Российский университет дружбы народов
Арасланова М.В.
|
Источник - портал "Социально-гуманитарное и политологическиое образование" Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 2. – С. 17–25. "В статье рассматриваются проблемы взаимодействия бизнеса и государственных властных структур в России, которые приобретают все большее влияние на общую экономическую и политическую ситуацию в стране. Взаимодействие предпринимательских структур должно представлять собой самоорганизацию и кооперирование малых предприятий на социально-экономической основе. Поиск эффективных моделей сотрудничества, целесообразного последовательного развития контактов и деятельности между властью и предпринимательскими структурами позволит укрепить российский предпринимательский слой. Это напрямую зависит от организации взаимодействия со всеми субъектами рынка. Экономическую политику без бизнеса провести нельзя, поэтому разработка эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур является важным фактором устойчивого развития бизнеса в России. Ключевые слова: гражданское общество, бизнес, группы интересов, экономическая политика. |
|
Во всем мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений и является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Без него не могут полноценно развиваться ни государство, ни общество. Значительная часть валового внутреннего продукта экономически развитых стран мира производится предприятиями малого бизнеса. Малый бизнес является наиболее динамично развивающимся и адаптивным к потребностям рынка. Современные преобразования в России приобретают тенденцию развития демократических основ гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики. В Российской Федерации малое предпринимательство практически исключено из экономической, политической и социальной жизни страны, поэтому эта проблема является весьма острой и актуальной. В обществе назрела необходимость формирования современной предпринимательской среды, отвечающей запросам рынка и государства.
В развитых странах средний класс является стабилизатором общества и гарантом демократического пути развития общества. Малый бизнес способствует созданию рабочих мест, техническому прогрессу, развитию конкуренции, более полному использованию природных ресурсов.
Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные перемены, гибкость и высокая приспособляемость является главным их достоинством. В данной сфере занята та часть экономически активного населения, которая обладает огромным энергетическим потенциалом, и не учитывать, не привлекать его к решению различных государственных задач недальновидно. [c. 17]
В последние несколько лет с 1998-го по 2003 г., по данным официальной статистики, российское малое предпринимательство практически остановилось в своем развитии: в 1998 г. насчитывалось 868,0 тыс. малых предприятий, в 1999-м – 890,6 тыс., в 2000-м – 879,3 тыс., в 2001-м – 843,0 тыс., в 2002-м – 882,3 тыс., в 2003-м – 890,9 тыс. [5. С. 14], в 2007 г. число малых компаний возросло на 100 000 единиц и в расчете на 100 тыс. жителей достигло 801 единицы, увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 137 (на 17%) [6. С. 15].
Россия намного отстает от развитых европейских стран по вкладу малого бизнеса в валовый национальный продукт. В России доля малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП на протяжении 5 лет не превышает 10% [1]. Доля малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составила 10–12%, а доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого предпринимательства, достигла 17–19% [9. С. 19]. В 2007–2008 гг. вклад российских предприятий малого бизнеса в ВВП не превышал 15–17% (в экономически развитых странах предпринимательство формирует до 70–80% ВВП) [6. С. 18]. По состоянию на 1 января 2008 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по стране выросла и составила 10,1 млн человек. На средних предприятиях занято 2,2 млн работников. Таким образом, всего в секторе малых и средних компаний предоставляется 12 млн рабочих мест, т.е. занят каждый шестой работник [7. С. 20].
По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что эффективное развитие во многом зависит от состояния предпринимательской активности общества.
Правительство РФ сегодня, действительно, рассматривает поддержку малого предпринимательства как одну из ключевых составляющих своей деятельности. В бюджете в 2003 г. на эти цели было выделено 200 млн руб., в 2005 г. на малый бизнес отпущено 1,5 млрд руб., за период 2005–2008 гг. из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства направлено 12,15 млрд руб. [7. С. 5]). В соответствии с пунктом 51 плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 6 ноября 2008 года № 4863п-П13), Правительством Российской Федерации принято Постановление «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства», которым предусматривается увеличение в 2009 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, до 10,5 млрд руб., что в 2,3 раза превышает объем средств, предусмотренный в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» [7. С. 3].
Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно ставит следующие первоочередные задачи в отношении малого бизнеса:
– создать условия, стимулирующие граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности; [c. 18]
– увеличить число действующих субъектов малого предпринимательства;
– увеличить вклад малых предприятий в ВВП, в налоговых доходах бюджета, в численности привлекаемых наемных работников [9. С. 20].
Но полноценное развитие предпринимательства в целом возможно только при выработке соответствующих адекватных направлений экономической политики, при создании экономических и правовых условий для его развития.
На основе данных исследований Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» [15], Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ были выявлены следующие приоритетные направления работы Министерства экономического развития:
– нестабильность налогового законодательства;
– высокая налоговая нагрузка;
– нехватка собственных финансовых средств для развития;
– недостаток торговых и офисных помещений;
– высокие ставки арендной платы;
– недостаточный платежеспособный спрос;
– трудности в получении кредита [9. С. 22].
Решение этих задач связано с изменением нормативных правовых актов, что также напрямую зависит от государственной политики.
Председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму В. Драганов отметил еще в 2005 году, что меры законодательного характера должны создать условия взаимодействия бизнеса и власти, обеспечить адекватное регулирование. Чем мельче хозяйственный субъект и чем меньше объем его деятельности, тем проще должно быть регулирование [10].
Одной из важнейших задач является повышение общественного и политического статуса предпринимателя как такового. По словам помощника Президента РФ по экономическим вопросам Аркадия Дворковича, «…очень важно дать понять чиновникам всех рангов, что предприниматель стоит в центре экономического развития государства» [14].
В настоящее время выявилась проблема несоответствия декларативных заявлений Правительства о необходимости поддержки малого предпринимательства и реальной ситуации в этой сфере. Правительству и региональным властям до сих пор не удается создать условия, при которых бы свободно развивался малый и средний бизнес [2. С. 23].
Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Во многих странах атмосфера общественного благоприятствования развитию малого бизнеса является реальностью. Практически все зарубежные страны, в которых малый бизнес сегодня процветает и вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие, несколько десятилетий назад находились в ситуации, аналогичной существующей сегодня в России.
Стабильность экономического и социального развития страны достигается реализацией специфических экономических интересов органов власти, с одной [c. 19] стороны, и предпринимательских структур, с другой. Современный уровень развития субъектов предпринимательства характеризуется стремлением к сотрудничеству с государством на основе развития правовой базы и создания соответствующей общественной атмосферы, стимулирующей предпринимательскую активность [8].
На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности, является не политика и даже не экономика, а развитие культуры взаимоотношений государства, бизнеса и общества. Во многих странах мира отношения между властью, бизнесом и обществом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем.
Начало XXI в. в России можно охарактеризовать как период развития взаимоотношений бизнеса и государства, формирования корпоративной социальной ответственности, создания экономически обоснованной социально-ориентированной налоговой политики, совершенствования форм социальных инвестиций бизнеса в развитие общества, становления корпоративного гражданства. Таким образом, развитие взаимоотношений между бизнесом и государством является отражением усложнения экономических отношений в обществе. Даже при высоком уровне развития экономики государство никогда полностью не отстраняется от экономических процессов в стране. Государственное регулирование применяется в развитых странах с разной степенью активности. В кризисные периоды государство действует более активно, в периоды стабильности и роста – менее.
Важнейшей проблемой взаимодействия бизнеса и власти является определение степени ответственности каждого из субъектов за решение социальных проблем и социальное развитие общества.
Взаимодействие государства и бизнеса в современной российской экономике способно обеспечить комплексное экономическое развитие страны в целом и эффективное достижение целей отдельных хозяйствующих субъектов за счет инкорпорирования потенциала бизнес-структур в экономические стратегии муниципального, регионального и федерального уровней.
Текущая ситуация характеризуется зачастую декларативным подходом, отсутствием системности в решении возникающих проблем, превалирующим числом негативных результатов по сравнению с незначительным количеством «историй успеха», что требует новой концептуальной платформы взаимодействия государства и бизнеса и комплекса прикладных механизмов, обеспечивающих его практическую реализацию.
Согласно результатам исследования Ассоциации менеджеров России (далее – AMP), проведенного в 2007 г., наиболее серьезные препятствия развитию российского бизнеса, по оценкам предпринимателей, лежат не в рыночной плоскости, а в сфере государственного влияния на экономические процессы [13] (рис. 1). [c. 20]
Рис. 1. Препятствия развитию бизнеса в России
Взаимодействие – сложный многоплановый феномен, характеризующий процесс воздействия объектов друг на друга и их непрерывное взаимное изменение. Сущность взаимодействия органов власти и предпринимательских структур рассматривается как система, элементами которой являются институты государственной власти и предпринимательские структуры, взаимодействие между которыми заключается в согласовании экономических интересов, интеграции действий субъектов на основе точек соприкосновения их социально-экономических функций в целях максимизации удовлетворения потребностей каждого из них и обеспечения развития общества в целом [3]. Характер и содержание взаимодействия определяются функциями, формами и методами управляющей подсистемы, то есть властными структурами (рис. 2).
Рис. 2. Основные элементы взаимодействия
властных и предпринимательских структур
Взаимодействие государства и бизнеса отражается в трех основных взаимозависимых плоскостях: политической, социальной, экономической. В первом случае объектом исследования выступают взаимоотношение бизнес- и политических элит на региональном и федеральном уровнях. Во втором – корпоративная социальная ответственность и смена парадигмы взаимоотношений делового [c. 21] сообщества с основными целевыми группами, внедрение коммерческих структур в социальную сферу на основе формирования собственно российской модели социального партнерства.
Существует прямая функциональная зависимость между степенью развития и распространенности форм, методов и технологий взаимодействия государства и бизнеса и степенью вмешательства государства в экономические процессы.
Ведущей функцией государства является стратегическая функция, обеспечивающая институционально-правовой фундамент в хозяйственной деятельности, определяющая условия для функционирования рынка и обеспечения социально-экономической стабильности. Ведущая функция предпринимательства – экономическая, обеспечивающая производство, рабочие места, научно-технический прогресс, поступления в бюджет и развитие рынка.
Основные проблемы взаимодействия, согласно ряду исследований, повторяются в различных регионах и на разных уровнях иерархии экономики. Согласно результатам исследования AMP, в настоящее время на первом месте среди проблем взаимодействия государства и бизнеса находятся непредсказуемость и непрозрачность принятия государственных решений, которые при высоком уровне коррумпированности, недостатке профессиональной компетенции и общем пренебрежении к интересам частного бизнеса создают неблагоприятную обстановку для развития взаимодействия. Требуется комплексный анализ для выявления направлений улучшения сложившейся ситуации и определения контура корректирующей управленческой траектории (рис. 3) [13].
Рис. 3. Основные проблемы взаимодействия коммерческих компаний
с органами государственной власти
Выделение уровней взаимодействия определяется масштабами и направленностью деятельности, соответствующей федеральному, региональному, муниципальному и наноуровням властных структур.
Властные структуры рассматриваются как управляющая система, предназначенная для преобразования движения элементов предпринимательской среды в требуемое движение развития управляемой системы – предпринимательства. [c. 22] Функционирование и развитие механизма взаимодействия заключается в отборе наиболее приемлемых форм и методов при соблюдении внутренней упорядоченности и согласованности между властными и предпринимательскими структурами, с одной стороны, а с другой – дифференциации и относительной автономности (рис. 4).
Рис. 4. Механизм взаимодействия органов власти
и субъектов предпринимательства
[c. 23]
Реализация данного механизма взаимодействия органов власти и предпринимательских структур позволяет решить следующие задачи:
– формирование информационной среды деятельности предпринимательских структур и органов власти;
– совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей проявлению инновационной и экономической активности предпринимательских структур;
– формирование структурной политики, государственного бюджета, налогообложения, сбалансированности экономики;
– содействие демонополизации рынков промышленной продукции;
– формирование рациональных технологических и кооперативных связей в условиях рыночной экономики;
– повышение эффективности производства товаров и услуг предпринимательскими структурами [11].
Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур определяет целенаправленный характер действий управляющей системы – властных структур, в соответствии с функциональными связями между субъектами экономики, вызывающих ответную реакцию – действия предпринимательских структур в заданном направлении, в обеспечение социально-экономического развития.
Экономическую политику без бизнеса провести нельзя, поэтому разработка эффективной системы взаимодействия властных и предпринимательских структур является важным фактором устойчивого развития бизнеса в России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Байгускаров Ч.У. Государство и корпоративный бизнес в современной России: теоретико-практическое осмысление отношений // Организационно-финансовые проблемы реформирования экономики России. Сборник научных трудов. Вып. 10. – М., 2007.
[2] Брак по расчету: малый бизнес и власть // Туризм. – 2005. – № 4.
[3] Жеребцова Л.А. Социально-экономическое партнерство властных и предпринимательских структур // Организационно-экономические проблемы современного предпринимательства: сборник научных трудов / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007.
[4] Лебедев А.А. Государственно-частное партнерство: проблема поиска партнеров // Кардинальные проблемы российской экономики на современном этапе. Сборник научных трудов. Вып. 9. – М., 2006.
[5] Малое предпринимательство в России. – 2004: стат. сб. – М.: Росстат, 2004.
[6] Общие сведения о развитии малого предпринимательства в Российской Федерации (По материалам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) / Отчет региональной комиссии Минэкономразвития Российской Федерации. М., 2008.
[7] О преодолении административных барьеров в развитии малого предпринимательства (по материалам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) / Доклад, подготовленный рабочей группой Минэкономразвития РФ под руководством А. В. Шарова. М., 2008.
[8] Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика: Россия и мир. – М.: Логос, 2005. [c. 24]
[9] Развитие малого предпринимательства в 2005 году (по материалам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2007. – № 3.
[10] Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. – М., 2005.
[11] Шишин С.В. Объективная необходимость усиления государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях глобализации // Реалии современной экономики: теория и практика. Сборник научных трудов. Вып. 7. – М., 2006.
[12] Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: www.economy.gov.ru
[13] Официальный сайт Ассоциации менеджеров России: www.amr.ru
[14] http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mld_3_ald_333070.html
[15] Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» // www.opora.ru
[16] Официальный сайт Торгово-промышленной палаты России // www.tpprf.ru
[17] Официальный сайт Российского союза промышленников // www.rspp.ru