Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Выход из тени откладывается. Интернет-журнал "Новая политика"

Снижение страховых взносов почти не затронет малый бизнес

Две темы, которые обычно рассматривают отдельно друг от друга, слились в последние дни воедино. Речь идет о фактически несостоявшемся снижении ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса и данных о падении доходов россиян.

Начнем с последнего.

Официальная статистика считает: реальные доходы населения с января по май упали на 3,7%, а оборот розничной торговли – важнейший показатель покупательной активности – вырос на 5,2%. Некоторые эксперты сразу же объяснили этот парадокс увеличением потребительского кредитования, а также опасным всплеском потребления, который подкрепляется не доходами, а займами.

Увы, вполне возможно и другое объяснение: если посмотреть на ценники, многие цифры на которых за последние полгода выросли на куда большую величину, чем 5,2%, можно смело сказать, что спрос упал. Просто люди вынуждены куда больше платить за необходимые им в данный момент товары, что и повлияло на оборот розничной торговли.

Хотя даже при весьма оптимистичных результатах анализа ситуации эксперты вынуждены делать очень тревожные выводы.

Но и это еще не все. По сообщению Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения – рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен за январь–май этого года – снизились на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В мае этого года реальные доходы населения снизились на 7% по сравнению с маем 2010-го и на 10,4% по сравнению с апрелем 2011 года.

Среднедушевые доходы россиян в мае составляли 18 183 руб., что выше на 3,2% по сравнению с маем 2010 года, но ниже на 9,1% по сравнению с апрелем этого года. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в стране в мае составила 22 520 руб., что на 12,5% выше по сравнению с маем 2010 года и соответствует уровню апреля этого года.

Приведенные цифры свидетельствует о том, что завершение кризиса, о котором нам много говорили с высоких трибун, никак не отразилось на рядовых гражданах страны. Никакого облегчения они не почувствовали. Да и как его почувствовать?

Средний доход наших граждан в мае составил на 3,2% больше, чем годом ранее. А как обстоят дела с ценами? В мае инфляция составила 9,6% в годовом выражении. Так что реальные доходы населения сократились на 7%. При этом инфляция практически съела и прибавку к зарплате, у кого она была.

Независимые эксперты утверждают: так сильно доходы российских граждан не падали даже в кризис. А до него эти доходы росли темпами, чуть ли не вдвое превышающими инфляцию. При этом с начала года на 9,7% выросла задолженность по зарплате.

Что же происходит в стране?

И вот тут приходится обратиться к первой заявленной нами теме. Главной причиной происходящего эксперты в один голос называют рост налоговой нагрузки, связанный с повышением с начала года обязательных страховых взносов с 26% до 34% (с 16% до 26% для малого бизнеса), и вызванный этим уход в тень доходов в малом и среднем бизнесе.

В тот момент, когда стало ясно, что такое решение будет принято, президент группы исследовательских компаний "Тезаурус" Владимир Буев сказал в беседе с автором этих строк: "Ничего хорошего не выйдет. Все сразу уйдут в тень, а кто сможет – зарегистрируется за границей, в том же Казахстане. Эта мера только ухудшит ситуацию". Прошло полгода, и это поняли в высших эшелонах власти. Поняли, увы, не до конца.

Практически одновременно с данными Росстата о падении доходов граждан стала достоянием публики и еще одна печальная весть. Обсуждение этой проблемы в правительстве, начавшееся с заявления президента Медведева о необходимости срочного снижения ставок страховых взносов, завершилось победой главы Минфина Алексея Кудрина.

В конце прошлой недели на саммите в Петербурге глава государства сказал, что с будущего года ставка социальных страховых взносов будет снижена до 30%. Малый бизнес, работающий в производственной и социальной сферах, будет платить 20% от фонда оплаты труда.

Малый бизнес просто взвыл от разочарования. Ведь 70% малых предпринимателей заняты в сфере торговли. Получается, что большинства из них долгожданное снижение страховых ставок фактически не коснется.

"Мы требовали снижения налогов, – говорит председатель Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков. – Мы знаем, куда в кризис пошли миллиарды долларов, знаем, какие именно структуры получали огромные деньги, накачивались средствами. Мы знаем, что 200 ведущих банков удвоили свои доходы. Крупный бизнес был поддержан по полной программе. А малый бизнес остался ни с чем".

Действительно, речь идет об отечественном парадоксе: во время кризиса все развитые государства поддерживали свой малый бизнес. Помогали ему сохранить рабочие места. Трудоустраивали людей, оставшихся в результате кризисных явлений без работы. Делали все, чтобы кризисное бремя не давило так сильно на малые предприятия. У нас же никакой помощи малому бизнесу оказано не было.

"Мы знаем сегодня результаты того, как поддерживали бизнес в Москве, – рассказывает Хандриков. – Городская Счетная палата провела проверку расходования средств, отпущенных в помощь малому и среднему бизнесу. Результаты проверки показали: до предпринимателей дошло 15% выделенных средств".

Заместитель исполнительного директора "ОПОРы России" по правовым вопросам и экспертизе Андрей Шубин, отвечая на мой вопрос о сегодняшних перспективах малого бизнеса, признался: "У нас есть четкая задача, озвученная руководителями государства: сейчас доля малого бизнеса в экономике России составляет 20%, а ее надо довести процентов до 60–70. До нормального европейского показателя. И мы понимаем, что, раз такие цифры озвучены, значит, малый бизнес должен стать основой экономики.

С другой стороны, мы видим сегодняшние проблемы: повышение тарифов, которое очень сильно сказывается на малом бизнесе. Резко повышены были обязательные страховые взносы, которыми заменен Единый социальный налог. И мы видим: в последние три года была положительная динамика, даже в кризисный год число малых предпринимателей увеличилось. А что сейчас: то ли малые предприятия гибнут одно за другим, то ли уходят в тень".

По его мнению, "нужно улучшать предпринимательский климат, совершенствовать предпринимательскую среду, делать условия для развития бизнеса более доступными, более качественными".

Однако такие решения, видимо, не для нас. В этом году на 5-м всероссийском форуме "Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка сектора" о том, что такое малый бизнес в его стране, рассказывал собравшимся в зале российским предпринимателям руководитель торгово-экономического отдела посольства Республики Польши в России Марек Очепка.

"Вклад только малых и средних предприятий в ВВП страны в 2010 году составил 46,9%, в том числе микропредприятий – 28%. Микрофирмы заработали 380 миллиардов злотых, а крупные – только 300 миллиардов. Малые предприятия гораздо легче приспосабливаются к меняющимся условиям рынка, чем крупные. Малые предприятия очень быстро переходят, если это необходимо, с одного вида производимого продукта на другой. Они мобильны и способны очень быстро меняться. Поэтому развитие малых и средних фирм очень выгодно экономике в целом. При этом бурное развитие малого и среднего бизнеса решает не только экономические, но и многие социально-политические проблемы, в первую очередь, проблемы безработицы и бедности".

Обратим внимание на последний постулат: развивая малый бизнес, давая ему налоговые льготы, государственные кредиты, Польша решает проблемы безработицы и бедности. А мы душим малый бизнес непомерными налогами и потом удивляемся, что наши граждане вынуждены отказываться не только от отдыха, но и от покупки бытовой техники, одежды, а также некоторых продуктов питания. Не пора ли опомниться?

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости