Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес в России - это дуэль с государством. "Мир новостей"

В минувшие выходные в Казани прошли пикеты, организованные местными предпринимателями. Они требовали облегчить налоговую нагрузку на малый бизнес, отменить страховые взносы. Коллег из Татарстана поддержали владельцы фирм и компаний из других регионов страны. Если государство снова их не услышит, бизнесмены обещают провести всероссийскую акцию протеста - закрыть в городах и селах все салоны, кафе, мастерские и офисы. Мероприятие уже запланировано на 26 мая - день предпринимателя

Чтобы открыть частные фирмы и мастерские, каждый из них обошел 30 с лишним инстанций, собрал пакет из 100 документов, выдержал не один десяток согласований и проверок. Стиснув зубы, они терпеливо доказывали бюрократам: “Все легально, законно, рентабельно” - и мечтали если не о богатстве, то о стабильности. Люди вложили в бизнес деньги, силы, время, а заработали миллион терзаний. Жительница Архангельска Наталья Григорьева построила собственное ателье, потратила около миллиона рублей на оборудование мастерских и сделала это настолько качественно, что городская администрация... отняла у нее готовые помещения. С 2007 года женщина судится с властями, пишет жалобы в Москву и пьет антидепрессанты. Предприниматель из городка Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа Николай Осадчий 12 лет назад вместе с семьей выкупил небольшой рынок, организовал торговые точки для продажи автомобильных запчастей, чтобы в 2007 году по решению местных властей потерять землю, бизнес, 31 миллион рублей прибыли и свое здоровье. Николай Абрамович заработал инсульт, первую группу инвалидности по зрению и долги. Но самым драматичным образом сложилась судьба башкира Радислава Латыпова. Он создал фирму, привлек в качестве инвесторов датчан и разорился, чему активно содействовал глава районной администрации. За свои неудачи парень расплатился с чиновником пулями из травматического пистолета. Латыпова теперь судят, а бюрократ лечится.

Вот они - “успешные” российские бизнес-проекты, о поддержке которых много и часто говорит президент РФ Дмитрий Медведев. И вот они - комплексные меры государства, направленные, по словам премьер-министра правительства РФ Владимира Путина, “на дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства”.

Усиление налоговой нагрузки на малый бизнес совпало с увеличением официальной безработицы на 1,5 млн человек в 62 регионах Российской Федерации

ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ

“Откуда у нас столько проблем, если в стране полно формальных структур и рычагов для защиты малого капитала? - недоумевает уральский бизнесмен, владелец ООО “Гильдия камня” Михаил Кудрявцев. - Единый социальный налог федеральные власти с января заменили страховыми взносами, подняв их с 14 до 34% от фонда оплаты труда. Налоговая нагрузка в регионах выросла в 2,5 раза, а в 2012 году увеличится в 4. Появились новые штрафы - за неведение налогового учета, за нарушение формата отчетности. Для предпринимателей повысились цены на электроэнергию, газ. Одномоментно подорожал бензин, поднялась стоимость аренды. Как в таких условиях сохранить фирму?”

А никак, видимо. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), число малых предприятий в России уменьшилось на 5,7%. На 3,3% сократилось количество занятых на них граждан. Объем инвестиций в основной капитал снизился на 16,8%. Рекордсменами по сокращению числа малых предприятий стали Мурманская область (на 67%) и Волгоградская (на 79%). Не лучше ситуация в Мордовии, Чувашии и Пермском крае. Эксперты прогнозируют уход “в тень” 50% отечественного малого бизнеса. Многие предприниматели, не дожидаясь обещанных государством льгот, переводят активы в Болгарию, Чехию, Словакию, Казахстан. С начала 2011 года за пределы РФ выведено более 21 миллиарда долларов.

“У нас в Вологодской области многие выбрали этот путь, - откровенно признается “МН” руководитель регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса “Опора России” Ольга Данилова. - Покупают недвижимость, открывают предприятия в Словакии, Финляндии, Польше. Стране с несовершенным законодательством люди предпочитают государства с упрощенными системами кредитования и налоговыми льготами. Вологодские бизнесмены отреагировали на увеличение страховых взносов и штрафов в России тем, что из 70 тысяч местных предприятий 15 тысяч не отчитались по налогам, а 13 тысяч подали нулевые декларации. В области изменилось и количество наемных работников. Часть компаний вернулась к практике “серых” зарплат.

“Провинция до конца не осознала, что произошло, - объясняет председатель профсоюза предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан Сергей Ромадановский. - Хотя в Казани на днях состоялись первые пикеты с требованиями снизить налоги на землю и отменить страховые взносы. Когда в марте, апреле люди сведут дебит с кредитом, начнутся серьезные волнения”.

Впрочем, на баррикады казанские бизнесмены позвали своих коллег неделю назад - предложили регионам провести всероссийскую акцию протеста. Она намечена на 26 мая (День предпринимательства). Владельцы мастерских, фирм, ателье, кафе, салонов планируют закрыть предприятия, чтобы “открыть государству глаза на проблемы малого бизнеса”.

“Сомневаюсь в эффективности подобных шагов, - высказывает личное мнение уральский предприниматель Михаил Кудрявцев. - Но в любом случае представителям малого бизнеса надо объединяться. На предложение жителей Татарстана откликнулись более 5 тысяч человек из Свердловской, Кемеровской, Челябинской областей”.

А КАК У НИХ?

Германия дает предпринимателям льготные кредиты за счет государственного бюджета, беспроцентные ссуды для приобретения имущества, доплаты к заработной плате за счет государственных средств.

Япония поощряет малый бизнес налоговыми и таможенными льготами (10%), льготным кредитованием, стимулированием кооперативной деятельности.

Во Франции малые предприятия в течение первых двух лет не платят налоги в местный бюджет и освобождаются от сбора на акционерные общества. А подоходный налог считается по пониженной ставке.

В бюджете Чехии отдельной строкой прописана помощь в виде финансирования и субсидирования закупок оборудования, техники, земельных участков и строительства, оплаты патентов. Подоходный налог варьируется от 15 до 32%. Налог на прибыль - 31%. Не облагается налогами та часть дохода и прибыли, которая направляется на повышение квалификации сотрудников малой или средней фирмы. Электроэнергия, бензин, газ - цены на продукцию естественных монополий регулируются государством.

“Я НЕ НЕФТЬ ПРОДАВАЛА”

Руководитель направления развития предпринимательства НИСИПП Алексей Шестоперов назвал среди проблем, мешающих развитию малого бизнеса в России, увеличение налоговой нагрузки, административные барьеры на всех этапах ведения бизнеса, трудный доступ к финансовым и имущественным ресурсам и сложности кадровой политики.

Архангельский предприниматель Наталья Григорьева подтверждает слова столичных ученых. “Я не нефть продавала, а своими руками и тяжким трудом старалась заработать на жизнь, - жалуется бывшая владелица ателье. - Но чиновники перекрыли мне кислород, отняли то немногое, что имела. Четыре года с ними бьюсь. До невралгии дошла, а администрации хоть бы что”.

“А я год пытаюсь попасть на прием к губернатору, - вторит Григорьевой жительница Ханты-Мансийского автономного округа Надежда Осадчая. - Да, видно, до Бога проще добраться, чем до госслужащего. Хотели с мужем семейный бизнес создать, а получили семейные болезни. Отдали государству налогами 15 миллионов рублей, а чиновники мэрии отобрали у нас 31 миллион. Где же тут справедливость? Про ужесточившееся с января 2011 года российское законодательство вообще не упоминаю. То не налоговое бремя - настоящая кабала”.

Женщины (даже если они предприниматели) - народ эмоциональный. И о федеральной политике в отношении малого бизнеса рассуждают не как математики и экономисты, а с чувством, экспрессией. “Государство - главный обманщик, - возмущается Наталья Григорьева. - Заманило людей в бизнес. Обложило предпринимателей налогами. Взамен ничего не дало. Те изворачиваются, скрывают реальный доход. Зарплата в конвертах быстро приведет к фиктивным субсидиям якобы малообеспеченных граждан, к незаконным пособиям по безработице. Начнется поголовная регистрация индивидуальных предпринимателей для минимизации налогов с фондов оплаты труда. Увеличатся взятки в фискальных органах. Государство вынуждает россиян лгать”.

“Согласен. Бизнесменам придется искать способы выживания, - чуть менее откровенен руководитель свердловского ООО “Гильдия камня” Михаил Кудрявцев. - Кто-то будет сокращать зарплату наемных работников, кто-то выведет людей за штат. Владельцы недвижимости откажутся от производства, предпочтут сдавать здания в аренду. У нас и раньше было немного МП, а теперь последние исчезнут”.

Изменив законодательство для бизнеса, Россия сразу же потеряла сотни тысяч рабочих мест. В Волгоградской области малых предприятий стало на 5 тысяч меньше, в Мордовии - почти на 2 тысячи, в Чувашии - на 1,2 тысячи, в Пермском крае - на 1,4 тысячи, в Московской области - на 4,4 тысячи. Эксперты называют процесс “отрицательной динамикой”, что никак не вяжется с бодрыми заявлениями премьер-министра правительства РФ Владимира Путина о предоставлении регионам субсидий для поддержки малого бизнеса. Кстати, согласно опросу отечественных социологов (он проводился в 22 субъектах РФ), 87% предпринимателей о субсидировании слышат впервые. А об отрицательной динамике знают все.

Все, кроме 27-летнего башкирского бизнесмена Радислава Латыпова. Он грустного финала не предвидел, когда в 2007 году брал у инвесторов из Дании 1,5 миллиона евро на развитие своего бизнеса. А зря. За “ускорение решения вопроса о предоставлении земельного участка” глава районной администрации потребовал у Латыпова три миллиона рублей. Тот не дал - хотел работать по-честному, без взяток. Началась затяжная война с отключениями электроэнергии на предприятии, ежемесячными прокурорскими проверками, судами. Чем история завершилась, мы уже говорили: доведенный до отчаяния бизнесмен выстрелил в чиновника. Увы, это тоже пример отрицательной динамики. И хорошо, если в статистике проблем малых российских предприятий не будет другого экстрима.

Анна Бессарабова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости