По заказу Минэкономразвития в конце 2010 года был проведён анализ мер по развитию конкуренции в разных регионах России, на основании чего составлен обзор лучшей практики. Мы предлагаем краткое изложение наиболее интересных мер, которые могут внедряться и в Бурятии.
Исследование проводилось Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в шести сферах, которые, по мнению экспертов, наиболее доступны для воздействия мерами регионального уровня, безизменения федеральных нормативных актов. Это здравоохранение, образование, ЖКХ, рынок пассажирских автоперевозок, потребительский рынок и общесистемные меры, направленные на стимулирование предпринимательской активности. Тему конкуренции в сфере здравоохранения мы осветим отдельно в ближайшем номере, поскольку количество и качество инструментов в этой отрасли требует отдельного описания. Сегодня – о мерах, принимаемых регионами в 4 отраслях.
Рынок образования
Вывод непрофильных функций образовательных учреждений на аутсорсинг. Практика аутсорсинга используется в 40 общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия, где заключены договоры с частными предприятиями на поставку определенных групп продуктов питания для нужд школьных столовых. Столовые переданы предпринимателям в безвозмездное пользование, повара и кухонные работники являются штатными работниками организаций общепита. Охват рынка составил 83% от общей численности школьников.
Бюджетные компенсации за отказ от использования услуги. В Пермском крае выплачиваются пособия на детей от полутора до пяти лет, в размере от 600 до 5500 рублей ежемесячно (в зависимостиот района проживания и возраста ребенка). Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, вместо пособияполучают место в детском саду, без родительской платы. Ежегодно 100-150 детей из очереди передаются в частные детские сады (отбор поконкурсу).
Результат: около 1,3 млн. руб. пособий получили около 26 тыс. семей. Очередь в ДОУ сократилась на 91%. В 2010 году пособия получали более 36 тысяч семей из 36 территорий края.
Выплаты сократили очередь, снизили социальную напряженность. Родители стали искать возможность водить детей на развивающие занятия, консультации специалистов. Это стимулировало развитие рынка дополнительных образовательных и развивающих услуг для дошкольников.
Инструмент не решает системную проблему дефицита мест. Происходит отвлечение средств от строительства и реконструкции детских садов. Есть риски нецелевого использования средств.
Аналогичная программа с 2006 года реализуется в г. Арзамас (Нижегородская область). Родителям выдается социальный ваучер, потратить который можно на услуги только аккредитованных домашних детских садов и нянь. В отличие от Перми, деньги не выдаются, если с ребенком занимаются сами родители.
Опыт Пермского края перенимается многими регионами. В частности, о таких намерениях заявляли власти Москвы, Белгородской, Свердловской областей, а также Татарстана и Башкортостана.
Рынок пассажирских перевозок
Субсидирование транспортного обслуживания населения на маршрутах внутримуниципального сообщения. В Тверской области субсидирование транспортного обслуживания (социальных маршрутов) осуществляется совместно регионом (75%) и муниципалитетом (25%), доля региона будет снижаться. В Красноярском крае предоставление субсидий осуществляется Агентством транспорта, за счет средств краевого бюджета. Получателями субсидий выступают предприятия, заключившие договора с агентством на осуществление перевозок.
Конкурсное привлечение частных компаний для выполнения муниципального задания по транспортному обслуживанию населения. Конкурсный механизм в Тверской области позволил обеспечить доступ к государственному заказу на транспортные услуги новых перевозчиков, в т.ч. из других районов и областей. Муниципальный район определяет перечень маршрутов и периодичность движения автобусов.
Риски:
1. несвоевременности заключения ежегодных контактов из-за неутвержденных местных бюджетов,
2. отказаперевозчиков от участия в аукционах,
3. административных ограничений в доступе к участию в конкурсе.
Ошибки:
муниципальный контракт заключается на срок меньше года. При этом даже одного года мало для горизонта планирования и закупки новой техники по лизинговой схеме.
Рынок жилищно-коммунальных услуг
Привлечение к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций.
Проблема:
муниципалитетам не хватает ни финансовых, ни кадровых ресурсов, чтобы привлечь инвестиции в модернизацию инфраструктуры, наладить эффективное управление объектами собственности.
Решение:
в Республике Чувашия при общей стоимости имущества организаций коммунального комплекса 2,8 млрд. рублей передано имущества (электросетевоеи тепловое хозяйство) вуправление, аренду, концессию частным организациям на 2 млрд. рублей, в том числе хозяйственным обществам с долей государства или муниципалитета не более 25% – 1,83 млрд. рублей.
Риски:
1. выбора контрагента – его квалификации, финансовых возможностей и т.д.
2. коррупции при определении условий передачи имущества.
Рынок продовольственных товаров
На рынке продовольственных товаров были проанализированы следующие мероприятия, способствующие росту конкуренции:
Имущественная поддержка снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов.
Проблема:
правила игры на рынке продовольствия формируются крупными компаниями. В то же время большой объем продукции производят личные подсобные хозяйства и малые компании, чья продукция непопадает на рынок из-за отсутствия инфраструктуры. В то же время, во многих сельских населенных пунктах зачастую торговля представлена одним магазином с ограниченным ассортиментом товара.
Решение:
на территории Калужской области действует более 54 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, обеспечивающих закупки и переработку продукции у населения и небольших хозяйств. 17 из них в 2006–2010 годах предоставлена государственная поддержка в виде передачи в безвозмездное пользование специализированного автотранспорта и технологического оборудования для организации закупок и первичной переработки сельхозпродукции.
Ежегодно проводится более 40 крупных ярмарок для производителей сельхозпродукции. Кооперативы, получившие поддержку, 60% молока закупают у населения, что позволяет жителям села сохранять поголовье скота. Мини-цеха по убою скота и переработке мяса обслуживают по 3-4 района. Оборудование позволило получателям на 40% увеличить производство мясных полуфабрикатов.
Риски подобных мер связаны с тем, что предоставление существенных и регулярных преференций может привести к созданию неравных условий конкуренции с предпринимателями, не получающими поддержки.
Субсидирование снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов.
В Омской области вводятся лизинговые программы модернизации и создания перерабатывающих производств в муниципальных районах.
Обзор лучшей практики применения мер по развитию конкуренции на региональном уровне подготовлен в 2010 г. Автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (www.nisse.ru) по заказу Министерства экономического развития.
Подготовила Ирина Вершинина
Фото Александра Подшивалова