ФАС доработала концепцию новой редакции закона о госзакупках. В ней чиновники предлагают не только расширить поле деятельности госзаказа, но и ввести дополнительные штрафные санкции, чтобы сильнее отбить охоту чиновников наживаться на бюджетных деньгах. Особо недобросовестных планируется карать уголовной ответственностью.
В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил разработать концепцию новой редакции закона о госзаказе (94-ФЗ). Предыдущая версия закона была раскритикована за «коррупционность». Исполнять поручение принялись сразу два ведомства: Минэкономразвития представило свое видение госзакупок в виде проекта о Федеральной контрактной системе (ФКС), ФАС же модернизировала существующий 94-ФЗ и направила обновленную концепцию в правительство. В Белом доме она будет рассмотрена до конца марта.
Концепцию ФАС участники рынка называют «боевой». Для решения коррупционных проблем, в которых обвиняют 94-ФЗ, антимонопольщики предлагают расширить рамки законодательства и, соответственно, ввести ряд обязанностей и штрафных санкций. «Если есть норма закона, то за нее должна быть ответственность», — поясняет начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.
В частности, ФАС планирует законодательно обязать заказчиков планировать закупки. Кроме того, функцию госзаказа предлагается централизовать, это «приведет к сокращению количества «непрофильных» сотрудников, исключит закупку некачественной продукции», считают в ФАС. Для этой же цели отраслевые федеральные ведомства обяжут разработать типовые контракты к стандартным товарам.
Чтобы минимизировать «серую составляющую» на стадии отбора исполнителя, для контактов предлагается разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств. «Также необходимо на федеральном уровне ввести реестр поручителей в сфере госзаказа, сведения в который будут включаться только после их централизованной проверки», — отмечают в ФАС.
Самой «штрафоопасной» станет стадия исполнения контракта. По аналогии с законом о защите конкуренции ФАС предлагает ввести процедуру дисквалификации должностных лиц при грубейших нарушениях, а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для неоднократных преднамеренных действий в сфере госзаказа.
«Согласно КоАП, сейчас максимальный штраф — 50 тыс. руб. В то же время в системе госзаказа речь идет о миллиардных контрактах. Получается, что в ряде случаев такой штраф не может быть эффективной мерой ответственности, — уверен г-н Евраев. — Если люди неоднократно совершили преднамеренное, наигрубейшее нарушение, то нужен даже не штраф, а уголовная ответственность. Это еще будет обсуждаться».
Есть заказчики, которые нарушают правила на системной основе, соглашается эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. По его словам, чем больше такого рода санкций будет прописано, тем сильнее может понизиться вероятность нарушений.
Для поставщика предлагают установить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Также необходимо установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков, уверены в ФАС. Реестр недобросовестных поставщиков предлагают дополнить сведениями о физлицах, управляющих соответствующим юрлицом. Право участия в госзакупках для «засветившихся» будет ограничено.
Директор Института госзакупок Российской академии государственной службы Андрей Храмкин расширение штрафных санкций при госзаказе считает положительным шагом. Система размещения госзаказа во всем мире считается одной из самых коррупциогенных областей в системе госслужбы. И ответственность должна быть достаточно жесткой, считает он. Для добросовестных же поставщиков введение новых обязанностей и ограничений больших негативных последствий не повлечет.
Анастасия Литвинова