РЕФОРМА Новая Концепция госуправления на 2011-2013 годы
По мнению минэкономразвития, сегодня необходимо принять новый программный документ, определяющий основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочную перспективу. Несмотря на многолетние реформирования госуправления, по данным минэкономразвития, потери граждан при ожидании в очередях только по 5 массовым государственным услугам в денежном выражении ежегодно составляют около 1,9 млрд рублей, а потери ВВП - около 2,6 млрд рублей. Получение государственных услуг для бизнеса предполагает в среднем 7 обращений в различные федеральные органы исполнительной власти и организации (в сфере строительства - 21 обращение). При получении отдельных услуг факты выплаты неформальных платежей доходят до 78 % .
Изменить ситуацию планируется с помощью Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы, которая будет подписана главой правительства в ближайшее время. Что это за документ и как государство будет совершенствовать качество своих услуг, "РБГ" рассказал директор департамента госрегулирования в экономике Мин экономразвития России Савва Шипов.
- В чем принципиальное отличие нового документа от Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах?
- Концепция является логическим продолжением того курса, который был задан в самом начале. Процесс реформирования не может быть быстрым, и мы не можем менять принципиальный подход к этой работе, метаться из стороны в сторону, тогда мы просто никогда не дойдем до конца. Но, конечно, каждая концепция разрабатывается исходя из опыта реализации предыдущих шагов, с учетом предыдущих ошибок и новых модификаций процесса.
За последнее десятилетие совершенствование государственного управления велось по разным направлениям: разграничение полномочий, реформа государственной службы, электронное правительство, повышение эффективности бюджетных расходов. Как показал опыт, все эти направления стали самостоятельными реформами и имеют свои программные документы. Основными целями предлагаемой концепции является снижение административных барьеров, а также повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку именно эти направления работы позволяют решать общесистемные проблемы взаимодействия граждан и организаций с государственными структурами.
Мы стремимся выстроить взаимоотношение власти и общества по принципу максимальной эффективности, сделать так, чтобы государственные услуги были не барьерами или формальностями "для галочки", нагружающими бизнес дополнительными временными и материальными затратами, а четко структурированной системой. Чтобы обращение в госорганы было не головной болью для граждан, а доступным и качественным способом взаимодействия с государством. Наши действия в 2011-2013 годах по-прежнему будут направлены на систематизацию и регламентацию госуслуг, создание многофункциональных центров и упрощение процедур в каждой сфере отдельно. Но теперь мы имеем возможность более плотно подойти к вопросам практического применения, к тому, как именно будут внедряться наши законотворческие решения. Одна из главных задач концепции - развитие механизмов обратной связи с бизнесом и гражданами.
- Что именно включает в себя документ?
- Помимо общих положений, касающихся результатов предыдущей работы и взаимосвязи с иными направлениями совершенствования госуправления, документ включает в себя конкретные меры, которые будут приниматься для снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг как для бизнеса, так и для граждан, например, в области лицензирования, аккредитации, государственного контроля и надзора, оценки регулирующего воздействия и т.д. Как будет совершенствоваться законодательство в отдельных отраслях экономики, как планируется развивать использование информационно-коммуникационных технологий в сфере предоставления госуслуг, а также описание показателей достижения целей, обозначенных в документе.
- Как на практике будут реализовываться ее положения?
- Каждое направление, каждая сфера, затрагиваемая реформой, подразумевает цепочку: регулирование - реализация - мониторинг. Когда от принятия нормативно-правового акта и методического сопровождения правоприменения мы переходим к регулярным замерам эффективности. Поэтому новая концепция включает в себя активное развитие механизмов общественного участия (публичные консультации при оценке регулирующего воздействия; получение обратной связи от бизнеса и граждан и др.). Замеры будут осуществляться через различные мониторинги уровня повышения качества госуслуг, уже внедренные в постоянную практику минэкономразвития.
- Будет ли государство выделять деньги, как это было при административной реформе, на стимулирование выполнения региональными и федеральными органами власти задач новой концепции? Как будет финансироваться реформа?
- Основное финансирование мероприятий концепции будет производиться за счет средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального, муниципального). А дополнительное финансирование - за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в рамках административной реформы и распределяемых на конкурсной основе.
"РБГ" попросила экспертов изучить новый документ и высказать свое мнение о его пользе и возможности изменения ситуации с госуслугами. Мнения разошлись.
"Предложения минэкономразвития, озвученные в концепции, являются, с моей точки зрения, чистой воды популизмом с элементами очковтирательства, - считает Владимир Рябинников, генеральный директор компании "Рябинников и Партнеры". - Вместо того чтобы упорядочить работу ответственных ведомств и наладить контроль по исполнению действующего законодательства, ведомство, прикрываясь ограничением своей компетенции, предлагает, как, например, в последнем абзаце п. 4.7.3, менять законодательство, легализуя откровенно неправомерные действия отдельных чиновников. Т.е. вместо жесткой реакции со стороны прокуратуры по действующему законодательству мы будем каждый раз переписывать законы".
По мнению эксперта, пока минэкономразвития будет подготавливать свои концепции в таком духе, мы обречены читать в документах упомянутого ведомства жизнеутверждающие отчеты, как в первом абзаце п. 5.2. концепции, что "серьезным достижением в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в 2009 году с оговоркой, что "на практике положения актов, регламентирующих размещение информации, выполнены не в полной мере".
Противоположной точки зрения придерживаются аналитики Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), отмечая, что исследования, проводимые институтом, показали, что на федеральном и региональном уровне есть масса проблем, которые надо решать. Например, высокая стоимость аккредитации за счет навязывания государственных посредников. "Стоимость такого навязанного договора составляет 50-150 тыс. рублей, что, по мнению респондентов, сильно завышено самими экспертными организациями, - рассказал Владимир Буев, вице-президент НИСИПП. - Принятие концепции необходимо. Все понимают, что от того, удастся ли разгрести завалы из "административных барьеров" на пути бизнеса, будет зависеть появление реального платежеспособного спроса на модернизацию и инновации в экономике".
Концепция на 2011-2013 годы должна охватить весь государственный сектор со всеми его компонентами - с государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами, уточняет Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". При этом все эти сферы будут охвачены по принципу "всё и сразу", без разделения на отдельные частные реформы, что позволит проводить реформирование в комплексе и более согласованно. "Такие реформы, безусловно, должны повлиять на российскую экономику, - говорит эксперт. - Для реализации концепции разработано и утверждено множество регламентов для государственных служащих. Интересно отметить, что концепция содержит ряд показателей, по которым бизнес и граждане смогут контролировать успешность реформирования. Предпринимателям, на мой взгляд, могут быть интересны конкретные результаты административной реформы".