Споры вокруг закона о госзакупках блоггер Алексей Навальный назвал борьбой между Минэкономразвития и Минфином. К борьбе подключилась и Госдума, представившая свое видение будущего госзаказа. Эксперты полагают, что из-за расширения количества заинтересованных лиц дискуссия по поводу реформы системы госзакупок к сроку, поставленному президентом, не завершится.
О чем спор
Битва за закон о госзакупках началась после поручения Дмитрия Медведева в конце прошлого года, в котором он попросил профильные ведомства модернизировать документ. Срок — до 1 апреля 2011 года. В борьбу активно включились ФАС и Минэкономразвития, с разницей в пару недель представившие свои концепции будущего закона. По версии ФАС, 94-ФЗ (закон о госзакупках) нужно дописать, заполнив белые пятна. Минэкономразвития считает, что на смену 94-ФЗ должна прийти Федеральная контрактная система (ФКС), которую для министерства разрабатывала Высшая школа экономики (ВШЭ).
На состоявшихся в пятницу публичных дебатах между ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым и блоггером Алексеем Навальным последний заявил, что «маниакальное упорство в отмене 94-ФЗ» — это не оружие в войне между ФАС и Минэкономразвития. Истинная борьба разворачивается между Минэкономразвития и Минфином, где первые хотят «отъесть часть полномочий» у ведомства Алексея Кудрина.
«Действительно, Минэкономразвития предлагает ряд полномочий ФАС и Минфина замкнуть на себя, — говорит эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. — Концепция ФКС предполагает создание отдельного органа, который будет заниматься администрированием и мониторингом госзакупок. При этом у ФАС предлагается оставить узкие надзорные полномочия, а у Минфина — согласование и выделение бюджетных средств».
Тем временем в «деле о госзакупках» появился еще один участник — Госдума. На днях комитет по строительству и земельным отношениям представил свою концепцию закона о размещении госзаказа. По мнению депутатов, действующая редакция закона не дает ответа на главный вопрос: что такое эффективная закупка и какими способами необходимо ее обеспечивать. В результате — снижение эффективности закупочной деятельности в целом. Версия, представленная Госдумой, даже более детальная, чем у Минэкономразвития, считает г-н Шестоперов.
Интересно, что в дискуссии в ВШЭ ни Минфин, ни ФАС, ни представители Госдумы участия не приняли. Глава ФАС Игорь Артемьев объяснил свой неприход тем, что «форма дискуссии не предполагает профессионального обсуждения подготовленных законопроектов». «Как мы узнали из сообщений средств массовой информации, дискуссия будет проходить в форме «дуэли» представителей ВШЭ и г-на Навального. В связи с этим мы не сможем принять участие в этой дискуссии», — написал он в письме к ректору ВШЭ.
Суд Навального
Начал дискуссию Ярослав Кузьминов. Ректор ВШЭ явно подготовился к баталии, поскольку принес с собой кипу бумаг и несколько экземпляров 94-ФЗ, где красным цветом были выделены правки, которые были в него внесены за последние годы. Для пущей наглядности экземпляры были пущены по залу. Однако Алексей Навальный отказался на них взглянуть, парировав тем, что буквально спит с законом о госзакупках.
«В 94-ФЗ нет живого места. Это закон с заплатками. Заплатка на заплатке», — отметил г-н Кузьминов, намекая на то, что за бесконечными правками сам закон уже не виден. К тому же закон совершенно не учитывает того, что у товара есть не только цена, но и понятие качества. Ситуация с госзакупками сложилась одиозная, она дошла до предела, считает ректор ВШЭ. В качестве аргументов г-н Кузьминов привел цифры Росстата о том, что доля конкурентных торгов неуклонно падает. К тому же 94-ФЗ описывает только саму процедуру госзакупок, совершенно не обращая внимание на их целесообразность и, главное, результат.
Отвечая на получасовую речь ректора ВШЭ, Алексей Навальный (принесший с собой не меньше документов, таблиц и диаграмм) начал речь с ироничного признания в любви к ректору. «Моя любовь к Вышке и персонально к вам привела меня сюда. И моя любовь к вам кричит: Алексей, останови его», — ораторствовал блоггер. Он отметил, что говорить об идеальности 94-ФЗ не приходится, там еще много чего нужно дорабатывать. Однако ФКС, которую сейчас предлагает Минэкономразвития, г-н Навальный саркастично назвал федеральной коррупционной системой.
По его мнению, 94-ФЗ похож на дрезину (старая, но едет), а ВШЭ и Минэкономразвития предлагают дрезину «раздолбать» и построить «летучий корабль». «У вас не получится. Не получается даже сейчас», — горячился г‑н Навальный. По мере словесной дуэли обстановка за столом президиума накалялась. В итоге не выдержал даже научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, модерировавший дискуссию, и стукнул кулаком по столу. Однако утихомирить зал ему удалось ненадолго. Спустя несколько минут г‑н Навальный все с тем же жаром говорил о «маниакальном упорстве в отмене 94‑ФЗ» и даже обвинил президента Дмитрия Медведева в заинтересованности в коррупции и вранье.
Встреча закончилась, как в суде: итоговыми речами «обвинителя» и «защитника», говоривших уже по большей части не о госзакупках, а о принципах доверия и недоверия в обществе. Единый знаменатель в вопросе основной темы «дуэли» так и не был найден. О том, что встреча была сумбурной, сказал и сам г-н Навальный после дебатов. От профессионального обсуждения проблем закупочного законодательства дискуссия мигрировала в политическую плоскость, с множеством шпилек и подменой понятий.
Остались при своих
В кулуарах после дебатов многие слушатели и участники недоумевали: оппоненты по сути говорили об одном и том же — создании прозрачной системы госзакупок, только разными словами. По мнению одного из участников, самым логичным было бы встроить 94-ФЗ с поправками, представленными ФАС, в ФКС. Таким образом, были бы учтены все интересы: закон о госзакупках был бы дополнен стадией планирования и стадией оценки результатов.
Замминистра экономического развития Алексей Лихачев в конце дискуссии намекнул, что замечания г-на Навального и его сторонников могут быть рассмотрены при доработке концепции ФКС. Однако подчеркнул, что документ находится только в стадии разработки и его не нужно воспринимать как готовый к принятию законопроект. «Я бы очень хотел, чтобы мы с Алексеем Навальным и командой, которую он представляет, от абстрактного обсуждения влияния 94-ФЗ на рынок и демократию дошли до обсуждения конкретных норм закона, — отметил он. — Хотя регламента учета мнения блоггеров не существует, могу вам сказать, что мне от министра достается намного сильнее, чем от блоггеров». «Основные дебаты все равно будут проходить в правительстве», — не обольщается г-н Навальный.
Причем по итогам словесной дуэли каждый остался при своем мнении. «Из зала я вышел еще более убежденный в своей правоте», — написал позже в своем блоге создатель и идеолог «РосПила». «Получилось смешение жанров. Стороны разговаривали каждая о своем на разных языках», — выразил мнение об итоге словесной баталии г-н Шестоперов. По его мнению, к 1 апреля принципиальное решение о будущем госзакупок вряд ли будет принято. Об этом говорит хотя бы то, что параллельно с разработкой концепции ФКС Минэкономразвития продолжает публиковать документы о поправках в 94-ФЗ.
Анастасия Литвинова