Росстат насчитал 16% теневой экономики, но с этим мало кто согласен
Доля «серой» экономики в России – 16% от ВВП, заявил глава Росстата Александр Суринов. Это соответствует труду примерно 13 млн чел или 17–18% экономически активного населения. «Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта», – добавил представитель Росстата. То есть примерно каждый шестой рубль в российской экономике укрывается от государства.
Какая именно в России часть экономики находится в тени – точно неизвестно. В основном наблюдатели соглашаются с тем, что Росстат так или иначе недооценивает тень. Например, Всемирный банк полагает, что в нашей экономике 52% приходятся на «серую» зону. Однако модель ВБ достаточно простая и не учитывает, что в РФ наличные расчеты широко распространены не только среди преступников, но и в легальном мире, а следовательно переоценивает размер «серой» зоны. Для сравнения: по данным ВБ наименьший теневой сектор в США (9%), а наибольший в Грузии (72,5%).
Кроме того, по оценкам ВБ теневой сектор в нашей стране стабильно рос в 1999–2007 годах, а по оценкам Росстата снизился за год с 20% до 16%. Оценки НИСИПП показывают, что на усредненном малом предприятии неучтенные денежные средства составляют 29,5% от денежного оборота.
Реальная цифра, наверное, лежит где-то между данными ВБ и Росстата. Поэтому очень примерно можно заключить, что «тень» в России составляет около трети экономики.