Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Всего за час проверки налоговая служба может закрыть любое предприятие. «Комсомольская правда - Псков»

Предприниматели и руководство Федеральной налоговой службы поспорили в «Комсомолке» о проблемах бизнеса

Налоговое бремя в России - одно из самых низких в Европе, не устают напоминать представители власти. Это, кстати, была одна из причин, почему в начале 2011 года правительство увеличило размер социальных отчислений для бизнеса с 26 до 34% (а для малого налог вырос с 14%!). После этого по России пронесся предпринимательский стон...

Мы пригласили оппонентов на встречу. В прямом эфире радио и ТВ «Комсомольская правда» (послушать и посмотреть можно на сайте kp.ru/9360 ) случилась нешуточная битва.

«3% - РАЗВЕ БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА?»

Андрющенко: - Россия считается страной с относительно невысокой налоговой нагрузкой, либеральной налоговой системой и политикой. Сравним налоговую нагрузку: в России в среднем в пределах 18 - 20%, в США - примерно 27%, в развитых странах Европы - в Германии и Англии - 36%. А в социально ориентированной Швеции налоговая нагрузка достигает 47%!

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.


«КП»: Судя по лицам предпринимателей, они в недоумении...

Хандриков: - В 2011 году Российский союз промышленников и предпринимателей подсчитал размер налогового бремени. Получилось 65 - 70%. Исследования показывают, что если налоговые отчисления превышают 27%, то предприниматели уходят в тень. То есть на сегодня мы видим двукратное превышение критического рубежа. И меня не удивляет, что мы с представителями государства в разных студиях находимся (бизнесмены сидели на радио «КП», а чиновники в студии ТВ. - Ред.). Это два мира - два подхода, которые имеют мало точек соприкосновения.

Потапенко: - Кроме России, я веду бизнес в Болгарии и Чехии. Формально в России налоги ниже, чем там. Но на самом деле картина обратная. В Чехии налог на зарплату достигает 54% (в России социальные отчисления - 34%. - «КП».). Но налоговый инспектор посоветовал не брать работников в штат, рекомендуя оформиться им индивидуальными частными предпринимателями. В итоге плачу всего 9%. Подобные отношения между работодателями и сотрудниками не запрещены и в России. Но суды нескольких регионов запретили официально нанимать ичепэшников. И люди садятся на реальные сроки!

Светлана АНДРЮЩЕНКО, замруководителя Федеральной налоговой службы России.

В какой российской налоговой мне помогут сэкономить на налогах?! Обычно происходит наоборот. Приходит инспектор с проверкой и говорит: «Нас не интересует, что у вас упала прибыль. У нас план. Поэтому вы перечислите три миллиона рублей налогов, а четвертый мы у вас доберем штрафами».

Медведев: - Закон «О труде» накладывает обязательства как на работников, так и на работодателей. Вы не можете сказать: «Я поменяю шапку на трудовом договоре, работников обяжу зарегистрироваться частными предпринимателями, оставив прежние обязанности, и буду теперь платить налоги, как будто у меня это не сотрудники, а подрядчики». Если вы хотите платить меньше налогов и перевести работников в ИЧП, необходимо принципиально изменить их функционал и природу ваших с ними отношений. Судебные дела - ситуация, когда функционал остается прежним, а меняется лишь вывеска. Это ни в одной стране не приветствуется. Будь то в Чехии, Франции, Великобритании или России.

Андрющенко: - Для субъектов малого предпринимательства в России предусмотрены преференции: пониженная налоговая нагрузка, упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета, введены специальные налоговые режимы, заменяющие уплату ряда основных налогов. К примеру, упрощенная система налогообложения (УСН). В рамках этой системы предприятия и предприниматели платят всего 6% с дохода или 15% после вычитания расходов из дохода. Налоговая нагрузка падает до 2 - 3%! (Наверное, если прибыль совсем маленькая. - «КП».)

Сергей АРАКЕЛОВ, замруководителя Федеральной налоговой службы России.

Плюс по 69 видам деятельности предприниматели имеют возможность оформить патент, привлекая до 5 наемных работников и уплачивая в бюджет  фиксированную сумму.

«КП»: - Кроме того, малый бизнес выплачивает Единый налог на вмененный доход.

Андрющенко: - Верно, для определенных видов деятельности предусмотрен Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который не зависит от размера фактически получаемого дохода. К примеру, для розничной торговли с площадью торгового зала до 150 метров максимальная сумма налога в год не более 486 тысяч рублей и не зависит от получаемого дохода, а он бывает значительным.

Таких льгот для малого бизнеса в развитых странах практически не существует! На сегодня около 60% сдающих налоговую отчетность организаций и предпринимателей применяют льготные режимы, обеспечивая всего 2,5 - 3% в общем объеме налоговых платежей.

«СЧЕТА ЗАБЛОКИРОВАЛИ. СОТРУДНИКИ ГОЛОДАЛИ»

Хандриков: - Размер налогов - не главная проблема в бизнесе. Например, я считаю, что налоговики практически убили мое предприятие. Фирме 23 года, один из первых швейных кооперативов в СССР. Кризис больно ударил по предприятию. В прошлом году мы не имели возможности заплатить государству все налоги. У нас заблокировали счета. Обратился в Федеральную налоговую службу с просьбой предоставить рассрочку по уплате налога, предусмотренную 64-й статьей Налогового кодекса. Три месяца ждали решения. Сотрудники в буквальном смысле голодали, я похудел на 5 килограммов. Нам отказали в рассрочке. Оказалось, что нет таких прецедентов.

Аракелов: - Если задолженность была, то налоговый орган правомерно применил меры по ее взысканию, выставив инкассовые поручения на счета (поступающие на счет предприятия деньги первым делом списываются для погашения долга по налогам. - «КП».).

Петр МЕДВЕДЕВ, партнер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг (СНГ)».

Андрющенко: - В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает порядок предоставления рассрочек и отсрочек. Сейчас ведется его согласование между Минэкономразвития и Минфином. К сожалению, в кризисный год этот механизм не работал.

«12 СУДОВ. И ВСЕ ВЫИГРАЛ»

«КП»: - Но хоть что-то позитивное есть? Раньше бизнес бандиты кошмарили - сейчас же такого нет?

Потапенко: - Есть!!! В 90-е приходили коротко стриженные люди, как я (на лице же не написано, что имею три высших образования и две степени МВА). Я с ними по понятиям мог, пальцы раскинув, объясниться. Да, раньше стреляли, но я имел право обороняться. А сейчас по закону ты обязан судиться с налоговой инспекцией. И что? Бизнес закроется, а отсудишь 10 рублей 56 копеек. Тысячи предпринимателей сидят под стражей.

Аракелов: - Абсолютно голословное заявление. В прошлом году в России до суда дошло всего пять уголовных дел по результатам налоговых правонарушений.

Потапенко: - А по 159-й статье сколько сидит («мошенничество». - «КП».)? ОБЭП регулярно квалифицирует в нее и неуплату налогов... По экономическим статьям в 2010 году сидели 2200 предпринимателей!!!

Аракелов: - У вас сколько было судов с налоговой службой?

Дмитрий КОРНЕВ, директор департамента налогового администрирования МТС.

Потапенко: - Двенадцать. Все выиграл.

Корнев: - В отличие от малого бизнеса крупный не может просто прекратить свою деятельность. Сейчас налоговые органы оценивают операции налогоплательщиков спустя два-три года после их завершения. В практике других стран существует такое понятие, как «предварительное налоговое согласование». Это позволяет бизнесу уже на начальной стадии обсудить с налоговиками возможные риски.

Медведев: - ФНС необходимо становиться сервисной компанией. Предприятием, которое, контролируя соблюдение законодательства, облегчает жизнь бизнеса и создает равномерную конкурентную среду. Пока отечественные предприниматели, заходя в здание налоговой инспекции, не всегда могут рассчитывать на уважительное отношение.

Андрющенко: - Мы с 2007 года движемся в этом направлении. Проверки бизнеса проходят не сплошным методом, а только на основе оценки критериев риска (многолетние убытки, зарплаты сотрудников ниже средних по отрасли, фирма постоянно меняет место нахождение т. д. - «КП».). Налогоплательщик сам может оценить их и сдать уточненные декларации, заявить дополнительные доходы и налоги. За год налоговые проверки проходят у 1% предприятий. В малом бизнесе охват проверками еще меньше - 0,4%.

Что касается рисков от налоговых новаций. Законопроект о трансфертном ценообразовании и консолидированной отчетности прошел первое чтение в Госдуме, сейчас его готовят ко второму.

Хандриков: - Любая попытка сэкономить несет угрозу уничтожения бизнеса. Торгово-промышленная палата настаивала на том, чтобы первая проверка контролирующих органов заканчивалась максимум предписанием об исправлении недочетов. Появилась бы возможность для диалога между бизнесом и властью.

«КП»: - Количество проверок бизнеса налоговыми органами с 2003 года снизилось в шесть раз. Предприниматели это ощутили?

Дмитрий ПОТАПЕНКО, управляющий партнер компании Management Development Group..

Хандриков: - Вопрос не в количестве проверок, а в уроне, которые они наносят. Сегодня инспектор налоговой службы через час после начала проверки может закрыть любое предприятие.

«КП»: - Живите по закону и бояться не будете...

Потапенко: - 34 органа контролируют бизнес, 600 подзаконных актов регламентируют условия работы. Многие документы противоречат друг другу. На решение проблем в соответствии с буквой закона уходят даже не месяцы - годы!

В той же Чехии налоговые проверки проходят раз в 30 лет. Налоги не плачу уже пять лет - до тех пор, пока не верну инвестиции. Главный критерий для налоговой - чтобы фирма имела положительный баланс. Все!

«КП»: - Сказка! Что же вас держит в России?

Потапенко: - Здесь моя родина. Хотя в Европе я работаю с клиентами, а в России с погонами.

НАД СХВАТКОЙ

Два шага вперед, один назад

- Бизнес и власть - люди с разных планет, которые плохо слышат друг друга, - делится наблюдениями Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. - Эффективная налоговая ставка, которая включает все налоги, запредельно высока - от 60 до 85% в зависимости от вида бизнеса. Бизнес платит большое количество налогов и отчислений в бюджеты. В результате получается грустная картина: каждый налог вроде небольшой, но сумма накапливается огромная. В результате разговор бизнеса и ФНС скатывается до уровня байки. К пуговицам есть претензии? Нет. А что костюмчик носить нельзя, так это к Минфину, который выстраивает налоговую политику.

Плюс не забывайте о неформальных платежах. Это для чиновников свой карман и государственный - два разных кармана. Разумеется, в официальных сообщениях говорится только о налоговых поступлениях. А бизнес налоги и взятки не разделяет - ему-то из одного кармана приходится деньги выкладывать.

Илья ХАНДРИКОВ, председатель движения предпринимателей «За честный рынок».

Другое дело, за последние три года в развитии администрирования налоговой службе удалось совершить колоссальные подвижки. Внедрена электронная очередь, которая решила проблему столпотворений в инспекциях. Документы можно выслать почтой. Бегать в налоговую службу предпринимателям приходится, если сделан неправильный расчет. Жалко лишь, что отношения развиваются по принципу два шага вперед - один назад. К примеру, еще недавно сбором социальных отчислений занималась только налоговая служба, а теперь и Пенсионный фонд. Возникающие проблемы приходится решать не в одной, а в двух структурах.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Социальные выплаты выросли до 34%. Бизнес уходит в тень?


- Пока этого не видно, - говорит замруководителя ФНС России Светлана Андрющенко. - Больше того, картина складывается прямо противоположная. Администрированием страховых взносов занимается Пенсионный фонд, а ФНС собирает налог на доходы физлиц. Налоговая база (зарплата работника. - «КП».) для обоих платежей одинаковая, поэтому тенденции прослеживаются четко. В 2010 году сборы НДФЛ выросли на 7,5%, а за первые два месяца нынешнего года по сравнению с началом предыдущего еще на 10%. Тенденции резкого ухода бизнеса в тень мы не наблюдаем. Другое дело, что некоторые предприниматели действительно выдают зарплату в конвертах, используя серые схемы налогообложения, - мы с ними работаем и на межведомственных комиссиях по легализации налоговой базы, проводим выездные проверки.

Александр ЗЮЗЯЕВ

Фото Олега РУКАВИЦЫНА

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости