Государство относится к предпринимателям с особой жестокостью
Одна из самых ярких цитат первого срока президента Дмитрия Медведева «Хватит кошмарить бизнес!», произнесенная и растиражированная больше года назад, не убедила российских предпринимателей, что кошмар для них когда-нибудь закончится. Более того, многие трезво мыслящие бизнесмены давно поняли, что чем дальше в лес, тем толще чиновники, которые уже перестали быть партизанами, а действуют в открытую. Кошмар продолжается – к такому выводу пришли участники круглого стола на тему «Власть пообещала «не кошмарить» бизнес. Проще ли стало ему жить?», организованного издательским домом «Комсомольская правда».
Тени исчезают в полдень
Приглашенный спикеры, поднявшие свой бизнес с нулевого цикла, были единодушны во мнении: да, государство много сделало в течение последних лет для развития малого бизнеса, так сказать, подрастило кабанчика. Но заменой единого социального налога повышенными страховыми взносами оно его зарезало и теперь готовится освежевать, зажарить и съесть.
Как выразился управляющий партнер компании «Management development group» Дмитрий Потапенко, бюджет необходимо пополнять, налоговую базу во что бы то ни стало сохранить, поэтому налоговым службам «до лампады», где малый бизнес возьмет деньги на уплату всего, что должен родному государству. Платил 4 млн. налогов? Будешь платить 6 млн. Спрячешься в тень – налоговики доберут недостачу штрафами, им надо план выполнять, ведь «палочную систему» никто не отменял. «Мы все четко понимаем. Так с какого перепугу ситуация должна была измениться? Мы и не ждали, что станет легче», - заявил предприниматель.
Фактически государство повесило новое налоговое бремя на всех россиян, поскольку предпринимателям ничего не останется делать, как закладывать новые аппетиты чиновников в себестоимость своей продукции. Так, по признанию экспертов, все они уже получили уведомления о повышении цены от своих поставщиков – что и требовалось доказать. «Текущие наезды ложатся на наш карман, а общеэкономические тенденции - на карман покупателя», - признал Потапенко.
Либо сума, либо тюрьма
Как сообщил председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов, численность малых предприятий в последние годы неуклонно падает. Хотя, судя по усилиям, предпринятым в правительственных отчетах, по логике должна расти, чтобы эти самые отчеты не портить. Делать выводы о процветании малого бизнеса исключительно на показателях некоторого роста объемов оборота, по меньшей мере, странно. Потому что инвестировать в свой собственный бизнес предприниматели не спешат, поскольку не видят никаких перспектив. И элементарно боятся быть успешными: как пел Высоцкий, «лучше видно, но недальновидно жить с открытой шеей средь людей».
Примеров, когда успешный предприниматель в одночасье становится врагом государства, достаточно. При этом далеко не всем так везет, как бывшему владельцу «Евросети» Евгению Чичваркину, что вовремя успел спастись от реального заключения под стражу за границей и чью судьбу в итоге решали присяжные заседатели, которым хватило ума полностью оправдать человека. Однако вернется ли этот предприниматель, умеющий строить прибыльный бизнес, обратно в страну, чиновники которой так с ним обошлись, и захочет ли что-то построить здесь вновь – большой вопрос.
Случай Чичваркина – скорее счастливое исключение, чем правило. А реальность российского предпринимателя, неосторожно наступившего на хвост чиновникам, давно сделавшим из своих полномочий выгодный товар – никакие не присяжные, а тетенька из районного суда, которая выносит решение с особой жестокостью. Что такое басманное правосудие, всем предпринимателям давно известно.
Борис Титов привел показательный пример, как в Костромской области заключили предпринимателя под стражу и инкриминируют ему мошенничество. Что он сделал? Построил в области животноводческий комплекс, вложив 42 млн. собственных средств и с привлечением целевых кредитных ресурсов на поддержку сельского хозяйства в размере 19 млн. рублей. Брал он тот самый кредит, где положена частичная государственная компенсация процентной ставки. Нет, не подумайте дурного, кредит был возвращен в полном объеме и использован по назначению. Повод к аресту заключается в том, что в процессе строительства некоторые деньги мелькнули в оффшорных юрисдикциях. А причина совсем другая: просто у этого предпринимателя есть в собственности хорошая производственная площадка в самом центре Костромы, которая кому-то сильно приглянулась.
По словам председателя некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яны Яковлевой, самое печальное состоит в том, что если раньше коррумпированные чиновники хотя бы опасались гласности, то сегодня они настолько чувствуют свою безнаказанность, что не боятся ничего.
Проходной двор
Как известно, одним из правофланговых решений правительства по поводу малого бизнеса стала необходимость получения контролирующими органами санкции прокуратуры перед плановой проверкой. И прокуратура уже в следующий отчетный период после этого судьбоносного решения, замахала триколором: мы, мол, отказываем в санкции в половине случаях, когда контролирующие органы желают проверить. Борьба с коррупцией налицо, наш фильтр вполовину снизил административное давление на малый бизнес.
Как можно совершенно не краснея об этом говорить, если нечистым на руку чиновникам оставлены целых три даже не лазейки в этом нормативном акте, а полноценные ворота, причем, широко распахнутые? Как известно, по новому закону плановые проверки требуют санкции прокурора, а вот внеплановые – нет. В том случае, если они проходят по жалобе потребителей, по заданию президента или правительства, а также в тех случаях, если были обнаружены какие-то нарушения во время предыдущей плановой проверки.
Вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев привел шокирующие цифры: в России сегодня 96% проверок малого бизнеса – внеплановые. То есть, прокуратура реально не дает санкцию на запросы о проверках только в 4% случаях. Это защита?
Между тем, некоторым предпринимателям есть с чем сравнивать. Как сообщил Дмитрий Потапенко, у которого часть бизнеса расположена в Чехии, он работает в этой стране уже пять лет, и за все это время ни разу не видел никого из контролирующих органов. Потому что по их законам проверки проводятся раз в… тридцать лет. «А в России у меня 30% от прибыли уходит на административные издержки», - заявил предприниматель.
Не верьте в Деда Мороза
Председатель комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, на которого пошли войной остальные участники дискуссии, «окопался» очень хорошо, и с риторикой у него все в порядке, не зря же депутат. Он заявил, что малого бизнеса в России нет вообще, а есть какой-то детский сад, который до сих пор верит в волшебную роль государства, которое как Дед Мороз раздает подарки по первому капризу.
«Законы не могут опережать жизни. Учеба – беспрерывный путь ошибок и малому бизнесу придется еще совершить много ошибок, чтобы вырасти из коротких штанишек. Через законы научить нельзя. И хватит трясти государство, как грушу, думая, что с нее упадет счастье!», - жестко обозначил политику партии депутат.
Разумеется, депутаты не волшебники и даже не думают учиться в «Хогвардсе». Они, по сути своей – наемные менеджеры, которыми налогоплательщики-предприниматели не удовлетворены и готовы увольнять по статье без выходного пособия. Депутат усмехнулся, мол, дорогие детки, уволите одних – придут другие. Нашел, чем напугать предпринимателей, привычных к тому, что в бизнесе череда из пяти увольнений на одну должность – нормальная ротация, и, в конце концов, находится профессионал.
Депутат Федоров все недоумевал: как же так, в России 444 тыс. человек сидят за экономические преступления – разве это не показатель борьбы с коррупцией? И почему же общество так мощно защищает коррупционера Ходорковского?
Да уж, иногда действительно лучше жевать, чем говорить. Этот вопрос депутату стоит задать первому встречному в любом регионе, где раньше хозяином градообразующего предприятия был «Юкос», а сейчас «Роснефть». Там любая бабушка, чей сын или внук работает «на комбинате» ответит, при ком ей лучше живется. И если этой бабушке дать автомат и поставить перед ней того же Ходорковского и, к примеру, Мавроди, угадайте с трех раз, кого она первого расстреляет?
Между тем, зарубежные журналисты прямо и открыто называют последнюю трагедию России в Домодедово ударом по экономике. Цель и время выбраны террористами безошибочно: перед поездкой президента в Давос, куда не поехать он не может, дабы не потерять лица, и по международному аэропорту, где и без теракта не так часто, как хотелось бы, ступает на трап самолета нога прилетевшего к нам «в голубом вертолете» волш… иностранного инвестора.
Российское предпринимательство давно обменяло розовые очки на подзорную трубу. Многие понимают, что в сложившейся ситуации у бизнесмена есть два выхода: либо помогать по мере сил и желательно анонимно политической конкуренции, либо, по выражению того же Дмитрия Потапенко, «закрывать свою двухсотмиллионную компанию и отваливать».