Оценивать нормативные акты на предмет их влияния на экономику оказалось полезно. Менее чем за год работы департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития проанализировал около 120 документов и на половину из них наложил свое вето. Это капля в море — скептически отреагировали представители бизнеса.
Сегодня Минэкономразвития отчитается перед правительством по внедрению механизма оценки регулирующего воздействия. Практика оценки нормативных актов на бизнес-среду в Европе распространена с 1970-х годов, в России к ней стали прибегать с прошлого года. «Главное достижение — департамент сломал стереотип бизнеса, который наталкивается на административные барьеры, что его никто не услышит, — рассказал источник в аппарате правительства. — Диалог с «большой четверкой» — ТПП, РСПП, «Деловой Россией» и «ОПОРА России» — налажен».
Пока департамент исследует на тему избыточности только новые нормативные акты. С августа сделано порядка 120 заключений, половина из них отрицательные. «Те, на которых было поставлено вето департамента, так и не были приняты правительством», — подсчитал сотрудник аппарата Белого дома.
«Например, было подсчитано, что действующая система несет рисков на 8 млрд руб., а цена администрирования новой — 42 млрд руб. Причем не очевидно, что вопрос с контролем будет решен», — рассказали в аппарате правительства. Пока порядка 10% заключений связано именно с количественными расчетами, пояснили в департаменте.
В качестве одного из примеров собеседник РБК daily привел попытку ввести единую форму образца паспорта контрольно-кассовой техники (на данный момент законодательство документ не описывает). Из документа следовало, что паспорт обязателен не только для новой техники, но и для старой. Бизнесу это стало бы в 1,5 млрд руб. Нормативный акт был завернут департаментом. На данный момент в департаменте лежит еще одна отрицательная виза на нормативный акт, регулирующий обязательное страхование бизнеса.
Бизнес давно выступал за то, чтобы мнение бизнес-ассоциаций учитывалось при подготовке нормативных актов, говорит заместитель исполнительного директора «ОПОРА России» Андрей Шубин. «Мы видим, что наше мнение учитывается, по некоторым нашим заключениям законопроекты были отменены. Сейчас мы выходим на тот уровень, когда с нами согласовывают итоговый вариант заключений», — говорит он.
«По крайней мере этот департамент склонен прислушиваться к тому, что говорит бизнес, и учитывать нашу позицию, внося изменения в документ или готовя соответствующие предложения в правительство», — согласен вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Но у действующей системы есть много недостатков, сходятся во мнении бизнесмены. «Было бы разумно распространить оценку регулирующего воздействия не только на органы исполнительной власти, но и на депутатов, на налоговый контроль, на региональный уровень», — говорит г-н Шубин. Бизнесу не хватает времени на подготовку заключения: за семь дней сложно собрать всех экспертов, жалуется замруководителя исполнительного комитета «Деловой России» Лола Кабилова. Механизм заработает только тогда, когда предприниматели начнут подключать к нему на более ранней стадии законотворческого процесса, считает она.
Другая проблема — отсутствие политической ответственности у чиновников. «Мы можем собрать отрицательные отзывы, но если министр силен, то ему наплевать на них», — говорит г-жа Кабилова. Так, например, произошло с законом об охране здоровья граждан, на который «Деловая Россия» дала отрицательный отзыв. Единственный выход, который может сделать этот механизм более действенным, — подключить предпринимательские организации не в качестве советчиков и поставщиков экспертного мнения, а поставить их в уровень с министерствами, дать право отлагательного вето, считают в «Деловой России».
Сегодня премьеру предложат отдавать на экспертизу уже принятые ведомственные акты. План из 15 документов составлен по предложению бизнеса. Предприниматели указывали на документы, связанные с наиболее избыточными административными барьерами. А чиновники из департамента подготовили премьеру справку, сколько стоит исполнение процедур.
Кроме того, премьер Владимир Путин увидит план развития департамента. «Есть ряд неохваченных департаментом сфер, которые бизнес упоминает», — говорят в Минэкономразвития. Образно говоря, темных пятен так много, что очевиднее белые пятна — те сферы деятельности, которые департамент отслеживает. Это нормативные акты, связанные с обязательными требованиями к продукции, товарам и услугам, организации контроля и надзора, оценки соответствия и безопасности производства, обязательного страхования ответственности. На повестке дня — таможенное и налоговое администрирование.
«Резкое распространение сфер ответственности приведет к тому, что ресурсов у департамента будет недостаточно и не будет работать ничего, — отмечают в аппарате правительства. — Все должно быть постепенно». Сейчас оценка регулирующего воздействия принимается относительно небольшого круга тем, потому что объективно Минэкономразвития не может справиться со всеми направлениями, соглашается заместитель директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.
Упростить работу органа можно было бы за счет передачи оценки в ответственные ведомства. «За рубежом оценку регулирующего воздействия проводит не специальный орган, а те регуляторы, органы власти, которые вносят в правительство проекты нормативно-правовых актов», — рассказывает г-н Смирнов. Пока департамент работает над разработкой методики, которую можно было бы применять в России. «Как только появится лучший вариант, он будет транслирован регуляторам», — объясняет он.
Анна Резникова, Инга Воробьева