Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сначала подумай о малом. «Эксперт-Казахстан»

Поддержка МСБ в развитых странах — это не только финансы, но также развитие менеджмента, стимулирование инноваций и работы на экспорт, снижение административных барьеров

В практике развитых стран для поддержки предпринимательства часто выделяется специальная организация или ведомство, которое занимается всем кругом проблем этого сектора. Как отмечает президент Российского национального института системных исследований проблем предпринимательства Александр Чепуренко, это сугубо технический вопрос, решаемый в зависимости от особенностей системы госуправления и господствующего менталитета. Там, где считают, что без создания специального департамента ничего сделать невозможно, т.е. в бюрократизированных обществах, их иногда создают. Хотя чаще с данной целевой группой работают специально создаваемые институты развития, обладающие ресурсами и владеющие технологиями сопровождения развития среднего предпринимательства.

В Европе и США сектор МСБ дает основное количество рабочих мест в нефинансовом секторе и часто значительную часть добавочной стоимости. Именно на этот сектор возлагают большие надежды, поскольку этот бизнес гибок, может осваивать новые рынки, продукты, инновации и его потенциал еще не реализован.

«В национальных законодательствах и статистике большинства стран выделяют именно «малые и средние предприятия» — отмечает Александр Чепуренко, — но программы поддержки, особенно в части развития субконтрактации, поддержки экспорта, и ряд других, по сути, адресованы именно среднему бизнесу, поскольку он может быть наиболее эффективен при установлении производственно-технологической кооперации с крупными предприятиями и при продвижении своей продукции на внешние рынки».

Страна предпринимателей

В Европе централизованным органом развития сектора SME (Small and medium-sized enterprises) является Европейская комиссия, для которой это одна из основных задач. SME здесь делят на три группы: микро (численность персонала не более 10 человек, оборот не более 2 млн евро), малый бизнес (50 человек, 10 млн евро) и средний бизнес (250 человек, 50 млн евро). В нефинансовом секторе SME сосредоточено более 67% занятых в Европейском союзе.

Принципы работы с SME общие для всех стран членов Европейского союза. Еврокомиссия регулярно представляет удачный опыт в области реализации того или иного принципа. Например, многие государства ЕС ввели программы повышения предпринимательских навыков у молодых людей, чтобы те знали, как начинать бизнес. В школах либо читаются лекции о предпринимательстве, либо в учебные программы университетов интегрируется специальный предмет, либо создаются дополнительные информационные проекты в этой сфере. В Дании, Нидерландах, Швеции и Великобритании предпринимательское образование возведено в ранг национальной стратегии, которая последовательно реализуется из года в год.

В Австрии была введена программа «правопреемственного обмена», которая помогает предпринимателям, которые намереваются продать или передать в управление свои фирмы. Им оказывают услуги по поддержке, организовали электронную платформу, чтобы сводить продавцов и покупателей.

В период кризиса стали востребованы меры «Второго шанса». Например, Бельгия приняла закон, направленный на непрерывность работы предприятий. Если компания столкнулась со сложной финансовой ситуацией и ей может грозить банкротство, закон должен позволить безостановочно продолжать деятельность предприятия и предлагает несколько выходов из ситуации, среди которых внесудебная и судебная реорганизация (реструктуризация долгов). Эстония также приняла закон о реорганизации, которая должна стать альтернативой банкротству для компаний в случае временных проблем платежеспособности.

Что касается третьего принципа, касающегося «Think Small First», то здесь особенно показательна голландская модель снижения административных барьеров. Меры, которые используют в Нидерландах, считаются одними их самых инновационных в мире. С 2003 года реформы позволили уменьшить административное бремя на бизнес на 25%, что эквивалентно 4 млрд евро. Среди причин успеха постановка конкретных целей (которая стала возможной благодаря конкретному измерению уровня нагрузки на бизнес), правильная координация реформ, за которую отвечало министерство финансов, создание независимого агентства ACTAL, следящего за реформами, и единство всех политических партий в вопросе снижения административного бремени на бизнес.

Большинство государств — членов ЕС для обеспечения доступа предпринимателей к финансам используют схемы гарантирования по займам или совместное микрокредитование. Например, в Великобритании предоставляются кредиты, где государство гарантирует 75% суммы займа — это позволяет выдавать кредиты тем компаниям, которые раньше не могли их получить. Таким образом, компания без кредитной истории может ее приобрести. Однако подчеркивается, что это гарантия для кредитора, а не страхование заемщика на случай дефолта.

Для инновационных компаний предоставляется финансирование для молодых компаний соответствующего профиля через стартовый или венчурный капитал, а в некоторых странах финансируются инновационные и исследовательские центры. Широкое распространение получили «Ваучеры на инновации», позволяющие компаниям приобрести консалтинговые услуги и ноу-хау.

Обычно страна имеет комплексную поддержку МСБ и выбирает из этого числа принципов те, которые для нее наиболее актуальны. Программа поддержки этого сектора в Германии, например, включает семь пунктов: инновации, навыки, развитие предпринимательства, рыночные возможности за границей, финансирование, эффективное использование сырья, энергии и материалов и уменьшение бюрократии. Поддержкой инноваций здесь весьма увлечены. В частности, специальная программа министерства экономики создает стимулы для МСБ инвестировать в R&D, способствует кооперации проектов в этой сфере, их развитию в отдельных компаниях и развитию связей между инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса. А также предлагаются ваучеры для повышения инновационных возможностей малых компаний. Инновационные ваучеры, введенные министерством, дают возможность предпринимателям получить консультации экспертов по инновациям по низким ценам, что позволяет разрабатывать системный подход при НИОКР. Другая часть общей программы констатирует, что у сектора МСБ нет будущего без предпринимателей — людей, которые рассматривают самозанятость как возможность реализовывать свои идеи. В рамках инициативы Gründerland Deutschland («Германия — страна предпринимателей») министерство экономики и бизнес-сообщество предоставляют стимулы для начинающих предпринимателей. В Германии также внимательно относятся к тому, что для МСБ сложнее наладить экспорт и инвестировать за рубеж, чем крупным игрокам.

На стороне бизнеса

В США для поддержки малого и среднего предпринимательства (здесь это все называют малым бизнесом) было создано независимое федеральное агентство Small Business Administration (SBA). В Америке бизнес считается малым, если он мал по отношению к другим компаниям своей отрасли. Поэтому критерии здесь сильно отличаются в зависимости от рода деятельности компании. Большинство добывающих и производящих компаний, чтобы считаться малым бизнесом, должны иметь менее 500 сотрудников (хотя для некоторого количества отраслей предел может быть 1500 сотрудников), для большинства непроизводящих отраслей лимит 7 млн долларов среднегодовой выручки (хотя опять же для некоторых отраслей ретейла этот предел 35,5 млн долларов).

В самом общем виде SBA стремится помогать бизнесу по всей стране через 3 «С» (как они это называют): капитал (Capital) — организация сотрудничает с примерно пятью тысячами банков для обеспечения кредитования; контракты (Contracts) — SBA гарантирует, что 23% суммы всех федеральных контрактов уйдет опекаемому бизнесу; консультации (Consulting) — 14 тысяч аффилированных с SBA экспертов готовы работать со «smallbiz».

Если смотреть более глубоко, то программы SBA достаточно обширны и призваны решать самые разные проблемы малого предпринимательства. Программы финансовой поддержки, например, включают займы (от микрокредитования до долгосрочного, а также систему гарантирования по займам), венчурное финансирование и экспортное финансирование (в частности, кредитные программы для тех, кто расширяет свои зарубежные позиции или имеет потенциал для работы на экспорт, если ему будет оказана определенная финансовая поддержка). Также была создана сеть частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies — SBIC). Эти компании находятся в частном владении и используют свой собственный капитал и привлеченные под гарантии SBA средства — сама администрация не финансирует МСБ через эту сеть. Они предоставляют облигационные, долгосрочные и прочие займы, участвуя в прибыли заемщика.

Большое внимание уделяется в программах SBA консультированию. Например, было создано Консультационное бюро руководящих работников в отставке (Service Corps of Retired Executives — SCORE). Более тринадцати тысяч добровольцев оказывают консультации предпринимателям из различных отраслей по широкому кругу вопросов. К слову, аналогичная организация есть и в Европе. ЕСДСС — Европейская сеть добровольной службы специалистов — ветераны передают практический опыт в области менеджмента и профессионального мастерства.

В США также налажено сотрудничество smallbiz с государством. Специальная программа направлена на создание среды, где участие предпринимателей в госконтрактах будет максимальным — это делается через поддержку в виде финансов, консультаций, коммуникаций, управления госзакупками и законодательной политики.

В SBA есть также отдел адвокатуры, который занимается изучением законодательных актов конгресса и работает над снижением административного бреремени на бизнес, а также выступает от лица малого бизнеса в суде и в конгрессе. Национальный омбудсмен оказывает помощь малым предприятиям, когда они испытывают чрезмерное или несправедливое давление со стороны федеральных органов, например повторяющиеся ревизии, расследования, чрезмерные штрафы, пени, угрозы и т.п. А OIG (The Office of Inspector General) является независимым подразделением SBA, которое наблюдает за программами, связанными с МСБ, способствует их эффективности, отслеживает и предотвращает мошенничество, злоупотребления и растраты.

Система поддержки

В азиатских странах направления и методы поддержки МСБ часто похожи на названные выше. Японское агентство малого и среднего бизнеса (SMEA), например, работает по пяти основным направлениям: содействие работе фондов поддержки и повышению уровня собственного капитала МСБ; содействие инновациям; укрепление уровня менеджмента в МСБ; сглаживание адаптации к изменениям в экономике и в социальной среде; различные меры по развитию именно малого бизнеса. Финансовая часть предполагает выделение средств тремя институтами развития при поддержке системы страхования и гарантирования займов. Кроме того, агентство помогает компаниям (в том числе консультациями) в выпуске акций и облигаций для увеличения капитала предприятий. Это направление предполагает работу над сокращением налога на прибыль и некоторых других налогов и меры по поощрению инвестиций в оборудование. Закон «О поддержке инноваций в малом и среднем предпринимательстве» предполагает выделение дешевых кредитов и снижение налогов для компаний, которые внедряют инновации, включая разработку и производство новых видов продукции в соответствии с планом бизнес-инноваций, предложенным государством.

Надо отметить одну общую черту приведенных примеров: обычно программа поддержки малых и средних компаний — это комплексный документ, охватывающий все актуальные проблемы сектора на данный момент. Меры могут меняться и оперативные решения принимаются каждый год, но общая концепция сохраняется на среднесрочную перспективу. Обычно реализация программы поддержки находится в руках одной организации, которая иногда делегирует отдельные ее части другим. Это позволяет создать системный подход к развитию предпринимательства, эффективно осуществлять координацию и отслеживать проводимые реформы.

Принципы Европы

В ЕС разработано специальное положение с общими принципами политики в области малого и среднего бизнеса. Главное правило — «Think Small First» (Сначала думай о малом). Это общее правило воплощается в десяти принципах.

Первые два:
— создать среду, в которой предприниматели и семейный бизнес будут процветать, а предпринимательство будет вознаграждено;
— убедиться, что честные предприниматели, которые столкнулись с банкротством, быстро получат второй шанс.

В трех речь идет о регулировании:
— устанавливать правила в соответствии с принципом «Первым делом думай о маленьких»;
— заставить государственную администрацию реагировать на потребности МСП;
— адаптировать общественные инструменты для потребностей малого и среднего предпринимательства, в частности содействовать их участию в публичных закупках и эффективно использовать возможности госпомощи МСП;
— содействовать доступу МСП к источникам финансирования, обеспечить такую правовую и бизнес-среду, чтобы выплаты в коммерческих сделках были своевременными;
— помогать повышению квалификации менеджмента и инженерного состава малых и средних предприятий и всем формам инноваций;
— давать возможность МСП выигрывать как можно больше от возможностей Единого рынка;
— помогать МСП превращать экологические вызовы в возможности;
— поощрять и поддерживать МСП в извлечении выгод из роста рынков.

Василий Калабин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости