Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

На старт без расчета. «Ведомости»

Начинающим предпринимателям часто советуют искать дело по душе. Вот только ощутимые доходы такие компании начинают приносить не сразу и не всегда

Болезни роста

Примерно 30% предприятий малого бизнеса в России закрываются через год, оценивает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. И только 0,5% из них вырастают в средний бизнес – остальные разоряются или так и остаются маленькими. Большая часть среди них – это микробизнес – компании с оборотом не более 60 млн руб. и штатом сотрудников до 15 человек. Таких микробизнесов в России в 2009 г. было около 1,4 млн.

В декабре прошлого года Иван Митин открыл в центре Москвы маленькое кафе «Дом на дереве», в котором действует принцип «заплати, сколько можешь». Чтобы поесть, посетители приносят еду с собой, зато здесь есть несколько сортов чая, книги на полках, проигрыватель с пластинками, пианино и 40 пар домашних тапочек. Посетители на выходе в специальном чемоданчике оставляют деньги — столько, сколько не жалко.

«Меня всегда раздражало, что в столичных ресторанах и кафе чай стоит слишком дорого: 100 руб. за чашку или 150 руб. за чайник», — объясняет Митин. Открыв «Дом на дереве», он попытался хоть немного исправить ситуацию.

Начинающий ресторатор нашел помещение в 50 кв. м с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж, и живописным деревом рядом. «Дом на дереве» потребовал небольших вложений — чтобы открыться, хватило 200 000 руб., собрать которые помогли знакомые Ивана. Ремонта не потребовалось, недорогую мебель закупали на барахолках и аукционах.

Чемодан денег

В «Доме на дереве» с удобством могут расположиться 25-30 человек. Нередко каждый из них платит 50-200 руб., но некоторые, правда, просидев полдня, могут заплатить 10 руб. за 10 человек, рассказал Митин. Он признается, что такие отъявленные халявщики ему не нравятся и его кафе предпочитает иметь дело с более благодарной публикой.

«Работаем в кафе мы вдвоем: я и моя девушка», — объясняет Митин. Посетители обслуживают себя сами — есть кухонный уголок, где они могут заварить себе чай, даже приготовить кашу на плите, чем они охотно пользуются. Зачастую клиенты сами следят за порядком, делают замечания, если кто-то расшумится — чтобы не мешать соседям. Убираются в кафе сами владельцы либо посетители — «обычно те, кто оставляет мало денег и им бывает неловко», объясняет Митин.

Собранных в чемодане средств хватает на оплату аренды помещения (60 000 руб. в месяц), закупку чая и прочие мелкие расходы. Остается владельцам на пропитание, чем они вполне пока довольствуются. Создавая кафе, Митин не ставил целью получать большие прибыли: «Лишь бы была стабильная зарплата». Тем более что быть хозяином «Дома на дереве» ему пока очень нравится.

Москва из окон

Максим Груздев, инженер-системотехник по образованию, придумал дешевый способ наблюдения за столичными пробками. Интернет-сервис «Пробки из окна» начал действовать осенью 2010 г. и пока работает в минус. Он построен по принципу социальной сети. Любой желающий может скачать с сайта Груздева ProbkiizOkna.ru необходимое ПО и установить у себя дома камеру, которая будет следить за ситуацией на дороге, видной из окна. По задумке Груздева таким образом надо разместить около 1000 камер, которые будут транслировать оперативные сведения с основных московских дорог. «Проект вырос из желания увидеть в реальности, что происходит на московских дорогах», — объясняет он. Сейчас установлено около 200 камер, и 50-60 из них бывает в онлайн-режиме. «Другие сервисы наблюдения за пробками на дорогах, например у Yandex и Google, работают по навигационному принципу, и у них нет оперативной картинки дорожного движения, — объясняет Груздев. — Если мне надо на Кутузовский, я вижу только желтую или красную полосу, и эти данные часто не соответствуют действительности».

Раньше предприниматель работал в компании, которая разрабатывала видеодетектор для транспорта: такие приборы размещают вдоль дорог, чтобы оперативно следить за движением. Однако цена установки такого прибора составляла около 100 000 руб., замечает Груздев. Для «Пробок из окна» одна точка видеонаблюдения обходится в 500 руб. (цена одной веб-камеры). Затрат на установку никаких — пользователи сами забирают и устанавливают камеры.

В проект уже вложено около 3 млн руб., потраченных в основном на разработку сервиса: большую их часть выделил фонд Бортника в 2009 г. Фонд поддерживает малый бизнес, занимающийся наукоемкими разработками.

«Это скорее хобби, чем бизнес», — признается Груздев. Основным источником дохода для Груздева остается работа по контракту: он руководит группой разработчиков, которая пишет на заказ ПО для систем видеонаблюдения. Но надежды сделать «Пробки из окна» прибыльными он не теряет: «У нас нет четких соображений по поводу монетизации: возможно, выстрелит какая-то другая тема, например связанная с безопасностью города, и тогда на базе сети можно сделать закрытый платный сервис по подписке».

Только 10% предпринимателей зарабатывают больше, чем служащие по найму. Более того, типичный предприниматель зарабатывает меньше, чем он получал бы, если бы работал на кого-то другого, утверждает Скот Шейн, профессор в области изучения предпринимательства и автор книги «Иллюзии предпринимательства: дорогостоящие мифы, по которым живут предприниматели, инвесторы и высшие руководители».

Девушки в мини

Не стало серьезным источником дохода для создательниц и агентство необычных путешествий «Мини-Питер». Компании два года. Основали ее Елена Маслова и Татьяна Чуприна — подруги, бывшие однокурсницы, выпускницы Петербургского политехнического университета. Началось все с того, что у девушек появились автомобили Mini Сooper и они решили показывать город приезжим с необычной стороны. «Чтобы почувствовать город, мало увидеть Зимний дворец и памятник Чижику-пыжику на Фонтанке», — считает Маслова. Так родилась идея устраивать оригинальные туры выходного дня: девушки возят туристов по Петербургу на Mini Сooper, устраивают на ночевку в мини-отелях. «Мы разработали несколько экскурсионных программ: по питерским крышам, по местам Раскольникова, по ночным клубам или необычным музеям, по городским катакомбам», — рассказывает Маслова.

Тур на выходные для двоих стоит 15 000 руб., однако из этих денег около 4000 руб. уходит на оплату проживания, еще часть денег — на бензин. В высокий сезон, который длится с апреля по октябрь, у «Мини-Питера» бывает по нескольку заказов в каждые выходные. Поэтому предпринимательницы подключили к делу единомышленников, у которых есть Mini Сooper. У агентства три штатных экскурсовода. Пока это скорее дело для души, реализация мечты, признает Маслова. Но она надеется, что со временем «Мини-Питер» будет приносить не только удовлетворение от работы.

Елена Горелова

Фото: М. Стулов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости