не имел специальной комнаты, а также сейфа для хранения наличности. В связи с этим инспекция привлекла его к ответственности, предусмотренной в статье 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (штраф на должностных лиц, к которым приравниваются ИП — от 4 до 5 тыс. руб.). Предприниматель обратился в суд, и как оказалось, не зря.

        Судьи первой и кассационной инстанции поддержали плательщика (см. постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.09 по делу № А57-11519/2009). Арбитры, в частности, отметили, что привлечь к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ можно только за нарушение Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40), и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утвержден ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П). А эти нормативные акты устанавливают обязанности, в том числе по ведению кассовой книги, только для предприятий, учреждений, организаций. Данный вывод следует из текстов упомянутых документов, в которых не говорится о том, что ИП должны вести кассовую книгу. К тому же унифицированные формы документации по учету кассовых операций (в частности, форма кассовой книги КО-4 «Кассовая книга») распространяются только на юридических лиц. Об этом прямо сказано в пункте 2 постановления Госкомстата от 18.08.98 № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36). В свою очередь, налоговики, ссылаясь на пункт 3 статьи 23 Гражданского кодекса, пытались доказать, что ИП обязаны применять Порядок ведения кассовых операций. Однако им это не удалось. Указанная норма гласит: к деятельности предпринимателей применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юрлиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

        Таким образом, отметили судьи, эта норма уравнивает предпринимателей и компании только в отношении соблюдения норм ГК РФ, а эти нормы не регламентируют правила ведения кассовых операций. Кроме того, в приведенной статье ГК РФ имеется оговорка: «если иное не вытекает из закона, иных правовых актов». Порядок ведения кассовых операций как раз и является «иным правовым актом», отмечено в постановлении ФАС. Позиция ВАС Налоговики не согласились с данным выводом, и обратились в высшую арбитражную инстанцию. Коллегия судей ВАС РФ решила передать это дело на рассмотрение Президиума (определения от 19.04.10 № ВАС-1411/10), хотя, заметим, ранее в подобных спорах не видела оснований для пересмотра. В своем определении тройка судей указала на неоднозначность судебной практики по описанной проблеме. Любопытно, что арбитры, поддерживающие проверяющих, руководствовались теми же положениями законодательства, что и судьи, отменявшие решения налоговиков (см. выше). Но трактовали их по-разному. Если же ИП применял «вмененку», добавлялся еще один довод в защиту позиции налоговиков: ссылка на пункт 5 статьи 346.26 НК РФ. В нем сказано, что плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. Аналогичное правило для предпринимателей-«упрощенцев» прописано в пункте 4 статьи 346.11 НК РФ. Судьи отмечали: нигде в Налоговом кодексе не оговаривается, что предприниматели обязаны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций лишь в определенной части.

        Исходя из этого, арбитры соглашались с налоговиками, штрафовавшими предпринимателей за несоблюдение кассовой дисциплины. Однако Президиум ВАС РФ, рассмотрев описанный спор, признал правомерным подход, которые применили нижестоящие суды.

        Их решения были оставлены в силе, а заявление налоговиков без удовлетворения. Обоснование позиции Президиума ВАС РФ будет известно после того, как текст постановления появится на сайте этого суда.

1.б. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.

        Преимущественное право на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ''О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации''.

        Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 05.08.2010 N Д05-2627. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ ''Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации'' (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Законе отражены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества.

        Таким образом, режим приобретения арендуемого имущества распространяется только на государственную и муниципальную собственность субъектов Российской Федерации. Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ''О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации'' (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

        Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В соответствии с ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в ч. 4 настоящей статьи , не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

         Вместе с тем в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России необходимо подготовить пакет предложений, направленных на предоставление в пользование недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественно на долгосрочной основе и по льготным ставкам арендной платы.

         Также представляется целесообразным предоставить право выкупа добросовестным арендаторам помещений, включенных в региональные и муниципальные перечни, ограничив при этом площадь выкупаемых помещений, и установить норму, в соответствии с которой устанавливаемые субъектами Российской Федерации площадь и сроки рассрочки не могут быть менее определенных Правительством Российской Федерации.

1.в. Государственные и муниципальные услуги для малого и среднего предпринимательства, как факторы снижения административных барьеров.

        В целях совершенствования государственной системы поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса , как в Чеченской Республике, так и в других регионах России, наша Палата вносит следующие предложения:

1. Увеличить объемы государственного финансирования сектора малого и среднего бизнеса и расширить инструменты его финансовой поддержки, в частности увеличить оперативность доведения средств до предпринимателей, расширить перечень инструментов рефинансирования займов, создать гарантийные фонды поддержки малого бизнеса, активизировать деятельность микро кредитных организаций.

2.Молодым начинающим предпринимателям предоставить гранты в качестве стартового капитала на конкурсной основе на реализацию лучших проектов в воплощении их самых интересных и жизнеспособных бизнес-идей.

3. Проведение мероприятий и акций, способствующие формированию правой культуры предпринимательства через создание и развитие бизнес- консультационных центров при муниципальных органах власти .

4. При финансовой поддержке государственных органов власти и включение в государственные программы по развитию МСП регулярное проведение конкурсных мероприятий и поощрение победителей по различным отраслям малого и среднего бизнеса, в целях стимулирования предпринимателей к более эффективной хозяйственной деятельности и повышения их социальной ответственности.

5. формирование перечней регионального и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду предпринимателям. Также предпринимателям, арендующим в течение трех лет государственное и муниципальное имущество, предоставить приоритетное право выкупить эти площади по рыночным ценам без проведения конкурсов.

6. Создание реестра малых предпринимателей. Этот документ даст наиболее полную информацию о количестве занятых в малом и среднем бизнесе;

7. Создание и активизация общественных и координационных советов по вопросам малого и среднего предпринимательства при региональных и муниципальных администрациях. В составе которых две трети - это представители малого и среднего бизнеса из всех секторов экономики, а также ассоциаций поддержки предпринимательства и общественных организаций;

8. Расширение сети региональных объектов инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса, в большей степени создание бизнес - инкубаторов, агро и технопарков которые могут разместить на своей территории как минимум 50 субъектов малого и среднего бизнеса, где им будут предоставлены льготные условия работы: низкая арендная плата, юридические услуги, помощь в составлении бухгалтерской отчетности, составлении бизнес-планов, поиске инвестиций и др.

9. Создание региональных выставочных комплексов, в соответствии с современными техническими требованиями. Необходимо отметить, что за последние годы развитие выставочно-ярмарочной деятельности в значительной степени способствует повышению деловой активности малого и среднего бизнеса, экономическому развитию регионов.

10. Эффективная реализация государственных и муниципальных программ подготовки профессиональных менеджеров и руководителей для сферы малого и среднего предпринимательства. Актуальность программ обусловлена тем, что около половины предпринимателей, закрывающих свой бизнес, делают это из-за отсутствия финансовой, управленческой и правовой грамотности.

2 Проблемы доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным торгам.

        Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует вот уже 3 года. С момента вступления в силу закон претерпел более 10 редакций. Инициативы по дальнейшей доработке закона и приведению его в соответствие с потребностями практики продолжают поступать от самых разнообразных лиц и организаций.

        Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства также включается в дискуссию по вопросам совершенствования законодательства о государственном и муниципальном заказе и начинает серию публикаций, посвященных возможным решениям накопленных в этой сфере противоречий.

        Уже стал общим местом тезис о том, что основополагающей функцией государственного и муниципального заказа является стимулирующая функция. Через заказ стимулируются определенные отрасли хозяйства, обеспечивается проведение научных разработок в индустрии высоких технологий, внедряются новые технологии в наукоемких отраслях, обеспечивается ценовая политика и управление материальными потоками, а также создаются новые рынки. Во многих странах государственные и муниципальные заказы используются как средство поддержки малого предпринимательства.

        Именно некоторым вопросам поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов и посвящена наша первая публикация.

        Текущее состояние:

        Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

        В соответствии с указанной статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Указанный диапазон квоты государственный контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.

       Необходимо отметить, что обязанность размещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства была распространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 году.

     Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей.

        Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций.

        Кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственных закупках. Государственный заказ на всех уровнях власти был назван одной из приоритетных антикризисных мер поддержки предпринимательского сектора. В связи с этим значительно увеличились предполагаемые объемы размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Как сообщила в своем выступлении на открытии Форума-выставки «Госзаказ-2009» заместитель министра экономического развития А.В. Попова, «объем госзаказа в 2009 году составит 4 триллиона рублей с учетом оборонзаказа, при этом объем государственных закупок у предприятий малого бизнеса составит 800 миллиардов рублей».

       Как следствие, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных закупках увеличилось многократно.

       Тем не менее, несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа. Остановимся на некоторых их них.

    1) Отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. Как уже было сказано, существует определенная квота по размещению государственных и муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства. В прошлых периодах указанное требование, как правило, редко соблюдалась, что зачастую обуславливалось отсутствием каких-либо санкций за ее несоблюдение. Административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. При этом можно констатировать, что практика применения мер ответственности по отношению к «недобросовестным заказчикам», не соблюдающим квоту, пока не сложилась. По некоторым оценкам, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, не превышает в 2009 году 2% (причем федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями контрактов в стоимостном выражении не более 1% всех контрактов), а доля участия малых предприятий в аукционах – не больше 11%1. Несоблюдение законодательно закрепленной квоты снижает действенность государственной поддержки малых предприятий через государственный и муниципальный заказ.

    2) Вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Данный вопрос фактически является смежным с предыдущим вопросом. Существующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») не позволяет более-менее достоверно оценить реальный вес малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. По мнению экспертов, статистическая форма наблюдений «1-торги» дает ответы лишь на три из восьми вопросов, связанных с участием субъектов малого предпринимательства в госзаказе, и то весьма неполно2. В связи с этим порядок расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, определен нечетко. Сложившаяся ситуация позволяет заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенных для размещения у субъектов малого предпринимательства.

    3) Сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства. Однако заказчики в большинстве случаев не имеют возможности проверить участников размещения заказа на предмет соответствия этим требованиям3. Основной проблемой здесь является отсутствие официального порядка подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. Такая ситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков.

    4) Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства. В настоящее время наблюдается значительный рост объема закупок для государственных нужд. За период 2000-2007 гг. он вырос почти в 9 раз. Сейчас объем государственного заказа составляет порядка 9% ВВП. При этом сфера применения государственного заказа не распространяется на государственные компании и государственные корпорации, в которых действуют внутрикорпоративные правила размещения заказов. В то же время объемы закупок у них составляют значительную величину. Так, например, объемы заказов Газпрома, РЖД и Сбербанка вместе взятых превышают 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций – 2% ВВП4. Распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ на государственные компании и корпорации позволит расширить сферу применения государственного заказа (а следовательно и возможности участия в государственном заказе малых предприятий) до 15-20% ВВП.

    Потенциал поддержки малых предприятий также снижается по причине отсутствия механизмов привлечения субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов.

    5) Низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках. В настоящий момент предусмотрено требования обязательной публикации информации обо всех открыто размещаемых заказах на официальных сайтах в сети Интернет. Более того, статьей 16 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ввод в 2011 году в эксплуатацию единого информационного ресурса о государственных и муниципальных закупках – Общероссийского сайта. Предполагается, что указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных и муниципальных закупок. Общероссийский сайт позволит достичь консолидации ныне разрозненной системы официальных сайтов и обеспечит единый формат предоставления информации о размещении заказов5. Пока же сложности с доступом к информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства, продолжают возникать. Получить информацию по всем закупкам с участием малых предприятий на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) фактически невозможно, такая информация доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. С другой стороны, функция поиска информации на региональных сайтах также реализована не очень удобно. По экспертным оценкам, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, 61% региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом6. Существует вероятность того, что появление нового Общероссийского сайта вряд ли решит проблему с поиском соответствующей информации.

    6) Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу. Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а если знать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться у малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля над деятельностью компании. Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, поскольку не верят, что они проводятся честно7.

    Целевое состояние:

    В международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению государственных заказов путем:

    установления императивного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда;

    организации специальных торгов для объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;

    квотирования части государственного заказа для малого бизнес;

    выделения в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого предпринимательства.

    Особое внимание в зарубежных странах уделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики «прощенного» государственного заказа для малых предприятий. Так, например, в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральный подрядчик обязан передавать в порядке промышленной или научно-технической кооперации часть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документально фиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса8.

    Программы поддержки малого бизнеса через государственный заказ также предусматривают широкое информационное обеспечение малых предприятий, внедрение информационных технологий участия малого предпринимательства в размещении заказов.

    Предлагаемые меры

    С целью улучшения доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующие меры:

    1) Рассмотреть возможность увеличения квоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 20 до 35%.

    2) Усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.

    3) Проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказание за неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения в Уголовный кодекс.

    4) Разработать механизм подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.

    5) Распространить сферу действия Федерального закона 94-ФЗ на заказы государственных компаний и государственных корпораций, обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов.

    6) Проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам.

    7) Расширить информационно-консультационную поддержку предприятий – потенциальных участников закупок. В частности, предлагается:

     осуществлять активную пропаганду государственного заказа в федеральных СМИ;

     разрабатывать специальные рекомендации малым предприятиям по участию в торгах;

     формировать реестры «лучших практик» участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках.

     8) Организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов, оценивающие деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.

О льготах малому бизнесу при осуществлении госзаказов.

        Правительство сдержало свое обещание о помощи малому бизнесу в доступе к госзаказу.

        С 5 до 2 процентов будет снижено обеспечение заявки на участие в торгах при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства. Соответствующие поправки уже внесены правительством в Госдуму и готовятся к рассмотрению. Законопроект призван решить сразу несколько проблем. Как рассказал Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру", в настоящее время законодательство о размещении заказа предписывает государственным и муниципальным заказчикам закупать 10-20% продукции, попавшей в специальный перечень, путем проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок среди субъектов малого предпринимательства. "Вероятнее всего, по причине чисто технической, в число закупочных процедур не попал открытый аукцион в электронной форме, - говорит эксперт. - Учитывая, что с 2011 года электронный аукцион должен во многом заменить аукцион традиционный, очевидна необходимость использования его и для закупок у малого бизнеса. Это первая задача, которую призван решить законопроект".

        Вторая проблема, по словам Кирилла Кузнецова, гораздо серьезнее. Принципиальным отличием нынешнего закона о госзакупках от правил, действовавших до 2006 г., является замена требований к квалификации поставщика на финансовое обеспечение. "Логика достаточно прозрачна - не возводя искусственного барьера, заставить поставщика, неспособного качественно исполнить взятые на себя обязательства, отвечать рублем, - пояснил эксперт. О правильности данного подхода можно дискутировать, но в действующем законодательстве предусмотрен именно он". При проведении конкурсов и аукционов, по словам Кирилла Кузнецова, предусмотрена возможность заказчика установить обеспечение заявки на участие (которое удерживается при уклонении поставщика от заключения контракта) в размере от 0 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, 30% обеспечение исполнения контракта (удерживаемое при срыве исполнения контракта). Безусловно, подобное обеспечение заметно усложняет ситуацию для малого бизнеса, так как изыскать необходимые средства весьма проблематично.

        "Принятие данного законопроекта откроет для многих предприятий малого бизнеса возможность обратить внимание на государственный и муниципальный заказ, - отметила Елена Агапова, директор Центра госзаказа АНХ при правительстве РФ. - Пока только небольшая часть малого предпринимательства может участвовать в государственном заказе, так как для участия в торгах заказчики, как правило, устанавливают требование обеспечения исполнения заявки в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, а это достаточно большая сумма для субъектов малого предпринимательства, так как их оборот денежных средств невелик и изъятие даже незначительных сумм из оборота существенно замедляет процесс развития компании. Уменьшение финансового бремени до 2% значительно увеличивает шансы на участие представителей малого бизнеса в госзаказе. Сегодня уже расцвел специфичный вид посреднических услуг, суть которых - помогать малому и среднему бизнесу готовить документы для участия в торгах, а также предоставлять краткосрочные займы на период проведения процедуры торгов, - рассказал эксперт. - Причем этим занимаются не крупные банки, а мелкие консалтинговые компании, и займы предоставляются далеко не под традиционные банковские проценты по кредитам, намного выше".

        Бизнес, по словам Андрея Кузнецова, вынужден соглашаться с такими условиями, иначе решить вопрос с отвлечением средств из оборотного капитала компании не всегда получается. "О чем это говорит? Это говорит об изначально завышенных требованиях, выигрывают от которых только посредники. Сегодня мы видим, что правительство видит эту проблему и оперативно реагирует на нее. Это можно только приветствовать!" - отметил эксперт.

4. Антикоррупционная экспертиза региональных законодательных актов по вопросам развития предпринимательства и действия членов Бизнес-Коалиции «Северный Кавказ» по снижению административных барьеров.

        ТПП Ставропольского края.

        При прокуратуре Ставропольского края создан общественный совет по соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности, основными задачами которого является выявление случаев нарушений законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства и внесение предложений в прокуратуру Ставропольского края для принятия мер по устранению выявленных нарушений. ТПП СК активно участвует в работе данного общественного совета, а так же аналогичного совета при Ставропольском территориальном Управлении ФАС России. Регулярно проводятся заседания координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, учрежденного Правительством края. Президент ТПП СК Мурга А.Ю.является руководителем одной из групп по вопросам разработки и совершенствования мер государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

        В целях содействия становлению рыночной экономики Ставропольского края на основе создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, консолидация усилий предпринимателей по поддержке и развитию предпринимательства при ТПП СК создан Комитет по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, основными направлениями деятельности которого является:

- содействие формированию нормативно-правовой базы для развития частной инициативы, малого и среднего предпринимательства;

- участие в разработке рекомендаций по созданию механизмов взаимодействия регистрирующих, лицензирующих, контрольных, надзорных, правоохранительных и иных государственных структур, направленных на устранение административных барьеров предпринимательства.

- содействие формированию и развитию инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства;

- участие в налаживании устойчивых деловых связей между предпринимателями Ставропольского края, России и зарубежных стран;

- организация взаимодействия между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности;

- организация освещения в средствах массовой информации вопросов деятельности Комитета.

        ТПП Чеченской Республики и Прокуратура Чеченской Республики подписали соглашение о сотрудничестве. Сотрудничество с республиканской Прокуратурой в этой сфере очень важно для системы ТПП ЧР, которая призвана защищать интересы предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Совместные усилия обоих ведомств будут способствовать уменьшению коррупции и других негативных явлений, определению направлений совершенствования законодательства.

        Также ТПП и Парламент Чечни подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Согласно соглашению члены ТПП будут принимать участие в подготовке законопроектов о регулировании предпринимательской деятельности. Это поможет поднять экономику республики, создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, укрепить позитивный имидж предпринимательства Чеченской Республики в Российской Федерации и за рубежом, а также привлечь иностранные инвестиции в экономику республики, - пояснил главный законодатель. Бизнес – Коалиция «Северный Кавказ» в ходе реализации проекта принял участие в проведении X Всероссийской Конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» 25 - 26 мая 2010 года, г. Москва. Впервые в рамках Конференции была организована специальная секция «Развитие малого и среднего предпринимательства в СКФО». В работе секции приняли участие члены Бизнес - Коалиции «Северный Кавказ»;

Президент ТПП КЧР – Абитов В.А.

Президент ТПП Республики Адыгея – Аутлев Ю.Ш.

Председатель ТПП КБР – Ашахметова М.Х.

Вице-президент ТПП РД – Шевченко А.П.

Президент ТПП ЧР – Адаев Н.Л.

Президент ТПП Ставропольского края – Мурга А.Ю.

Вице-президент ТПП РИ Кодзаев М.З.

АФКОД Республики Дагестан - Магомед Абдуллаев-председатель,

Абисалов Руслан Борисович- председатель АККОР РСО - Алания, Кардангушев Казбек Хадисович- председатель АККОР КБР.

        Участники Конференции предоставили свои предложения по различным вопросам развития предпринимательства на Северном Кавказе. В ходе секционного заседания были обсуждены различные вопросы, в том числе вопрос о сотрудничестве с международными организациями. В одном из пунктов Рекомендаций, которые были приняты в заседании секции, особо отмечается конструктивная роль ряда международных организаций, которые работают на территории СКФО. Среди них отмечены ряд организаций в том числе «CIPE» . Все рекомендации и предложения, вошедшие в итоговый документ Конференции, были направлены в Правительство РФ и региональные Правительства.

        Резолюция по Северному Кавказу состоит из ряда предложений положений, которые наиболее в полной форме отражают основные проблемы развития малого предпринимательства на Северном Кавказе. Данная Резолюция стала основой для совершенствования деятельности участников Бизнес-Коалиции по организации взаимодействия между бизнес - сообществом и органами государственной власти по вопросам регулирования налогообложения, имущественной поддержки, развития инновационного предпринимательства, снижения административных барьеров и активизации экономического сотрудничества между предпринимателями СКФО.

        Модераторами секционного заседания по развитию предпринимательства в СКФО являлись Ермаков Виктор Петрович- председатель Комитет по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ, Туганов Казбек Хазбиевич - председатель Ассоциации ТПП СКФО, координатор Бизнес - Коалиции «Северный Кавказ».

РЕКОМЕНДАЦИИ

Участники Конференции, обсудив роль малого и среднего бизнеса в процессе модернизации экономики России, рекомендуют:

Доля малых и средних предприятий в регионах Северо-Кавказского федерального округа постоянно растет, увеличивается количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес признан одним из важных направлений экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, где задача самозанятости населения является наиболее актуальной. Вместе с тем существует целый ряд особенностей и проблем развития малого бизнеса, которые являются типичными для регионов Северо-Кавказского федерального округа и которые необходимо оперативно решить:

1. В настоящее время еще не создана совершенная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на Северном Кавказе. В частности, из-за низкого платежеспособного спроса на консультационные услуги развивать инфраструктуру только на коммерческой основе непродуктивно. Необходимо разрешить использовать субсидии начинающим предпринимателям на качественные (сертифицированные) консультационные и практические услуги при открытии и становлении бизнеса, вплоть до создания бизнеса под ключ и адаптацию предпринимателя к бизнесу (наставничество).

2. Необходимо рассмотреть возможность использования средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов Северо-Кавказского федерального округа на совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства с привлечением представителей бизнес-сообщества, в частности: Торгово-промышленных палат, представителей региональных отделений ОПОРЫ РОССИИ, передавая на условиях аутсорсинга некоторые функции, связанные с созданием и работой информационных и консультационных центров, организации выставочно-ярмарочной деятельности малых и средних предприятий региона.

3. Важным резервом имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства является предоставление малым предприятиям муниципальной, республиканской собственности в аренду для производственных нужд. Необходимо добиться выполнения норм Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предусматривают предоставление помещений для малых предприятий на льготной основе. Также предлагаем Государственной Думе рассмотреть возможность ускорить принятие проекта федерального закона № 348019-5 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в первом чтении 23 апреля 2010 года), предусматривающего продление срока выкупа арендованного имущества. Необходимо предусмотреть льготную аренду земли для поддержки тех, кто занят в сельскохозяйственной сфере. Реализация этого положения требует соответствующих действий органов по управлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

4. Очень важной задачей является поддержка инновационного предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе. Вовлечение в процесс создания инновационных предприятий инженерно-технических работников, которые были сосредоточены на предприятиях оборонного комплекса и других промышленных предприятиях, а также студентов выпускников технических ВУЗов регионов. Вследствие чего предлагаем Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность разработки совместно с органами государственного управления регионов Северо-Кавказского федерального округа специальной программы стимулирования инновационного предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе. В эту Программу, например, было бы целесообразным включить создание наукограда (Технополиса) на территории г. Лермонтова (пилотного проекта по переориентации и модернизации моногорода) ориентированного на технологии 6-го технологического уклада (биотехнологии, нанотехнологии, вложения в человека, новое природопользование, новая медицина). Центром наукограда может стать Северокавказский федеральный университет, в который должны быть привлечены ведущие российские ученые, ученые-соотечественники из числа тех, кто работает в настоящее время за рубежом.

5. Одно из важнейших задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и улучшения общественно-политической ситуации на Северном Кавказе является расширение экономических связей между предпринимателями регионов Северного Кавказа, расширение экономического сотрудничества, поддержка реализации проектов в различных отраслях бизнеса, создание проектов в области бизнес-образования, информационное обеспечение и т.д., способствующих взаимодействию предпринимателей регионов Северо-Кавказского федерального округа. Основой для таких проектов могло бы стать организация на базе ТПП региона и др. бизнес-ассоциаций сетевых проектов, предусматривающих взаимодействие различных звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства на Северном Кавказе. Такие проекты могут быть осуществлены в области подготовки кадров, выставочно-ярмарочной деятельности, создания инновационного предпринимательства.

6. При разработке программ и стратегий развития территорий (городов, поселений), необходимо применять системный подход и ориентироваться на комплексное развитие, привлекать опытных независимых и креативных экспертов-консультантов для анализа ресурса развития территории, генерации идей, помощи в разработки стратегии и дальнейшей ее реализации для достижения максимального эффекта - с участием представителей предпринимательских организаций Северо-Кавказского федерального округа (Ассоциация ТПП СКФО и региональные отделения ОПОРЫ РОССИИ).

7. Учитывая позитивный опыт поддержки развития малого и среднего предпринимательства, накопленный в рамках реализации международных донорских программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа (ЮНИСЕФ, Международный медицинский корпус, CIPE и т.д.), необходимо выстраивать более тесное взаимодействие между органами государственной власти и международными организациями для объединения усилий и достижения синергетического эффекта.

8. Для оказания адресной поддержки субъектам МСП администрациям субъектов СКФО необходимо обеспечить координацию действий, направленных на развитие тех отраслей и видов производств, которые наиболее актуальны для каждого региона Северного Кавказа.

9. Учитывая опыт ОАО «РосБР» реализации Программы государственной финансовой поддержки малых и средних предприятий, в том числе в ряде субъектов СКФО, рекомендовать администрациям субъектов СКФО активизировать работу по предоставлению гарантий со стороны субъектов РФ за партнеров ОАО«РосБР». ОАО «РосБР», в свою очередь, рекомендуется продолжить активную работу по поддержке МСП во всех регионах СКФО.

10. Принимая во внимание утвержденную 14.04.2010 года Программу Сбербанка России по развитию кредитования малых предприятий в Северо-Кавказском федеральном округе, а также уже сложившийся опыт работы Северо-Кавказского банка Сбербанка России (ОАО) в регионе, рекомендовать органам государственной власти субъектов Федерации и муниципальным органам власти, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ, активизировать работу с инфраструктурой финансовой поддержки в указанных субъектах Федерации, а также обеспечить взаимодействие с филиалами Сбербанка России в Северо-Кавказском федеральном округе по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в регионе.

11. ОАО «РосБР», Сбербанку России, ВТБ24 (ЗАО), ОАО «Россельхозбанк» рекомендуется продолжить активную работу по реализации программ финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа и расширять взаимодействие с представителями бизнес-сообщества (территориальные ТПП и объединения предпринимателей).

12. Одной из значительных проблем в развитии малого бизнеса на Северном Кавказе является достаточно высокий уровень административных барьеров. В частности, еще существуют серьезные недостатки в оказании государственных и муниципальных услуг для малого бизнеса. Необходимо обратить внимание на формирование и соблюдение открытых регламентов оказания государственных и муниципальных услуг для бизнеса. Это, на наш взгляд, окажет значительное воздействие на снижение уровня коррупции в регионе и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.

В рамках реализации проекта были проведены три рабочих совещания участников Бизнес - Коалиции « Северный Кавказ»:

28.04.2010 в городе Грозный,

25.05.2010. в городе Москва,

29.09.2010 в городе Нальчик.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости