На ежегодном отчетном собрании членов Рязанской торгово-промышленной палаты, состоявшемся 16 февраля, выступали представители органов власти и бизнес-сообщества региона. Эти выступления, представляют интерес не только для участников собрания, но и для значительно большего числа представителей бизнес-сообщества, поэтому мы приводим их полностью, включая сравнительные таблицы стоимости энергоносителей в ряде стран (выборочно).
Олег БУЛЕКОВ, министр экономического развития и торговли области:
– Развитие малого и среднего предпринимательства – в числе приоритетных направлений государственной политики в нашей стране. За последние два-три года сделано больше конкретных шагов по поддержке предпринимательства, чем за все предыдущие годы.
В первую очередь, это принятие закона о развитии малого и среднего предпринимательства, указа Президента № 797, нацеленного на снижение административного прессинга на малый бизнес, вступление в силу закона 159-ФЗ о «льготной приватизации», выход постановления правительства, наделяющего министерства и ведомства функциями по развитию малого бизнеса. Действует закон, регулирующий сферу проверок малого бизнеса, отменена обязательность применения ККМ для плательщиков ЕНВД. Государство значительно расширило финансирование программ поддержки малого бизнеса через программы Минэкономразвития России.
Это лишь некоторые из предпринятых мер. Несмотря на важность выхода законов, постановлений, поручений и так далее, не менее важна практика их реализации и результаты, которые мы получаем на выходе.
В настоящее время в Рязанской области действует 2037 малых (без микро) предприятий, 190 средних предприятий, что выше уровня прошлого года соответственно на 34,6% и 13,7%, а также 30743 индивидуальных предпринимателя (рост 1,5%).
В структуре малых предприятий (без микропредприятий) наибольшее количество приходится на розничную и оптовую торговлю – 23,5%; обрабатывающие производства – 22,1%; строительство – 16,2%.; сельское хозяйство – 10%, транспорт и связь – 4,2%; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 16,6%; на долю остальных – 7,4%. В структуре предприятий в 2010 году наблюдался рост доли занятых в обрабатывающих производствах, по сравнению с 2009 годом, на 1%.
Доля работников, занятых на малых (без микропредприятий) и средних предприятиях в общей численности занятых в экономике области составляет 16,2% (рост 2%), доля оборота – 26,3% (рост 1,2%).
По данным национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в 2010 году Рязанская область вошла в число 46 регионов, в которых отмечен значительный рост количества малых предприятий в расчете на 100 тысяч населения.
В области действует программа поддержки малого предпринимательства, объемы финансирования которой не были скорректированы в трудный кризисный период и на 2011 год. Правительство области сознательно пошло на этот шаг, понимая, что предпринимательство обеспечивает свыше 30% занятости населения, и это большой резерв для создания дополнительных рабочих мест.
Объемы финансирования программы поддержки предпринимательства как из областного, так и из федерального бюджета, постоянно растут. В 2010 году на 70 млн. рублей из областного бюджета привлечено 186 млн. рублей федеральных средств. На 2011 год в областном бюджете предусмотрено 99 млн.руб.
Несмотря на позитивные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса, нам еще есть над чем работать.
Встречи с предпринимательским сообществом, общественными организациями предпринимателей, проведение «круглых столов» вошли в практику работы правительства области, так как прямое бщение позволяет определить правильность выбранного курса, своевременно внести коррективы в принимаемые управленческие решения и объемы финансирования программ, которые являются одним из инструментов реализации государственной политики в области предпринимательства. Имея средства, мы вправе рассчитывать на высокую эффективность их использования: для снижения напряженности на рынке труда и обеспечение самозанятости населения; проведения модернизации производства, внедрения инноваций, программ энергоэффективности; развития микрофинансовых механизмов; своевременного решения отдельных локальных социальных задач для региона; создания благоприятных экономических условий для предпринимателей, занятых в реальном секторе экономики и, в целом, повышения благосостояния и социальной защищенности всего населения Рязанской области.
В период кризиса и посткризисный период одна из основных задач, которая решалась в области – создание дополнительных рабочих мест и обеспечение самозанятости населения, особенно в сельской местности, обеспечение координации с региональной программой содействия занятости населения. Одним из направлений решения проблемы занятости явились гранты начинающим предпринимателям. В 2010 году ими воспользовались 12,4% субъектов малого бизнеса – это бывшие безработные, оздавшие свое дело в рамках целевой программы дополнительных мер по стабилизации ситуации на рынке труда Рязанской области. Акцент был сделан на поддержку предпринимателей из районов области, на их долю приходится свыше 50% от общего количества получателей. Практически все заявки сельских предпринимателей удовлетворены. В результате реализации этой программы создано 161 предприятие, открыты 896 новых рабочих мест. Приобретено свыше 630 единиц оборудования, освоено свыше 760 новых видов продукции.
Дан толчок развитию предпринимательства в муниципальных образованиях. В каждом районе при муниципалитетах созданы комиссии по развитию предпринимательства. В 18 муниципальных образованиях на средства местного, областного и федерального бюджетов были созданы центры развития малого и среднего предпринимательства, которые призваны активизировать предпринимательское сообщество не только на участие в программах государственной поддержки, но и на реализацию различных социальных проектов. В текущем году эта работа будет продолжена. Задача стоит в создании таких центров в каждом муниципальном образовании.
В действующей программе поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены преференции для предприятий, работающих на селе. Если в 2008 году различные виды поддержки в рамках программы получил только 21 предприниматель из сельской местности, то в 2009 году – 59, а в 2010 году – уже 175. Причем заявки сельских предпринимателей в 2010 году были удовлетворены почти на 100%.
Стратегическим направлением развития любого региона является внедрение инноваций. За их развитием – большое будущее, именно инновации дают серьезный толчок для экономики и создают предпосылки для выпуска конкурентоспособной продукции, повышающей престиж государства.
Для поддержки этого направления в программе предусмотрена помощь как действующим, так и начинающим инновационным предприятиям, а также предприятиям, внедряющим программы энергоэффективности. В результате реализовано 77 программ энергоэффективности, сэкономлено свыше 800 тонн условного топлива, приобретено более 300 единиц нового оборудования, действуют 100 мини-ферм по разведению кроликов по прогрессивной безотходной методике, компенсированы затраты по замене 10 систем опопления, поддержку получили 12 предприятий – производителей инновационной продукции, из которых два имеют собственные патенты на полезные модели, два – собственные патенты на изобретения, одно – приобретенные неисключительные лицензии на изобретения.
Свыше 63 млн. руб. (четвертая часть средств от программы) были направлены на поддержку инноваций и энергоэффективности. Это достаточно высокие показатели, и мы надеемся, что это только первые шаги по созданию благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства в регионе.
Развитие предпринимательства во многом сдерживается из-за ограниченных финансовых возможностей бизнеса, поэтому важное направление государственной поддержки – различные виды финансовой поддержки через субсидии на компенсацию процентных ставок по кредиту и лизингу и микрокредитование через Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства, при котором создан гарантийный фонд. Капитализация гарантийного фонда составляет 266 млн. руб., заключены соглашения с 11 банками-партнерами, которые с 2009 года предоставили под поручительство фонда более 430 млн. руб. кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.
За 2010 год было выдано 230 займов более чем на 174 млн. руб. и предоставлено 90 поручительств на 147 млн. руб., благодаря чему банки предоставили кредитов малому бизнесу на 298 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом, выдача кредитов и поручительств увеличилась более чем в 3 раза. Рязанский фонд поддержки малого предпринимательства по итогам года стал второй организацией после Сбербанка России по числу договоров, заключенных с субъектами малого бизнеса в нашей области.
Таким образом, программа поддержки малого и среднего бизнеса – один из инструментов финансово-экономической устойчивости предприятий, гарант развития приоритетных видов деятельности и социально-значимых направлений. В рамках программы удалось оказать помощь предприятиям лесной отрасли, пострадавшим во время пожара, и отдельным предпринимателям, бизнес которых сгорел в буквальном смысле этого слова. В рамках действующей программы засчет перераспределения средств отдельно была выделена поддержка лесной отрасли. Она продолжится и в 2011 году.
Эффективность реализации программы поддержки малого бизнеса в 2010 году характеризуется следующими показателями:
– поддержку получили 482 субъекта, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году;
– создано более 2000 тысяч рабочих мест (рост 67%);
– освоено свыше 1200 видов новой продукции и услуг;
– налоги в бюджетную систему РФ от получателей поддержки составили около 1,5 млрд. руб. (для сравнения поступления от уплаты налогов по ЕНВД, упрощенной системы налогообложения и сельскохозяйственному налогу, по предварительным данным, составили 1,3 млрд. руб.).
Для поддержки предпринимательства, повышения его финансово-экономической устойчивости в области предпринимаются и следующие меры:
1. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям для потребителей с мощностью до 15 кВт. Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим технологическое присоединение, выделяются субсидии.
2. В целях продвижения продукции рязанских товаропроизводителей стали регулярно проводиться ярмарки выходного дня, организованы дополнительные площадки для продажи сельскохозяйственной продукции, развивается фирменная торговая сеть рязанских товаропроизводителей, которая сегодня насчитывает свыше 600 магазинов.
3. Сформированы перечни государственного и муниципального имущества, которые включают в себя 136 объектов общей площадью свыше 15 тыс. кв. м. В 2010 году преимущественным правом выкупа воспользовались 127 субъектов малого предпринимательства (в 2009 году – 13 субъектов), планируется к выкупу 165 объектов государственного и муниципального имущества. Во многих муниципальных образованиях часть муниципального имущества сдается в аренду только субъектам малого и среднего предпринимательства, что также является сдерживающим фактором роста цен на аренду недвижимости. Для субъектов малого и среднего бизнеса с 1 января 2009 года действует минимальная величина арендной платы – 250 руб., для остальных – 400 руб. за 1 кв.м.
4. Принят закон Рязанской области, вносящий поправки в региональный закон о регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который регулирует порядок работы предприятий торговли, находящихся в зоне прилегающих территорий к остановкам общественного транспорта.
5. Разрабатывается концепция создания технопарка в поселке Варские, где малые предприятия, наряду с крупными, уже состоявшимися, также могут занять свою нишу.
6. Прорабатывается вопрос о создании особой экономической зоны в Пронском районе, для вхождения в которую для инвесторов предусмотрены преференции. Малый бизнес тоже может себя там проявить.
Задачи, которые ставит правительство области на 2011 год, продиктованы требованиями нашей жизни. Это создание условий для развития инноваций, модернизации экономики, внедрения программ энергоэффективности и новых технологий, содействие экспорту. Надо усилить стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасли, прямо связанные с экономикой и продвижением новых технологических идей, увеличить долю малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере производства, строительства и инноваций. Это стратегические задачи, под которые мы готовы корректировать действующие программы.
В следующем году правительство продолжит работу:
по устранению административных барьеров;
поддержке рязанских товаропроизводителей, особенно в сельской местности;
созданию преференций для экспортеров;
более активному привлечению малого бизнеса к выполнению государственного и муниципального заказа;
сдерживанию цен на социально значимые товары и услуги.
На федеральном уровне необходимо:
1. Внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2010 года № 432-ФЗ, позволяющие для плательщиков ЕНВД, осуществляющих деятельность в сельской местности, применять пониженную (до 26%) ставку страховых взносов.
2. Внести определение инновационного бизнеса в Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Предусмотреть в приказе Минэкономразвития России о мерах реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства возможность предоставления микрозаймов на срок до 3 лет.
Георгий ШЕРОЗИЯ, директор ООО «НИТИ»:
– Мое сегодняшнее выступление посвящено росту налогов на зарплату в малом бизнесе. Однако начну я с темы, на первый взгляд, далекой от налогов на зарплату, и в дальнейшем станет ясно, что эти вопросы тесно связаны.
Примерно два года назад, в начале кризиса, мы были вынуждены начать частичные продажи торговых офисных площадей в нашем комплексе – Бизнес-центре «НИТИ». Необходимо было срочно погасить некоторые банковские кредиты. За два года мы продали около десяти тысяч квадратных метров площадей. За это же время примерно столько же площадей построили и смогли снять наиболее острые проблемы с банками. В общем, можно сказать, что кризис мы пережили.
Недавно, анализируя итоги этого этапа нашей работы, мы с удивлением поняли, что за все время крупных продаж площадей не было. Нашими покупателями были представители малого и среднего бизнеса. А крупного – не было, и это при том, что условия продажи были очень выгодные для покупателя. Цена была установлена так, что срок окупаемости вложений составлял около 5 лет. А это для операций с недвижимостью очень короткий срок. Так почему же представители крупного бизнеса у нас даже на таких условиях ничего не покупали? Тогда у нас появилось подозрение, что крупный бизнес покупает недвижимость где-то в других местах, скорее всего, вне территории России. Поглядев статистические данные, мы обнаружили подтверждение своим подозрениям: за 2010 год из страны ушло то ли 30, то ли 40 миллиардов долларов.
В отличие от крупного бизнеса, малый вел себя по-настоящему патриотично: все свои деньги предприниматели вкладывали в развитие нашего города и страны в целом. Таким образом, малые и средние предприниматели являются патриотами своей страны не только потому, что они здесь родились, а в силу своего экономического положения и поведения. Это, по-моему, очень важно.
Казалось бы, государство, зная эту ситуацию с крупным и малым бизнесом, должно было бы сделать ставку на него. Не поверю, что правительство не владеет информацией о совершенно разных стилях поведения крупного и малого бизнеса. И, тем не менее, правительством было принято решение о повышении налогов на зарплату. Для крупных предприятий оно чуть превысило 20%, а для малых же повышение составило 2,5 раза.
Я сказал, что мы кризис в основном прошли. Теперь можно утверждать, что у малого бизнеса кризис опять начался, так как рост налогов в 2,5 раза создает кризис.
Как отреагируют на такое беспрецедентное повышение налогов наши предприниматели? Не думаю, что это приведет к какому-то росту политической активности. Наши предприниматели больше индивидуалисты. Они привыкли и выживать и погибать в одиночку. Поэтому, скорее всего, они попрячутся, лишь бы только не платить этих повышенных налогов. Кто-то что-нибудь придумает, чтобы не разориться – у нас народ изобретательный. Но, думаю, тех руководителей, которые хотели пополнить, казну засчет малого бизнеса, ждет разочарование.
Для себя мы также ожидаем неприятностей; скорее всего, у нас снизится объем продажи недвижимости, так как наш клиент – малый и средний предприниматель – в ближайшее время будет озадачен не покупкой недвижимости, а элементарным выживанием. Те же денежки, которые вдруг заведутся в карманах у малых предпринимателей, они, скорее всего, будут переводить в «баксы» и складывать под подушку.
Как можно, одним словом охарактеризовать эти действия государства по отношению к малому бизнесу? Повторяюсь еще раз, что именно эта группа предпринимателей в силу своего экономического интереса является патриотически-ориентированной. Так вот – это несправедливость.
Александр РОЛЬГЕЙЗЕР, председатель комитета по экологии и природопользованию Рязанской областной думы, генеральный директор ЗАО «Русская кожа»:
– Проблема отсутствия прозрачной системы ценообразования в российской электроэнергетике является довольно острой. Действующий механизм прогнозирования цены на электрическую энергию крайне несовершенен. Резкий рост цены на электроэнергию и переход с нового года на нерегулируемые тарифы в отрасли создают крупные проблемы для товаропроизводителей. Фактически рынка электроэнергии в России не существует, здесь действуют только монополии, которые диктуют стоимость электроэнергии. Причем, постфактум: многое становится известно задним числом. Как в этих условиях можно планировать затраты и рентабельность производства, никто не готов объяснить. И это серьезная проблема. Что касается цен на энергоносители, то они давно уже превысили уровень цен в европейских государствах. Там рынок формируется предсказуемо.
Александр Рольгейзер привел примеры, как изменяется стоимость электроэнергии в ряде европейских стран. Сравнение далеко не в пользу нашего государства. Впрочем, судите сами (см. таблицы).
Тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий (июль 2009 года).
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ |
||||||
Потребление: 2000 МВт/год |
Потребление: 24000 МВт/год |
|||||
(при максимальном потреблении 500 кВт в течение 4000 часов в год) |
(при максимальном потреблении 4000 кВт в течение 6000 часов в год) |
|||||
Страна |
Евро, |
Пересчет |
Страна |
Евро, |
Пересчет |
|
Австрия |
0,123 |
4,92 |
Австрия |
0,1023 |
4,09 |
|
Бельгия |
0,1259 |
5,04 |
Бельгия |
0,1026 |
4,1 |
|
Болгария |
0,067 |
2,68 |
|
Болгария |
0,0642 |
2,57 |
Кипр |
0,1397 |
5,59 |
Кипр |
0,132 |
5,28 |
|
Чехия |
0,0986 |
3,94 |
|
Чехия |
0,0866 |
3,46 |
Дания |
0,1293 |
5,17 |
|
Дания |
0,1248 |
4,99 |
Эстония |
0,0698 |
2,79 |
|
Эстония |
0,0488 |
1,95 |
Финляндия |
0,0753 |
3,01 |
|
Финляндия |
0,0703 |
2,81 |
Франция |
0,0765 |
3,06 |
|
Франция |
0,0663 |
2,65 |
Германия |
0,1389 |
5,56 |
|
Германия |
0,1273 |
5,09 |
Греция |
0,0864 |
3,46 |
|
Греция |
0,0725 |
2,9 |
Венгрия |
0,127 |
5,08 |
|
Венгрия |
0,1105 |
4,42 |
Ирландия |
0,1394 |
5,58 |
|
Ирландия |
0,1339 |
5,36 |
Италия |
0,1707 |
6,83 |
|
Италия |
0,1401 |
5,6 |
Латвия |
0,0675 |
2,70 |
|
Латвия |
0,0567 |
2,27 |
Литва |
0,0706 |
2,82 |
|
Литва |
0,069 |
2,76 |
Люксембург |
0,1151 |
4,60 |
|
Люксембург |
0,1109 |
4,44 |
Мальта |
0,1029 |
4,12 |
|
Мальта |
0,0674 |
2,70 |
Нидерланды |
0,1338 |
5,35 |
|
Нидерланды |
0,0918 |
3,67 |
Польша |
0,0831 |
3,32 |
|
Польша |
0,0751 |
3 |
Португалия |
0,0986 |
3,94 |
|
Португалия |
0,088 |
3,52 |
Румыния |
0,1285 |
5,14 |
|
Румыния |
0,0976 |
3,9 |
Словакия |
0,1264 |
5,06 |
|
Словакия |
0,115 |
4,6 |
Словения |
0,0987 |
3,95 |
|
Словения |
0,0888 |
3,55 |
Испания |
0,0882 |
3,53 |
|
Испания |
0,0761 |
3,04 |
Швеция |
0,0689 |
2,76 |
|
Швеция |
0,0604 |
2,42 |
Великобритания |
0,1249 |
5 |
|
Великобритания |
0,099 |
3,96 |
Тарифы для промышленных предприятий (сентябрь 2010 года)
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ |
||||||
Потребление: 2000 МВт/год |
Потребление: 24000 МВт/год |
|||||
(при максимальном потреблении 500 кВт |
(при максимальном потреблении 4000 кВт |
|||||
Страна |
Евро |
Пересчет |
Страна |
Евро |
Пересчет |
|
Австрия |
0,1013 |
4,05 |
Австрия |
0,0754 |
3,02 |
|
Бельгия |
0,107 |
4,28 |
Бельгия |
0,0779 |
3,12 |
|
Болгария |
0,0635 |
2,54 |
Болгария |
0,0496 |
1,98 |
|
Кипр |
0,1592 |
6,37 |
Кипр |
0,1113 |
4,45 |
|
Чехия |
0,1138 |
4,55 |
Чехия |
0,0942 |
3,77 |
|
Дания |
0,0948 |
3,79 |
Дания |
0,089 |
3,56 |
|
Эстония |
0,0645 |
2,58 |
Эстония |
0,0449 |
1,8 |
|
Финляндия |
0,0681 |
2,72 |
Финляндия |
0,0559 |
2,24 |
|
Франция |
0,0619 |
2,48 |
Франция |
0,0519 |
2,08 |
|
Германия |
0,1134 |
4,54 |
Германия |
0,0848 |
3,39 |
|
Греция |
0,0946 |
3,78 |
Греция |
0,079 |
3,16 |
|
Венгрия |
0,1314 |
5,26 |
Венгрия |
0,0961 |
3,84 |
|
Ирландия |
0,1152 |
4,61 |
Ирландия |
0,0799 |
3,2 |
|
Италия |
0,1224 |
4,9 |
Италия |
0,1009 |
4,04 |
|
Латвия |
0,0885 |
3,42 |
Латвия |
0,0695 |
2,78 |
|
Литва |
0,0747 |
2,99 |
Литва |
0,073 |
2,92 |
|
Люксембург |
0,1145 |
4,58 |
Люксембург |
0,0687 |
2,75 |
|
Мальта |
0,1231 |
4,92 |
Мальта |
0,0741 |
2,96 |
|
Нидерланды |
0,1103 |
4,41 |
Нидерланды |
0,0925 |
3,7 |
|
Польша |
0,0957 |
3,83 |
Польша |
0,0849 |
3,4 |
|
Португалия |
0,0935 |
3,74 |
Португалия |
0,0697 |
2,79 |
|
Румыния |
0,0847 |
3,39 |
Румыния |
0,0595 |
2,38 |
|
Словакия |
0,1386 |
5,54 |
Словакия |
0,1081 |
4,32 |
|
Словения |
0,0958 |
3,83 |
Словения |
0,0931 |
3,72 |
|
Испания |
0,1082 |
4,33 |
Испания |
0,0808 |
3,23 |
|
Швеция |
0,0715 |
2,86 |
Швеция |
0,0602 |
2,41 |
|
Великобритания |
0,0969 |
3,88 |
Великобритания |
0,0837 |
3,35 |
Конечные цены для промышленности (сентябрь 2010 года)
Цены на электричество для предприятий |
|
Цены на газ для предприятий за один киловатт-час электроэнергии для местных потребителей, включая налоги и НДС). |
|||||||||
Потребление: 2,000 МВт/год |
|
Потребление: 24,000 МВт/год |
|
Потребление: 115 МВт/год (10,550 m3 газа) |
|
Потребление: 11.5 ГВт/год (1.05 млн. m3 газа) |
|
||||
Австрия |
0.1031 |
|
|
0.0754 |
|
Австрия |
0.0344 |
|
|
0.0356 |
|
Бельгия |
0.1070 |
|
0.0779 |
Бельгия |
0.0291 |
|
0.0275 |
||||
Болгария |
0.0635 |
|
0.0496 |
Болгария |
0.0215 |
|
0.0211 |
||||
Кипр |
0.1592 |
|
0.1113 |
Кипр |
– |
|
- |
||||
Чехия |
0.1138 |
|
0.0942 |
Чехия |
0.0209 |
|
0.0211 |
||||
Дания |
0.0948 |
|
0.0890 |
Дания |
0.0419 |
|
0.0518 |
||||
Эстония |
0.0645 |
|
0.0449 |
Эстония |
0.0188 |
|
0.0182 |
||||
Финляндия |
0.0681 |
|
0.0559 |
Финляндия |
0.0265 |
|
0.0273 |
||||
Франция |
0.0619 |
|
0.0519 |
Франция |
0.0292 |
|
0.0234 |
||||
Германия |
0.1134 |
|
0.0848 |
Германия |
0.0323 |
|
0.0260 |
||||
Греция |
0.0946 |
|
0.0790 |
Греция |
- |
|
- |
||||
Венгрия |
0.1314 |
|
0.0961 |
Венгрия |
0.0254 |
|
0.0224 |
||||
Ирландия |
0.1152 |
|
0.0799 |
Ирландия |
0.0242 |
|
0.0247 |
||||
Италия |
0.1224 |
|
0.1009 |
Италия |
0.0247 |
|
0.0218 |
||||
Латвия |
0.0885 |
|
0.0695 |
Латвия |
0.0254 |
|
0.0211 |
||||
Литва |
0.0747 |
|
0.0730 |
Литва |
0.0218 |
|
0.0228 |
||||
Люксембург |
0.1145 |
|
0.0687 |
Люксембург |
0.0307 |
|
0.0323 |
||||
Мальта |
0.1231 |
|
0.0741 |
Мальта |
- |
|
- |
||||
Нидерланды |
0.1103 |
|
0.0925 |
Нидерланды |
0.0369 |
|
0.0235 |
||||
Польша |
0.0957 |
|
0.0849 |
Польша |
0.0316 |
|
0.0234 |
||||
Португалия |
0.0935 |
|
0.0697 |
Португалия |
0.0232 |
|
0.0213 |
||||
Румыния |
0.0847 |
|
0.0595 |
Румыния |
0.0201 |
|
0.0198 |
||||
Словакия |
0.1380 |
|
0.1081 |
Словакия |
0.0295 |
|
0.0233 |
||||
Словения |
0.0958 |
|
0.0913 |
Словения |
0.0268 |
|
0.0261 |
||||
Испания |
0.1082 |
|
0.0808 |
Испания |
0.0259 |
|
0.0205 |
||||
Швеция |
0.0715 |
|
0.0602 |
Швеция |
0.0531 |
|
0.0512 |
||||
Великобритания |
0.0969 |
|
0.0837 |
Великобритания |
0.0205 |
|
0.0188 |
||||
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ |
||||||
Потребление: 2000 МВт/год |
|
Потребление: 24000 МВт/год |
||||
(при максимальном потреблении 500 кВт |
|
(при максимальном потреблении 4000 кВт |
||||
Страна |
Евро, |
Пересчет |
|
Страна |
Евро, за кВт/ч электроэнергии |
Пересчет |
Австрия |
0,123 |
4,92 |
|
Австрия |
0,1023 |
4,09 |
Бельгия |
0,1259 |
5,04 |
|
Бельгия |
0,1026 |
4,1 |
Болгария |
0,067 |
2,68 |
|
Болгария |
0,0642 |
2,57 |
Кипр |
0,1397 |
5,59 |
|
Кипр |
0,132 |
5,28 |
Чехия |
0,0986 |
3,94 |
|
Чехия |
0,0866 |
3,46 |
Дания |
0,1293 |
5,17 |
|
Дания |
0,1248 |
4,99 |
Эстония |
0,0698 |
2,79 |
|
Эстония |
0,0488 |
1,95 |
Финляндия |
0,0753 |
3,01 |
|
Финляндия |
0,0703 |
2,81 |
Франция |
0,0765 |
3,06 |
|
Франция |
0,0663 |
2,65 |
Германия |
0,1389 |
5,56 |
|
Германия |
0,1273 |
5,09 |
Греция |
0,0864 |
3,46 |
|
Греция |
0,0725 |
2,9 |
Венгрия |
0,127 |
5,08 |
|
Венгрия |
0,1105 |
4,42 |
Ирландия |
0,1394 |
5,58 |
|
Ирландия |
0,1339 |
5,36 |
Италия |
0,1707 |
6,83 |
|
Италия |
0,1401 |
5,60 |
Латвия |
0,0675 |
2,7 |
|
Латвия |
0,0567 |
2,27 |
Литва |
0,0706 |
2,82 |
|
Литва |
0,0690 |
2,76 |
Люксембург |
0,1151 |
4,6 |
|
Люксембург |
0,1109 |
4,44 |
Мальта |
0,1029 |
4,12 |
|
Мальта |
0,0674 |
2,7 |
Нидерланды |
0,1338 |
5,35 |
|
Нидерланды |
0,0918 |
3,67 |
Польша |
0,0831 |
3,32 |
|
Польша |
0,0751 |
3 |
Португалия |
0,0986 |
3,94 |
|
Португалия |
0,0880 |
3,52 |
Румыния |
0,1285 |
5,14 |
|
Румыния |
0,0976 |
3,9 |
Словакия |
0,1264 |
5,06 |
|
Словакия |
0,115 |
4,6 |
Словения |
0,0987 |
3,95 |
|
Словения |
0,0888 |
3,55 |
Испания |
0,0882 |
3,53 |
|
Испания |
0,0761 |
3,04 |
Швеция |
0,0689 |
2,76 |
|
Швеция |
0,0604 |
2,42 |
Великобритания |
0,1249 |
5 |
|
Великобритания |
0,099 |
3,96 |
ПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЗА |
||||||
Потребление: 115 МВт-часов/год (10,550 м3 газа) |
|
Потребление: 11,5 ГВт-часов/год (1,05 миллиона м3 газа) |
||||
Средняя стоимость газа для потребителей, включая налоги и пошлины |
|
Средняя стоимость газа для потребителей, включая налоги и пошлины |
||||
Страна |
Евро, |
Пересчет |
|
Страна |
Евро, |
Пересчет |
Австрия |
0,0375 |
1,5 |
|
Австрия |
0,0346 |
1,38 |
Бельгия |
0,0283 |
1,13 |
|
Бельгия |
0,0217 |
0,87 |
Болгария |
0,0159 |
0,64 |
|
Болгария |
0,0172 |
0,69 |
Чехия |
0,023 |
0,92 |
|
Чехия |
0,0212 |
0,85 |
Дания |
0,0506 |
2,02 |
|
Дания |
0,0235 |
0,94 |
Эстония |
0,0154 |
0,62 |
|
Эстония |
0,0158 |
0,63 |
Финляндия |
0,0876 |
3,5 |
|
Финляндия |
0,0277 |
1,11 |
Франция |
0,0313 |
1,25 |
|
Франция |
0,0251 |
1 |
Германия |
0,0405 |
1,62 |
|
Германия |
0,0379 |
1,52 |
Греция |
0,0201 |
0,8 |
|
Греция |
0,0199 |
0,8 |
Венгрия |
0,029 |
1,16 |
|
Венгрия |
0,0336 |
1,34 |
Ирландия |
0,0403 |
1,61 |
|
Ирландия |
0,4010 |
16,04 |
Италия |
0,0343 |
1,37 |
|
Италия |
0,0277 |
1,11 |
Латвия |
0,0189 |
0,76 |
|
Латвия |
0,0175 |
0,7 |
Литва |
0,0204 |
0,82 |
|
Литва |
0,0200 |
0,8 |
Люксембург |
0,0262 |
1,05 |
|
Люксембург |
0,0265 |
1,06 |
Нидерланды |
0,0469 |
1,88 |
|
Нидерланды |
0,0325 |
1,3 |
Польша |
0,0285 |
1,14 |
|
Польша |
0,0262 |
1,05 |
Португалия |
0,03 |
1,2 |
|
Португалия |
0,0212 |
0,85 |
Румыния |
0,0256 |
1,02 |
|
Румыния |
0,0263 |
1,05 |
Словакия |
0,0212 |
0,85 |
|
Словакия |
0,0202 |
0,81 |
Словения |
0,0313 |
1,25 |
|
Словения |
0,0262 |
1,05 |
Испания |
0,0297 |
1,19 |
|
Испания |
0,0224 |
0,9 |
Швеция |
0,0384 |
1,54 |
|
Швеция |
0,0343 |
1,37 |
Великобритания |
0,0395 |
1,58 |
|
Великобритания |
0,0358 |
1,43 |
Средняя розничная цена на электричество в США в 2008 году была 9,74 цента за киловатт-час.
Средние цены для разных видов потребителей варьировались (за кВт/ч):
*бытовой потребитель – 11,3 цента,
*транспорт – 10,7 цента
*коммерческий потребитель – 10,4 цента
*промышленный потребитель – 6,8 цента
Цены на электричество имеют тенденцию подниматься летом и падать зимой.
Также цены на электричество различаются по регионам.
Цены неодинаковы в разное временя и в разных регионах из-за разной степени доступности электростанций и топлива, затрат на топливо и ценовой политики того или иного региона.
3 штата с самой высокой ценой на электричество в 2008 году:
*Гавайи – 29,2 цента за кВт/ч,
*Коннектикут – 16,95 цента за кВт/ч,
*Нью-Йорк – 16,74 цента за кВт/ч.
3 штата с самой низкой ценой на электричество в 2008 году:
*Западная Вирджиния – 5,59 цента за кВт/ч,
*Вайоминг – 5,68 цента за кВт/ч,
*Айдахо – 5,7 цента за кВт/ч.
В среднем, цены на электричество выше на Гавайях в основном потому, что большая часть электроэнергии вырабатывается из нефтяного топлива. В Айдахо цены обычно ниже всего благодаря доступности недорогой гидроэлектроэнергии из федеральных плотин.