Аудиторы раскритиковали систему государственных закупок
Сложившаяся система госзакупок крайне неэффективна, считают в Счетной палате. За пять лет конкуренция в системе резко упала, а цены росли быстрее, чем на других рынках. Ситуацию могло бы спасти создание федеральной контрактной системы (ФКС). Эксперты считают, что проблемы можно решить поправками к уже действующему закону.
Проверка эффективности системы госзакупок показала плачевные результаты: аудиторы Счетной палаты оценили сложившуюся практику на 0,4 при норме 1 по методике Всемирного банка. «Ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов», — говорится в пресс-релизе палаты. Представить результаты проверок в Счетной палате вчера отказались.
В реальности ситуация еще хуже, считает профессор Института макроэкономических исследований (ИМЭИ) Владимир Смирнов. «Если бы они считали точнее, то оценка была бы не 0,4, а около 0 или даже с отрицательным знаком, потому что наши госзакупки противостоят всем цивилизованным методам и процедурам», — говорит он.
Аудиторы также считают, что, несмотря на постоянно меняющееся законодательство, уровень конкуренции в госзакупках постоянно снижается: за пять лет он упал с 3,68 до 2,78. Причина — отсутствие системы льгот и преференций производителям услуг не мотивирует бизнес приходить в эту отрасль. В результате цены на госзакупки растут быстрее цен на корпоративном и потребительском рынках, а количество недобросовестных поставщиков выросло в три раза.
Вины закона 94-ФЗ о госзакупках в высоких ценах нет, это проблема всей законодательной системы, считает эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. «У нас в принципе не разработаны методики определения начальной цены госконтрактов. Поскольку контроля нет, «честные» заказчики вольны повышать эти цены», — считает он.
Решить накопившиеся проблемы, по мнению Счетной палаты, мог бы новый закон о госзакупках взамен действующего 94-ФЗ, на основе которого формировалась бы федеральная контрактная система. Аудиторы Счетной палаты достаточно узко понимают систему госзаказа, полагает г-н Шестоперов. Госзаказ регулируется не только 94-ФЗ, но еще и Бюджетным и Гражданским кодексами, КоАП и разнообразными подзаконными актами. «94-й закон регулирует только процедуры, и делает это достаточно детально. А правонарушения в госзаказе связаны не столько с процедурами, сколько с пробелами в другой части законодательства», — считает г-н Шестоперов.
Проблемы в законе действительно есть, но надо разграничивать проблемы закона и его исполнителей, считает заместитель исполнительного директора «ОПОРА России» по правовым вопросам и экспертизе Андрей Шубин. Но это не значит, что закон о госзакупках надо отменять, его можно исправить. «Элементы ФКС, такие как обоснование начальной цены, планирование закупок, контроль за их исполнением и контроль за эффективностью траты бюджетных средств, можно внести в 94-ФЗ без отмены самого закона», — считает г-н Шубин.