По данным ВЦИОМ, опубликованным в прошлом году, 17 процентов россиян (то есть почти каждый пятый работник) по-прежнему получают зарплату неофициально. Признались, что она «конвертируется» частично 13 процентов участников опроса и полностью - 4 процента. Еще 15 процентов «затруднились» или вовсе не захотели отвечать на весьма щекотливый вопрос о «серых» заработках. Поэтому эксперты, заявляющие, что «серой» является каждая третья зарплата, недалеки от истины.
Сотни тысяч работодателей по всей стране намеренно занижают фонд оплаты труда и выплачивают нелегальную заработную плату, чтобы уменьшить величину ее налогооблагаемой базы. Следствием чего является дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и недофинансирование других государственных программ. Таким образом, молодой человек, соглашаясь получать деньги «в конверте», уже сейчас лишает достойной пенсии собственных родителей, дедушек и бабушек, не вносит свой вклад в улучшение благосостояния сограждан. Кроме того, уменьшается и объем средств на личном пенсионном счету самого работника, а значит, сокращается размер его будущей пенсии.
В целом же по стране задолженность российских компаний-работодателей по выплатам в Пенсионный фонд составляет не один десяток миллиардов рублей. Если бы удалось заставить платить всех и в полном объеме, не исключено, что не пришлось бы искать, на чем сэкономить: и пенсии можно было бы индексировать быстрее, чем сейчас, и не затрагивать вопрос о возможном повышении пенсионного возраста.
Возможно, к «отбеливанию» доходов работодателей склонит известие о том, что в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект, ужесточающий ответственность за «черные» и «серые» заработки.
Предлагаемые поправки направлены на усиление уголовной ответственности за незаконную выплату заработной платы. Проект поправок увеличивает уголовное наказание за невыполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, в том числе верхний предел возможного лишения свободы с нынешних трех лет до шести лет. В лучшем случае коммерсантам, укрывающим доходы своих работников, будет грозить штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Цель законопроекта - перевести налоговые преступления налоговых агентов, касающиеся неуплаты ЕСН и НДФЛ, из разряда преступлений «средней тяжести» в «тяжкие». И это, безусловно, правильно, потому что борьба с «серыми зарплатами» – задача общественно-политическая. Невнимание к этой скрытой проблеме грозит социальным взрывом. Сохранение ситуации означает непротивление государства систематическому массовому обкрадыванию пенсионеров и других групп населения, благополучие которых определяется получаемыми от государства доходами.
Следует отметить, что и в рамках существующего законодательства власть уже два года (причем достаточно успешно) старается отучить российский бизнес от дурной привычки «играть втемную».
Для этого в налоговых органах созданы специальные комиссии по легализации объектов налогообложения, цель которых – обеспечение достоверности налогооблагаемой базы, указываемой в декларациях. На заседания этих комиссий вызываются плательщики, экономические и финансовые показатели которых дают основания сомневаться в абсолютной прозрачности их деятельности. Работа в рамках комиссий построена на изучении и анализе финансово-хозяйственных операций и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности, а также показывающих убытки. При этом в обязательном порядке учитываются объективные условия функционирования, не позволяющие выплачивать более высокую заработную плату (например, бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации).
Очередное заседание комиссии по легализации объектов налогообложения прошло недавно в Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Тамбовской области, которая занимается налоговым администрированием на территории Мичуринского, Никифоровского, Петровского, Староюрьевского и Первомайского районов. В его работе приняли участие руководство и начальники отделов межрайонной инспекции, представители областного налогового управления, пенсионного фонда.
На встречу с налоговиками, в ходе которой плательщики должны объяснить, почему в организации низкая заработная плата или она является убыточной, было приглашено 25 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, 15 из них явились.
Так, представитель ЗАО «БиоТехнологии» А.Черных, пояснил, что предприятие создано в 2007 году и намерено заниматься производством биоэтанола, клейковины и кормопродуктов. В настоящее время оформляются правоустанавливающие документы на земельный участок, получение и выполнение технических условий по подключению к городским инженерным коммуникациям, проектирование. Строительство биоэтанольного завода должно быть закончено в 2010 году и только после этого предприятие планирует приносить прибыль.
Н. Чепелева, главный бухгалтер ООО «Макс», которое оказывает услуги общественного питания в кафе, расположенном на автотрассе, сообщила, что учредители ООО намерены повысить зарплату работникам. Также обещали пересмотреть в сторону увеличения заработки своих наемных рабочих руководители ООО «Марал плюс», ООО «Виктория», ООО «Демьян», предприниматели Л.Черных и С.Сухарев.
Индивидуальные предприниматели В. Павлова, С. Хаиров, А. Чернышов пояснили, что из-за низкого покупательского спроса (так как их торговые точки находятся в сельской местности) повысить заработную плату в ближайшее время не планируется.
Главный бухгалтер предпринимателя Зубарева, занимающегося выращиванием сельхозпродукции, объяснила убытки и большие суммы НДС к вычету расходами на текущие затраты (ГСМ, удобрения), погашением кредитов на приобретенную технику.
Заслушав объяснения фермера Н. Попова, налоговики пришли к выводу, что причиной заявления убытков стало не только погашение кредитов, но и неправильное ведение налогового и бухгалтерского учета в ходе распределения доходов по договору простого товарищества, заключенного между тремя КФХ. Для решения вопроса предпринимателю рекомендовано прийти на консультацию в налоговую инспекцию.
А вот пояснения убыточности руководителей крестьянско-фермерских хозяйств А. Зотова и Ю. Бочарова инспекторам показались не слишком убедительными. Исходя же из критериев риска, перечисленных в Концепции планирования выездных налоговых проверок, не исключено, что эти плательщики окажутся под пристальным контролем инспекции.
В зоне особого внимания будут также плательщики, не нашедшие время для посещения налоговой инспекции – И. Волкова, Л. Малышева, Л. Попова, Г. Ркоян, И. Шестопалов, А. Власов, Г. Солопов, М. Сметанников, В. Рощупкин. Кроме того, они будут также привлечены к административной ответственности по ст.19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отметим, что по итогам 2007 года за неявку на заседание комиссии в соответствии с законодательством налоговыми органами области составлен 171 протокол об административном правонарушении, 93 плательщика привлечены к ответственности.
По области в целом ситуация с легализацией заработной платы выглядит следующим образом. В 2008 году в нашем регионе отобрано для заслушивания на комиссиях 1539 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Наибольший процент приходится на отрасли: «Оптовая и розничная торговля (54 процента «Обрабатывающие производства» (15 процентов), «Строительство» (11 процентов).
На заседаниях комиссий в I полугодии 2008 года по вопросу легализации заработной платы заслушаны 1087 налогоплательщиков (71 процент от общего количества отобранных). По состоянию на 1 июля 2008 года повысили оплату труда 1050 работодателей (97 процентов от заслушанных), из них до среднеотраслевого уровня – 762 плательщика (70 процентов от заслушанных).
В результате проведенной комиссиями работы по легализации объектов налогообложения дополнительные поступления составили 149,1 млн. рублей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что бизнес медленно, но верно, выходит из «тени». Во-первых, понимая, что «теневой путь» чреват жесткими мерами ответственности со стороны государства. Во-вторых, это просто не выгодно – никто из уважающих себя компаний, чтобы не запятнать имидж фирмы и не поставить под удар ее финансовое благосостояние, не захочет работать с партнером, использующим «серые» схемы.
Пример этому – анализ, проведенный в прошлом году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства. Согласно этим данным, масштабы теневой деятельности с 2002 по 2006 годы уменьшились - в среднем с 45 до 38 процентов от оборота фирм. Определяющим стало снижение доли теневого сектора в 2004-2005 годах - на 6,2 процента. Как показал организованный институтом опрос, 90 процентов фирм в той или иной степени согласны с тем, что работа «вбелую» повышает их деловую репутацию, причем 70 процентов коммерсантов готовы полностью перейти на официальные расчеты, если это сделают их партнеры и покупатели.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области