В текущем году на развитие всех особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета будет направлено 17,5 млрд руб. Об этом 14 марта заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах. По его мнению, эти формы поддержки активно развиваются, способствуя инновационному росту экономики и бизнеса. У экспертов другие данные — большинство зарегистрированных в Министерстве экономического развития РФ бизнес-инкубаторов просто сдают в аренду помещения различным фирмам, не имеющим никакого отношения к нанотехнологиям.
Cейчас в России действуют 24 особые экономические зоны (четыре технико-внедренческие, четыре промышленно-производственные, 13 туристско-рекреационных и три портовые) и 13 наукоградов. В 12 регионах развиваются технопарки в сфере высоких технологий. По данным кабинета министров, только в инфраструктуру технико-внедренческих зон (в дороги, производственные помещения и лаборатории) государство уже вложило 28,3 млрд руб. В. Путин назвал три причины, руководствуясь которыми чиновники уделяют большое внимание этим формам поддержки инновационного развития.
Во-первых, по мнению премьера, инструменты инновационного развития позволяют менять структуру региональной экономики, обеспечивая рост, завязанный на выпуске товаров с высокой добавленной стоимостью, которые востребованы как на внутреннем, так и на внешних рынках. «За счет этого укрепляется собственный налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, расширяются их возможности для решения социальных проблем. И здесь можно привести успешные примеры Калужской, Липецкой областей, Республики Татарстан», — пояснил премьер.
Во-вторых, работа особых экономических зон, технопарков и наукоградов должна служить распространению новой передовой культуры производства, эффективных моделей интеграции образования, науки, реального сектора экономики и бизнеса. В ходе их деятельности накапливается интересный опыт частно-государственного партнерства, привлечения потенциальных инвесторов, и эти наработки должны быть использованы для улучшения делового климата не только в регионах, но и в масштабах всей страны, полагает В. Путин.
В-третьих, развивая наукограды, государство получает дополнительные инструменты для проведения активной политики на рынке труда. «Именно такие зоны развития позволяют открывать для людей эффективные, хорошо оплачиваемые новые рабочие места. Они формируют спрос на высокую квалификацию, на кадры, на услуги центров переподготовки. И конечно, особенно важно грамотно использовать их в тех регионах и городах, где экономика слабо диверсифицирована и благополучие людей подчас зависит от одного или максимум двух предприятий», — заключил глава российского правительства.
Бизнесменов завлекают льготами
По его словам, чтобы сделать работу особых экономических зон наиболее эффективной, наряду с государственными инвестициями в инфраструктуру власти страны предложили компаниям целый набор налоговых и таможенных льгот. Например, резиденты ОЭЗ технико-внедренческого типа освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. Кроме того, для этих предприятий снижена ставка по налогу на прибыль и установлен длительный переходный период по оплате страховых взносов в социальные фонды (до 2017 г. они будут платить 14%).
Также в рамках специальных зон действует пониженная ставка на прибыль организаций — 15,5%. При этом регионы могут понижать ее размер до 13,5%. Для сравнения: общая ставка по экономике — 18%. Еще одна льгота — ввозимые иностранные товары размещаются и используются в зонах без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
По данным кабинета министров, благодаря этим мерам сегодня в технико-внедренческих особых экономических зонах и технопарках зарегистрировано и работает около 530 компаний-резидентов, в том числе зарубежных. Общий объем заявленных инвестиций в целом по особым зонам составляет около 300 млрд руб., в том числе 170 млрд руб. по зонам технико-внедренческого типа. Например, на базе технико-внедренческой зоны в Санкт-Петербурге швейцарская корпорация «Новартис» планирует создать фармацевтический кластер, выделив на этот проект более 15 млрд руб. При этом исследования и испытания будут осуществляться в профильных вузах и научно-исследовательских институтах Санкт-Петербурга. Также успешно работают технико-внедренческие зоны в Зеленограде и Дубне. На поддержку высокотехнологичного малого и среднего бизнеса нацелены технопарк Новосибирского академгородка, «IT-парк» в Казани, Кузбасский технопарк в Кемерове, Западно-Сибирский инновационный центр в Тюмени.
Технопарки создаются для галочки
В ходе совещания В. Путин признал, что хотя все базовые элементы инновационной инфраструктуры уже созданы, их работа пока недостаточно системна. По мнению экспертов, большинство зарегистрированных в стране бизнес-инкубаторов предпочитают заниматься риелторской деятельностью, а не инновационным развитием. К такому выводу пришли участники заседания в Совете Федерации на тему «Технопарки и особые экономические зоны как эффективная форма развития малого и среднего предпринимательства», которое состоялось 11 марта.
Так, заместитель гендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Виктор Харченко уверен, что технопарки нужны лишь как инкубаторы идей, а не генераторы развития предпринимательства. По его словам, технопарков много, а выбирать почти не из чего. Под вывеской «технопарк» часто действуют площадки, которые лишь сдают помещения в аренду, а не предоставляют бизнесу комплекс инфраструктурных услуг, чтобы облегчить ему жизнь и развитие. Выходит, что на практике созданные на государственные средства бизнес-инкубаторы нацелены лишь на освоение бюджетных средств.
«По нашим оценкам, большинство технопарков в России создается для галочки в отчете о потраченных средствах, — считает В. Харченко. — Сейчас выделяются достаточно серьезные деньги на стимулирование инноваций в стране. И практически все субъекты России заложили у себя такие средства и построили уже или ведут строительство подобных технопарков. Но лишь около десяти из них функционируют более или менее эффективно».
По мнению участников прошедшей дискуссии, одной из основных проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса в рамках технопарков, является тяжеловесное администрирование. Творческую инициативу предпринимателей чаще всего гасит необходимость постоянного общения с регистрирующими и контролирующими органами. Вопросы возникают и к последовательности вводимых программ господдержки бизнеса. Они принимаются и отменяются достаточно часто, чтобы могли сформироваться стабильные правила игры на протяжении долгого периода времени.
«И главное — у нас бизнес существует для государства, а не государство для бизнеса. Поэтому частное предпринимательство непопулярно, — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации бизнес-ангелов Алексей Костров. — За рубежом любой человек, который занимается собственным бизнесом, — это уважаемый человек. Когда опрашивают, например, студентов вузов, — они все хотят стать предпринимателями. Примеры IBM, Apple, Microsoft у них перед глазами, и они хотят повторить путь такой и создать свой технологический стартап. У нас, к сожалению, большинство выпускников планируют и мечтают работать на госслужбе, в какой-то крупной сырьевой корпорации».
Эксперты констатируют: технопарки нужны. Но как от идеи до товара путь не близок, так и от финансирования программ поддержки предпринимателей до бурного развития малого и среднего бизнеса должны пройти годы. С этим мнением согласна и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Выступая на правительственном совещании в Томске, она привела в пример страны, которые в своей экономической политике делали большую ставку на развитие особых экономических зон.
Так, первые пять особых экономических зон Китая, где сейчас создается более 50% валового внутреннего продукта, организованы в 1980 г. «То есть прошло 30 лет, когда уже масштаб развития этих зон стал значительным для экономического развития. При этом в Китае большая доля инвестиций в инфраструктуру действительно приходилась на долю государства», — подчеркнула глава экономического ведомства. Другой пример — Сингапур. Здесь действуют около 20 промышленных производственно-внедренческих зон, обеспечивающих 80% экспорта. Опыт этой страны также показывает, что, для того чтобы особые экономические зоны действительно системно заработали, нужно как минимум 10—15 лет.
Государственные инвестиции в особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, млрд руб.
Название |
Расположение |
Площадь, га |
Реализованные |
Запланированные |
Промышленно-производственные |
||||
«Алабуга» |
Республика Татарстан |
1997,34 |
11 |
20 |
«Липецк» |
Липецкая область |
1024,34 |
6 |
17 |
«Тольятти» |
Самарская область |
660 |
– |
8 |
«Титановая долина» |
Свердловская область |
721 |
– |
10 |
Технико-внедренческие |
||||
«Зеленоград» |
г. Москва |
150,3 |
11 |
28 |
«Санкт-Петербург» |
г. Санкт-Петербург |
129 |
3 |
14 |
«Дубна» |
Московская область |
187,7 |
8 |
17 |
«Томск» |
Томская область |
207 |
6 |
19 |
Источник: ОАО «Особые экономические зоны»