Вчера в Москве на набережной Тараса Шевченко митинговали предприниматели. По оценкам организаторов акции, там собралось около 3 тыс. представителей малого и среднего бизнеса из более чем 30 регионов страны. Все они требуют, чтобы власти срочно, не позднее 1 июля, уменьшили размер страховых взносов работодателей с фонда оплаты труда до 14%. Срок, когда правительство должно представить президенту предложения о снижении этих взносов с нынешних 34%, истекает уже 1 июня. Однако когда это произойдет, в каких размерах и кого эта мера затронет, до конца не ясно до сих пор. Между тем за пять неполных месяцев действия новой страховой шкалы теневой сектор в нашей экономике успел обрести угрожающие масштабы.
По оценкам предпринимательских объединений, около 40% работодателей вновь выплачивают зарплату в конвертах. Аудиторы полагают, что доля таких компаний может составлять 50%.
Подсчитать точно, сколько представителей малого и среднего бизнеса собралось вчера в столице на набережной Тараса Шевченко, было практически невозможно. Понятно было, что в этой толпе несколько тысяч человек. «Неподъемная ноша», «удавка», «смертный приговор», «изощренная пытка» – это самые мягкие выражения, которыми участники митинга характеризовали между собой размеры страховых взносов, которые они, как работодатели, платят сегодня государству. Собравшиеся держали в руках плакаты и растяжки «Хватит кошмарить бизнес!», «Конкретные дела лучше громких слов – 14% с 1 июля!», «34% – приговор малому бизнесу!», «14% – ставка на жизнь». Практически каждое выступление заканчивалось массовым скандированием: «Требуем 14%».
Сергей Борисов, президент «ОПОРы России», организовавшей митинг, выступая на акции, с одной стороны, безусловно, поддерживал требования собравшихся, с другой – старался соблюдать политкорректность. Он, в частности, отметил, что при таких ставках увеличить долю малого бизнеса в экономике «чрезвычайно сложно». А в завершение пожелал предпринимателям терпения, успехов и веры в свое дело. Бизнесмены, похоже, настроены более решительно. Они пообещали устраивать подобные митинги и акции протеста до тех пор, пока их требования не будут услышаны.
Вчерашний митинг – это продолжение всероссийской акции протеста, которая проходила в последние дни. Митинги состоялись в Омске, Нижнем Новгороде, Твери, Сыктывкаре, других городах. И далеко не всегда их участники сдерживали себя рамками политкорректности. Например, уральские предприниматели в ходе своей акции даже отправили бандероль с «последними» трусами министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой, которой, как считается, первой пришла в голову идея повысить страховые взносы.
Надейся и жди
Накануне столичной акции помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что Дмитрий Медведев проведет совещание по вопросу снижения ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды в ближайшее время. Глава государства, напомним, поручил правительству подготовить соответствующие предложения, которые должны быть реализованы с 2012 года. Так что, о 1 июля предприниматели мечтают, видимо, зря.
По поводу масштабов снижения ясности существует еще меньше. В понедельник на встрече с вице-премьером министром финансов Алексеем Кудриным президент заявил, что общее снижение ставки должно быть до пределов, сопоставимых с теми, которые были на момент изменений, то есть на 1 января этого года. И распространяться оно должно на всех, а не на отдельных плательщиков. Однако «сопоставимо» еще означает «такое же», так что и требуемые бизнесом 14% – это еще далеко не факт.
Как только Дмитрий Медведев заявил о необходимости снизить неподъемные для бизнеса ставки, начались разговоры о том, откуда взять деньги, чтобы заткнуть дыру в пенсионной системе, которая, по версии властей, и толкнула правительство на повышение взносов. Одни намекали, что нагрузка с бизнеса будет переложена на потребителей. Другие вновь заговорили о необходимости повышения пенсионного возраста. Третьи стали искать, какие налоги можно было бы еще поднять. Однако буквально вчера Аркадий Дворкович заявил, что дополнительные поступления, полученные российским бюджетом в этом году благодаря благоприятной конъюнктуре на сырьевых рынках, позволят компенсировать выпадающие доходы от снижения ставки как минимум в 2012 году.
Однако решенным этот вопрос считать нельзя. Недаром г-н Дворкович заметил, что «нужно рассматривать всю систему налогообложения в целом и думать об изменениях во всей системе, чтобы найти нужный баланс». Да планы правительства направить дополнительные доходы на сокращение бюджетного дефицита и пополнение суверенных фондов никто не отменял.
Умные из тени и не выходили
Вместе с тем откладывать эту проблему до будущего года становится все опаснее. В самом начале года эксперты подсчитали, что из-за новых ставок бизнес потеряет 900 млрд. руб. Сегодня становится ясно, что государство может потерять еще больше. Ежемесячно «Деловая Россия» проводит мониторинг деловой активности в обрабатывающей промышленности России. Конечно, это далеко не весь бизнес, однако представления о ситуации в экономике в целом получить можно. Как рассказал «НИ» управляющий директор организации Николай Остарков, в апреле 2011 года индекс деловой активности ушел в отрицательную зону и составил минус 4,2%. Это соответствует значению кризисного декабря 2009 года, «тогда как в 2010 году, напротив, была позитивная динамика», отметил эксперт. «Компании начали выходить из кризиса, все стало налаживаться, а затем мы вновь откатились назад», – констатирует он, напрямую связывая такую динамику с действующими страховыми ставками.
По словам исполнительного директора московского отделения «ОПОРы России» Алексея Даутова, проблема увеличения ставок затронула 90% предпринимателей. «И все они предприняли те или иные действия по снижению налоговой нагрузки, – рассказал «НИ» эксперт. – В конце осени прошлого года, когда стало ясно, что повышения ставки не избежать, мы провели неформальный «круглый стол» на эту тему. Один предприниматель встал и сказал, что, мол, умные люди уже начали уходить в «серые» схемы. На это ему ответил другой бизнесмен: «Умные люди из них и не выходили».
«Письмецо» в конверте
«На данный момент порядка 20% компаний, работающих в малом бизнесе, провели сокращения, – рассказал «НИ» эксперт по молодежному предпринимательству Николай Диваков – У всех это происходит по-разному, ведь в малом бизнесе в одной компании может работать три человека, в другой – 50. Тем не менее в среднем одна компания увольняет 30% сотрудников». Однако во многих фирмах прощание с сотрудниками происходить лишь формально – их выводят за штат, но они продолжают работать, а зарплату получают в конвертах. Как рассказал «НИ» эксперт департамента оценки аудиторской компании Петр Клюев, довольно серьезный рост «теневых» зарплат происходит последние три года, но повышение страховых взносов дополнительно подстегнуло этот процесс. «Главным катализатором, конечно, послужил кризис, но потом сказалось и повышение страховых взносов, – пояснил «НИ» аналитик. – По приблизительным подсчетам, серую зарплату получают сегодня до 40–50% от общего числа работающих в нашей стране».
У Николая Остаркова на этот счет своя статистика. Согласно исследованиям «ОПОРы России», в декабре 2010 года зарплату в конвертах выплачивали 21% предпринимателей. «По состоянию на март 2011 года эта цифра выросла вдвое и составила 41%», – рассказал эксперт. При этом он отметил, что на самом деле цифра может быть и выше, поскольку не каждый предприниматель готов об этом рассказать. Работники, надо заметить, относятся к этому с пониманием – раз государство загоняет в тупик, игра по правилам отменяется. По данным социологов, даже в Москве, где ситуация не так критична, а налоговики лютуют больше, чем во многих регионах, 46% опрошенных не отказываются от работы, за которую им платят в обход закона.
Государство – это не я
Как отмечают эксперты, все это приводит к тому, что бюджет недополучает в виде налогов огромные суммы. Сколько конкретно, сказать пока сложно, но его потери, по оценкам, сопоставимы с предпринимательскими. Но главный ущерб, по мнению аналитиков и бизнесменов, не материальный, а репутационный. Предприниматели уже привыкли платить чиновникам так называемые коррупционные сборы. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), на взятки в том или ином виде тратятся 49,3% малых предприятий. Но поборы бизнес (по крайней мере значительная его часть) связывал с личностью конкретного чиновника, местных властей. Центр упрекали в худшем случае в том, что он не может навести порядок: они говорят, как надо, а их не слушают. Нынешний же массовый предпринимательский протест направлен именно в сторону федеральных властей.
«Понимаете, для нормального развития бизнеса очень важно его доверие государству, – объясняет Алексей Даутов. – Предприниматели только-только начали доверять властям, а тут вдруг такая «подстава», которая это доверие очень сильно подорвала. Люди в очередной раз убедились, что верить властям нельзя, надеяться можно только на себя. При этом что-то я не слышу бравых рапортов от государства, что ему удалось благодаря повышению взносов в два раза увеличить собираемость налогов. Видимо, похвастаться тут нечем».
Евгения Зубченко
Фото: Екатерина Варюхичева