Налоговые службы и Сельхознадзор больше других досаждают предпринимателям
Наиболее обременительными для бизнеса в минувшем году стали проверки таких контрольно-надзорных органов, как Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роструд. Такой вывод сделан по результатам мониторинга административных барьеров, которые провел Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). И хотя цели исследования были узконаправленными – выявить препятствия, возникающие при осуществлении пожарного надзора, его результаты касаются практически всех сфер ведения бизнеса в России. Эксперты «НГ» считают, что основной головной болью для бизнесменов остаются проверки налоговиков – а не пожарных или санврачей.
Выводы о сравнительной обременительности контрольных процедур сделаны на основе опроса 250 предпринимателей, относящихся к различным сферам деятельности. Большая часть респондентов – 95,5% – представляла юридические лица. Предприятия, принявшие участие в опросе, в основной своей массе относятся к категориям малых предприятий – 40,3% и микропредприятий – 34,7%. Еще 8,6% предприятий можно отнести к средним предприятиям, а 16,1% – к крупным.
В целом по всем контрольно-надзорным органам средняя оценка обременительности проверок составляет 2,84 балла по четырехбалльной шкале, где 1 – «очень обременительны», 4 – «совсем не обременительны». На этом фоне оценки органов государственного пожарного надзора достаточно положительны, отмечают авторы доклада, – средний балл обременительности составляет 2,8. В качестве наиболее обременительных респонденты назвали проверки следующих контрольно-надзорных органов: Россельхознадзор – 2,07 балла, Роспотребнадзор – 2,67 и Роструд – 2,68 балла.
Наиболее взяткоемкими органами, судя по результатам мониторинга, стали органы пожарного и Россельхознадзора. Оценивая первых, 5,4% предпринимателей, которым пришлось столкнуться с проверками инспекторов пожарного надзора, заявили, что им в итоге приходилось прибегать к неформальным отношениям. Однако пальму первенства по этому параметру неожиданно занял Россельхознадзор, после проверок которого 7,1% предпринимателей заявили о необходимости выйти за рамки формальностей. Впрочем, этот факт отчасти объясняет необычайно плодотворная работа инспекторов данного ведомства, поскольку 85,7% проверок, проведенных ими в 2010 году, заканчивались разного рода штрафными санкциями. У других контролирующих ведомств результаты поскромнее: пожарные выявляют нарушения и штрафуют 76,6% предприятий, Роспотребнадзор – 63,5%, Росприроднадзор – 58,3%. Даже налоговики лишь 42,6% проверок окончили штрафами.
Опрошенные «НГ» эксперты довольно скептически оценивают опубликованные результаты. Например, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян отмечает, что ответ на вопрос о том, чьи проверки наиболее проблемны и обременительны, зависит от сферы бизнеса. «Что касается Россельхознадзора, то я сомневаюсь, что он действительно стоит на одном из первых мест, – отмечает он. – Не тот масштаб, как ни крути. С Росприроднадзором более или менее понятно – там проверяющие контролируют использование сельхозземель, а, учитывая растущее загородное строительство, объемы проверок также явно немалы: необходимо проверить, как используются земли, тем более что с регламентами у них тоже не все в порядке. Отсюда разночтения и частые споры». Однако общее недовольство бизнес-сообщества, по мнению Микаеляна, вызывает главный фискальный орган – налоговая инспекция, с представителями которой сталкиваться приходится всем предпринимателям без исключения.
«Именно они досаждают больше всего, – сетует Микаелян. – Можно даже опустить недавнюю неразбериху с перерегистрацией и бюрократизмом. Но главная причина недовольства – Федеральная налоговая служба, это орган, в котором до сих пор существует план по сбору налогов. То есть любая проверка со стороны налогового инспектора должна заканчиваться штрафом или предписанием, иначе возникнет сомнение в его – инспектора – профессиональной пригодности. К тому же налоговые органы – структура, с которой предпринимателям практически невозможно спорить – себе обойдется дороже».
Аналитик агентства «Ивесткафе» Антон Сафонов считает, что такие результаты могут быть связаны с ситуацией внутри страны. «Для восстановления предприятий сельского хозяйства выделяются достаточно большие средства, в том числе экстренно, без назначения торгов, и соблазн чиновников поучаствовать в их распределении понятен, – отмечает он. – Примерно похожая ситуация и с Госпожнадзором. После пожаров летом 2010 года эта служба значительно активизировала деятельность. При том что большинство объектов не соответствовали безопасности, многие вопросы решались с помощью коррупционных схем. Что касается наиболее обременительных проверок, то это всего лишь связано с тем, что наиболее распространены нарушения требований именно таких служб».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)