Сегодня пространство, на котором развивается малый бизнес Красноярска вряд ли можно представить в виде культурного ландшафта, радующего правильными и красивыми линиями, закономерными пропорциям и логикой расположения природных и искусственных объектов. Красноярское предпринимательство - это отдельностоящие деревья в тумане, уже не лес, но ещё и не сад. Трудно даже определить масштабы территории и предсказать свои возможности, если захочешь на эту территорию «ступить».
К 2011 году в Красноярске определились основные стороны и лица ответственные и заинтересованные в развитии системы поддержки начинающих предпринимателей. С разной степенью участия (и с ещё большей разницей эффективности этого участия!) задачу окультуривания красноярского бизнес-ландшафта (то есть всего пространства ситуаций, связей и отношений, в которое попадает всякий, решивший стать предпринимателем) пытались решить около десятка структур и институтов при поддержке администрации города Красноярска.
Во что обошелся городу этот "ландшафтный дизайн" малого бизнеса? В десятки миллионов рублей, количество которых выросло примерно в 4 раза с 2008 по 2010 год (по отчету департамента экономики администрации города Красноярска – только финансирование городской целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства составило в 2010 году составило 50, 7 млн.руб.). Ну так и культурный ландшафт – вещь недешевая, как и все, что имеет отношение к культуре…
Проросли ли «большие деньги» в большие (или хотя бы очевидные для самих предпринимателей) результаты? Появились ли признаки бизнес-культуры на красноярском ландшафте, то есть, та долгожданная (и властью и бизнесменами) система поддержки малого предпринимательства в городе?
Если появилась, то насколько она доступна и понятна для тех, для кого и создавалась – для любого предпринимателя? Что вообще заметно и различимо? Кое–что заметно: интересные проекты и задумки; обозначился явный ландшафтный стиль – «линия укрупнения деревьев и выкорчевывания подлеска». Ппо данным НИСИПП (Национального института системных исследований проблем предпринимательства) количество предприятий малого бизнеса в 2010 Красноярском крае сократилось на 19,6% (в том же году в целом по России - на 3,6%). За это время ландшафт так и не очистился от «простых ловушек» дикого леса (отсутствие партнеров, клиентов, нестабильность законодательного поля, выбор форм цивилизованного бизнеса, трудности кредитования...), и предприниматель, по-прежнему, не видит по каким дорогам и правилам двигаться. И главное, не понятно откуда вернётся посланное им «АУ-У» о совете и помощи - из административной структуры, или из бизнес-среды.
Такая загадочность местности не означает, что событий нет, их даже много. Но бизнес-событийность сегодня не привязана ни к логике развития бизнеса, а проблематике отношений власти и бизнеса. Что проявляется в том, что власть с завидной периодичностью и прозрачностью отчитывается перед бизнесом о затратах на поддержку малого бизнеса.
Можно ли придать эффективность текущему дизайн – проекту? Есть версия!
Развивать бизнес может только сам бизнес (сообщество успешных предпринимателей): эксперты (разного уровня), совет предпринимателей старейшин, экспертный совет, коучеры из бизнеса, бизнесмены. Нужны действительно совместные (по состоянию, интересам и вкладываемым смыслам!) действия предпринимателей. Только бизнесмены могут бороться с коррупцией, учредив премию чиновнику, который помогал развитию бизнеса или номинацию «Золотой унитаз», назвав тех чиновников, которые «слили» хорошие бизнес- проекты.
При наличии «событийности» (мероприятий) в присутствии экспертного сообщества предпринимателей можно повышать социальные амбиции бизнеса. Обсуждать и поддерживать бизнес нового качества, социально значимого качеств.
Только предпринимательское сообщество может решить какой бизнес-опыт «открывать» общественности, и какого качества опыт нужен сейчас и бизнесу и обществу. Так можно и нужно разрабатывать ландшафтную карту «цивилизованного движения и развития» будущего бизнеса Красноярска.
Бизнесмены Красноярья – объединяйтесь!
Елена Полякова, Ирина Зубковская
консультанты проекта «Свое Дело»