Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Взяточников завалят штрафами. Интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА"

Вступает в силу еще один антикоррупционный закон

Закон о кратных штрафах за взятки прошел все инстанции и вступает в силу. К этому моменту обсуждение его в СМИ и обществе уже выдохлось, в значительной мере потому, что в результативность принятого закона мало кто верит. Пакет антикоррупционных законов, предложенных президентом, не законом о штрафах открывался и не им будет завершен. И по тому, как работают (и как не работают) принятые ранее законы, общество судит о возможностях последней законодательной новации.

Что же обещает нам новый закон? Наказание за взяточничество в виде штрафов, которое может достигать 100 крат от суммы самой взятки. При этом штрафы могут применяться не только как дополнительная мера наказания к лишению свободы (это привычно для нас, учитывая опыт СССР), но и как мера альтернативная. То есть штрафовать будут, а сажать при этом – не обязательно. Наконец, предусмотрена дифференциация наказания в зависимости от размера поборов. Законом устанавливается классификация видов взяток: минимальная – до 25 тыс. руб., в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб., в крупном размере – от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб., и в особо крупном размере – свыше 1 млн. руб.

За получение минимальной взятки предусматривается штраф в размере от 12-кратной до 50-кратной ее суммы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

В законе оговаривается новый состав преступления – посредничество во взяточничестве

Получение взятки в особо крупном размере должно караться штрафом в размере от 80-кратной до 100-кратной ее суммы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до 15 лет и штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. При этом штраф за совершение преступлений в сфере взяточничества не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.

Учитывая, что особо крупные взятки берутся особо крупными чиновниками не в российской валюте и составляют порою десятки миллионов долларов или евро, 500 миллионов рублей штрафа могут не остановить коррупционеров. Правда, очень редко приходится слышать о привлечении к ответственности чиновников такого ранга.

В законе оговаривается также новый состав преступления – посредничество во взяточничестве, под которым понимается "непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки". Причем, наказание будет наступать даже за обещание или предложение такого посредничества в виде штрафа до 500 млн. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Еще на стадии представления законопроект вызвал серьезную дискуссию. Так, глава правового управления Кремля Лариса Брычева, вынося в январе на публичное обсуждение часть норм законопроекта, уверяла, что кратные штрафы являются более простым и более эффективным механизмом наказания, чем конфискация нажитого коррупционным путем имущества. По ее словам, "задача – подорвать экономическую основу совершения преступления, чтобы не было мотивации брать взятки". "Целью уголовных репрессий, – пояснила она, – является главным образом лишение свободы, при этом полученные незаконным путем деньги далеко не всегда отбирали и не особенно разыскивали. Такая ситуация не очень пугает коррупционеров и вряд ли позволяет достичь реальных целей".

Председатель партии "Справедливая Россия" Николай Левичев, в целом поддерживая законопроект, отмечал, что "кратные штрафы стали бы действенной мерой в государстве с по-настоящему независимой и неподкупной судебной системой, которой у нас пока нет", и предлагал запретить применение условных сроков наказания для осужденных по коррупционным статьям.

Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев, как и Брычева, уверен, что штрафы – более эффективный механизм, чем конфискация: механизм конфискации требует времени на доказательства, а "коррупционер при этом сохраняет главное оружие – деньги – и может начать откупаться". В итоге конфискация применялась за все время только по 0,8 % уголовных дел.

Наряду с этим, высказывались мнения о том, что в ряде статей многое оставлено на усмотрение суда, в том числе по тем нормам, которые устанавливают весьма существенную вилку штрафов, и есть опасение, что это приведет к росту коррупции в судейской системе.

И вот закон стал реальностью. Скоро мы сможем воочию убедиться, каковы окажутся результаты его применения.

Пока же сам президент России весьма критически оценивает ситуацию: "Коррупция остаётся фактором, который влияет на общую экономическую ситуацию. Хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику. Результат очевиден: деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как нам бы хотелось. Этому доверяют не так много предпринимателей".

Еще на стадии представления законопроект вызвал серьезную дискуссию

Между прочим, по данным судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году за коррупцию было осуждено 1817 человек, 336 из которых получили реальные сроки лишения свободы. Из 10 чиновников, осужденных за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, реальный срок получили 3 человека, а 7 наказаны условно. 205 человек были осуждены за получение взяток при особо отягчающих обстоятельствах. 155 из них приговорены к лишению свободы.

Можно, конечно, задать вопрос: много это или мало? Но вот экспертное мнение человека, занимающегося проблемой коррупции, которое заставляет вообще по-иному посмотреть на проблему.

"Наша коррупция – это не то, что публикуют в своих сводках правоохранительные органы: сколько они провели проверок и сколько возбудили дел, сколько дел дошло до суда, и сколько обвинительных приговоров было вынесено, – считает руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов. – Коррупция – это то, что остается за пределами таких отчетов. Это то, что позволяет распределять бюджетные средства, хоть и по закону, но "нецелевым" образом. Это то, что позволяет чиновникам злоупотреблять легальным положением, что обеспечивает и поддерживает такие сделки. То, что незаконно – это просто воровство, злоупотребление и так далее. Коррупция позволяет украсть и злоупотребить, оставаясь формально чистым перед законом. Это – управленческая структура, позволяющая безнаказанно и с минимальными рисками заниматься распределением очень больших государственных средств в интересах узкой группы лиц".

Как повлияет новый закон на такую коррупцию – большой вопрос. Во всяком случае, Медведев уже сделал следующий шаг: предложил обнародовать все случаи, когда чиновники просят руководителей судов взять под контроль рассмотрение того или иного дела.

Может быть, именно так – шаг за шагом, преодолевая отчаянное сопротивление заинтересованных лиц, мы построим когда-нибудь свободное от тотальной коррупции государство.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости