24 января председатель «Деловой России» Борис Титов принял участие в круглом столе «Власть пообещала «не кошмарить» бизнес. Проще ли ему стало жить?», организованном газетой «Комсомольская правда».
Главный вопрос, адресованный участникам дискуссии, состоял в том, как восприняло бизнес-сообщество усилия, предпринимаемые государством по защите предпринимателей: запрет применения ареста в качестве меры досудебного пресечения для лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, новый порядок согласования внеплановых проверок и т.д. – работают ли эти меры?
Ответ на эти вопросы был неутешительным. По мнению Бориса Титова, административное давление на бизнес не только не уменьшилось, но напротив увеличилось. «Сейчас к нам постоянно поступают обращения из регионов, в которых описываются просто чудовищные вещи», заявил он, приведя в качестве примера случай, в Костромской области, где бизнесмена посадили в тюрьму и пытаются отобрать его бизнес, якобы из-за «нецелевого расходования» кредита в 19 миллионов рублей по федеральной программе развития сельского хозяйства. При том, что предприниматель построил на эти деньги крупнейший в регионе животноводческий комплекс, а сам кредит был им полностью погашен.
С аналогичных позиций выступил управляющий партнер компании Management Development group Дмитрий Потапенко: «От того, что вожди что-то заявляют с высоких трибун ничего не меняется, так как вниз они все также спускают планы по сбору налогов. Им абсолютно вес равно есть ли у меня прибыль, есть ли оборот, ушел покупатель от меня или пришел. Они говорят – вот в прошлом году ты заплатил 4 миллиона налогов, в этом заплатишь 6, не получится налогами - доберем штрафами».
То, что ситуация с вымогательством в отношении бизнесменов со стороны представителей силовых структур ухудшилась, подтвердила лидер движения "Бизнес-Солидарность" Яна Яковлева. «Если два года назад эти люди еще боялись гласности, и статья в Интернете или ролик на ютюбе могли что-либо изменить, то теперь они уже ни на что не обращают внимания и ничего не бояться», - констатировала она.
Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, говоря о том, что прописанные меры не работают, привел следующие факты: «Прокуратура заявляет, что отклонила от 50 до 70 процентов заявок на проверки. Но на самом деле никакого двукратного снижения административных проверок для бизнеса не произошло. Дело в том, что согласование в прокуратуре должны проходить только впервые назначаемые проверки. Проверки же повторные могут проходить без ее согласования. И доля тех проверок которые согласовываются в прокуратуре не превышает 4%».
Д. Потапенко со своей стороны добавил, что запрет на заключение бизнесменов под стражу до суда в случае предъявления им обвинений в экономических преступлениях обходится тем, что теперь основной статьей предъявляемой бизнесменам является ст. 159 УК – мошенничество.
Председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике Евгений Федоров в ответ на претензии бизнесменов заявил, что сейчас «в России принят пакет мер поддержки малого бизнеса беспрецедентный для мировой практики. Однако сама сырьевая структура нашей экономки не дает спроса на дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Чтобы решить эту проблему надо изменять тип экономики, переходить к ее инновационной модели, частично это стремление отражено в Стратегии 2020».
Борис Титов согласился, что мер по поддержке малого бизнеса действительно много, но отметил, что все они «перечеркиваются решением поднять для малого бизнеса ЕСН с 14 до 34%». «Сырьевая модель экономики действительно распространяет коррупцию и подрывает конкурентную среду бизнеса. И потому нам необходим скорейший выход из нее – развитие несырьевых производств и реальной конкуренции», - заявил он.