В апреле уже произошло несколько знаковых событий, среди них - заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и региональная конференция «Бизнес и власть: направления движения». Если первое проходило в Магнитогорске под председательством президента России, второе - в Красноярске под эгидой Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края (М.Г. Васильев) и под патронажем краевого правительства. Оба мероприятия могут стать не просто знаковыми - переломными в развитии предпринимательства.
«Деньги бегут из нашей экономики», - констатировал Дмитрий Медведев. «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 30 с лишним процентов», - отметил в своем докладе Андрей Гнездилов.
Если второе высказывание вызвало различное отношение у выступающих после заместителя губернатора (источников информации много, и у каждого свои данные), то первое нашло отклик буквально у каждого предпринимателя. Но мало признать очевидный факт. Может ли что-то или кто-то повернуть этот процесс вспять? Уже слышу возражения, что вряд ли такая постановка вопроса правомерна. Очевидно, действия по обеспечению конкурентоспособности российского предпринимательства надо предпринимать буквально по всем направлениям - образовательная система, фискальная, кредитная, закупочно-сбытовая, тарифно-монопольная (или околомонопольная) системы, система государственного регулирования и контроля. ...В общем, претензии у бизнеса имеются ко всему организму: здесь неплохо бы «удалить тромбы», тут - пересадить кое-какие органы, а там - «вырезать злокачественные новообразования». Конечно, это все словеса. И часто они окрашены изрядным количеством эмоций.
Теперь - конструктивно. О важном и сложном. Конкурировать надо не только на уровне бизнес-единиц - на уровне континентов, межгосударственных альянсов, стран, регионов. Конкурентоспособность включает в себя массу факторов: размер постоянных затрат, доля в них трансакционных издержек, связанных с входными барьерами в рынок или его сегмент, тенденции развития отрасли, таможенное и налоговое законодательство, доступность земли и недвижимости, стоимость и возможность в принципе коммерциализации (организации серийного производства) инновационных разработок, узнаваемость торговых марок и лояльность к ним и т. д. и т. п. К сожалению, приходится констатировать, что до сих пор малое предпринимательство (а также и среднее) развивается и выходит на мировые рынки не благодаря, а вопреки имеющимся условиям.
«Инвестиционный климат в нашей стране ...очень плохой. Очень плохой». Конец цитаты. Автор - Дмитрий Медведев. И отнюдь не улучшает его нестабильность макроэкономического окружения. Приходится констатировать, что стабильность пока остается мечтой.
Вчера власти края с помощью чиновников федерального министерства экономического развития попытались ответить на вопросы предпринимателей Красноярского края, к сожалению, чиновники федерального министерства экономического развития на помощь своим коллегам не пришли. И предваряя выводы по итогам конференции, можно отметить, что бизнес и власть Красноярского края (по крайней мере, те ее представители, которые участвовали в работе конференции) по большинству вопросов придерживаются одинаковой позиции. Именно в осознании этого факта, по видимости, и видели организаторы одну из задач конференции, как сказал Михаил Васильев, «мы встретились, чтобы сверить часы».
Интерес к конференции был проявлен большой. Еще бы: возможность задать вопрос непосредственно губернатору без купюр, воспользовавшись проанонсированным телемостом с пятью городами края. В итоге вопросы удалось задать заместителю губернатора, заместителю председателя правительства края Андрею Гнездилову, министру экономики и регионального развития Анатолию Цыкалову, министру промышленности и энергетики Денису Пашкову, представителям министерства сельского хозяйства и продовольственной политики. Насколько оправдались ожидания предпринимателей, как присутствовавших лично на пленарном заседании, так и предпринимателей по ту сторону экрана в Железногорске, Норильске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, судить им. И, я думаю, их оценки мы еще услышим.
Итак, что же обещано бизнесу в 2011 году?
Опять говорится о целостной поддержке малого и среднего бизнеса на краевом и муниципальном уровнях, объединяющей способы и методы из различных отраслевых и ведомственных программ. Отмечаются недоработки на местном уровне: не утверждены концепции промышленных парков, почти в 10 районах не созданы координационные советы по развитию предпринимательства, низкими темпами идет сплошная экономическая перепись малых бизнесменов (кстати, ее сроки увеличены еще на 10 дней).
Про новые приоритеты и виды субсидий, которые ожидают предпринимателей в 2011-2013 годах, мы писали неоднократно в текущем году, поэтому повторяться не будем. Хотелось бы прояснить ситуацию с вопросом, когда программа развития малого и среднего предпринимательства с объемом финансирования 253 млн. рублей вступит в силу. А проще - когда отдельно взятый предприниматель из Сухобузимского, Балахтинского, Мотыгинского районов и пяти десятков других муниципальных образований получит ту или иную субсидию? Несмотря на многократные обещания, что это случится буквально на днях, проект долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 годы до сих пор не подписан. Понятно, что тому есть причины, но стабилизации экономической ситуации такое положение вещей отнюдь не способствует. Не прозвучал конкретный ответ и здесь. Всем присутствующим пришлось удовлетвориться заверениями, что это произойдет в ближайшее время.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), инвестиции в секторе малого и среднего предпринимательства по России упали до 34% (теперь понятно, на чем основана негативная оценка президентом инвестиционного климата), тогда как в крае отмечался рост, правда, по данным официальной статистики. По данным статистики, в крае был рост.
По мнению экспертов, в крае происходит размывание конкуренции, что не есть хорошо с точки зрения экономики, денег в экономике становится больше. Отсюда вывод - малый бизнес в крае не выполняет социальную функцию, сконцентрировавшись на экономической. Считать ли это мнение объективным?
Или сложившимся на основе той неполной и не всегда достоверной информации, которой сегодня владеют органы статистики, органы власти, исследовательские институты? Показательным в этой связи был комментарий Михаила Васильева, председателя регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края»: социальная ответственность бизнеса - оборотная сторона его эффективности. С 2009 года государством никаких действий по установлению благоприятной среды не предпринимается, все сосредоточено на вливании в сектор. А как показывает анализ (по данным НИСИПП), вливания в экономику не влияют на развитие сектора - коэффициент корреляции равен 0,25. На основании такого анализа эксперты ставят вопрос: «Нужно ли так много давать денег бизнесу?» И эта позиция, очевидно, известна федеральным органам власти. Но разве можно и должно уповать исключительно на создание благоприятных условий без адресной финансовой поддержки в ситуации, когда такие условия не созданы? Тем более, если относиться к малому бизнесу, как к «подушке безопасности» (Владимир Буев, вице-президент НИСИПП)?
Тема статистики - вообще особая тема. Вроде все отчитываются, а полной информации как не было, так и нет. Особенно по малому и среднему предпринимательству. Сейчас мы все - и бизнес, и региональная власть, и органы местного самоуправления - уповаем на результаты экономической переписи. Но не вызовут ли они такое же непонимание, как и заявление, что 52% респондентов считают экономическую ситуацию вполне удовлетворительной? Ведь возникают справедливые вопросы в отношении переписи населения.
Несмотря на ограничения по времени, сложности со связью, участники конференции подняли важнейшие и животрепещущие проблемы: риски в связи с вхождением России в ВТО, активная деятельность проверяющих и контролирующих органов, административные барьеры по решению имущественных, земельных вопросов, трудовые отношения, весовые ограничения перевозки грузов автотранспортом, кадровое обеспечение, помощь в финансировании малых инновационных разработок. Обо всем сразу и не расскажешь. Радует, что с инициативой выходит не только бизнес. Инициативу в части поддержки предпринимательства проявляет и местная власть. Так, в Лесосибирске планируют расширить меры имущественной поддержки малого бизнеса, предоставляя победителю конкурса в качестве муниципальной преференции новое перерабатывающее оборудование, которое позволит повысить конкурентоспособность местной продукции.
Призыв (надо сказать, поддерживаемый всеми) идти на инновационный прорыв по какой-то причине не поддерживается принимаемыми решениями в других сферах. Достаточно вспомнить «больной» вопрос всех предпринимателей - энерготарифы. Денис Пашков успокоил бизнес-сообщество: в апреле и мае пройдут снижения тарифов и посоветовал предприятиям установить счетчики, что позволит снизить в несколько раз затраты на электроэнергию. Ну что же, можно радоваться: президент услышал многоголосый хор предпринимателей.
Резюме по итогам конференции. Бизнес задает конкретные вопросы, власть дает часто расплывчатые ответы: проблемы изучаются, варианты рассматриваются, присылайте свои предложения, инициативы. Хочется прокричать вопрос, абсолютно риторический, который снится в кошмарных снах предпринимателям: почему решения, ухудшающие положение бизнеса, а значит, и всего населения страны, принимаются без учета мнения самих предпринимателей и прогнозов аналитиков, предсказывающих негативные сценарии развития в противовес обещаниям чиновников? В результате сначала должен произойти некий «взрыв» в настроениях, чтобы президент вынес свой вердикт о необходимости пересмотра ранее принятых решений.
В заключение приведу высказывание одного из участников конференции: «Отношение к государству как к няньке должно уйти, иссякнуть. Но и государство должно при этом не забывать о своих обязательствах перед налогоплательщиками». Есть о чем подумать. Есть что надо сделать, и сделать сообща.
Светлана СИДЕЛЬНИКОВА,
Корпорация экономистов