Государство в последние годы регулярно заявляет о поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) и зачастую называет его становым хребтом экономики России. Наш корреспондент решил выяснить, действительно ли бизнес получает поддержку со стороны властей, и узнал, что вся поддержка осталась на уровне благих намерений.
Малый и средний бизнес действительно считается опорой во многих государствах. Он создает рабочие места, обеспечивает услугами, товарами значительный сегмент общества. Соответственно во многих странах МСБ дают льготы и прочие поблажки по налогообложению. Не секрет, что о малом и среднем бизнесе неоднократно говорил наш президент Дмитрий Медведев, инициативы которого должны были дать новый импульс развитию этого сектора экономики. Однако на практике выяснилось, что все далеко не так.
Начнем с того, что с 1 января 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и теперь работодатели должны платить больше. Поясняю, до этого года предприниматели, работающие по упрощенной схеме налогообложения или при едином налоге на вмененный доход, платили 14 % в пенсионный фонд. С 1 января вне зависимости от системы налогообложения, предприниматели должны платить 34 % различных сборов… Это послужило стимулом для возврата на серые схемы выплаты заработных плат даже для тех фирм, которые отказались от них.
В частности, об этом говорит предприниматель Алексей Н.: «В 2007 году после ряда поблажек со стороны государства я поверил в то, что можно работать в белую и все в моей конторе стали получать ЗП, как полагается по закону. Все-таки «налоговый пресс» стал не таким сильным. Ну вот, 2 года и продержались… Сейчас все закончилось. Незачем было так налоги поднимать! Это сразу было ясно всем, но только не власти... Ты еще посмотри, насколько с 2007 зарплата чиновников выросла, и тогда поймешь, кто ее платит реально».
О том, что малому и среднему бизнесу не так уж и хорошо живется, говорят те организации, которые их призваны защищать. В частности, по мнению Павла Савина, председателя районного координационного совета по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, малый и средний бизнес сталкивается с проблемами получения кредитов в банках. «Несмотря на то, что снизился процент по ставкам с 18 до 15 получить кредит сложно, нужно оформить массу бумаг. Банки ссылаются на то, что это количество документов – результат политики Центробанка. До тех пор пока Центробанк не проработает методику для получения кредитов МСБ, не сделает специальную методику для тех, кто работает по упрощенке или вмененке, говорить о реальной поддержке бизнеса сложно», – уверен Павел Савин.
С его мнением согласен руководитель Новосибирского отделения «Деловой России» Олег Киселев, который считает, что «та схема кредитования малого бизнеса, которая предоставляется банками в публичном пространстве, вряд ли может быть названа эффективной». По его наблюдениям у некоторых банков есть требование по минимальной сумме сделки, так, например, в одном банке заявили, что их интересуют кредитные заявки не меньше 50 млн рублей. Отсюда вывод: малому предпринимателю, который недавно зарегистрировал предприятие и хочет получить кредит на покупку станка стоимостью 150 тысяч, будет очень сложно. Хочу отметить, что увеличились сроки рассмотрения заявок, зачастую банки, чтобы принять решение о кредитовании, длительное время согласуют заявку с московским офисом, при этом результат не всегда предсказуем».
В заключение хотел бы привести статистику от Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Контрольно-надзорный орган | Проверенных предприятий в 2010 году, % |
Были ли выявлены нарушения, % | Обременитель-ность проверок, средний балл по шкале от 1 до 4, где 1 – очень обременительны 4 – совсем не обременительны |
Приходилось прибегать к неформальным отношениям, % |
Налоговые органы | 42,1 | 42,6 | 2,70 | 1,4 |
Органы пожарного надзора | 80,1 | 76,6 | 2,80 | 5,4 |
Роспотребнадзор (СЭС) | 50,2 | 63,5 | 2,67 | 2,9 |
Роструд (Государственная инспекция труда) | 23,8 | 55,3 | 2,68 | 2,4 |
Росприроднадзор | 26,1 | 58,3 | 2,73 | 4,4 |
Ростехнадзор | 28,2 | 48,3 | 2,95 | 0,0 |
Росздравнадзор | 11,7 | 22,7 | 3,26 | 0,0 |
В комментариях к этой таблице, специалисты НИСИП сообщил, что «необходимо отметить, что 5,4 % предпринимателей, подвергавшихся проверкам со стороны органов пожарного надзора, приходилось прибегать к неформальным отношениям. Более высокое значение данного показателя зафиксировано для проверок со стороны Россельхознадзора (7,1 %)».
В заключение скажу, что, конечно, бизнес и раньше переживал тяжелые времена. И во все эти времена отвечать за их проблемы приходилось потребителям. То есть нам. И поэтому хотелось, что политика в отношении бизнеса была продуманной на всех уровнях.