Столичные власти исправились после критики мэра Сергея Собянина, который в марте потребовал от них снизить долю госзакупок у единственного поставщика. Они начали проводить мониторинг опасных для статистики заказчиков и рассылать им письма с просьбой улучшить показатели. В результате, как стало известно РБК daily, менее чем за полгода процент сомнительных закупок уменьшился почти вдвое, до 22,9%. Но качественно эта мера повысить уровень конкуренции в столице не сможет, скептичны эксперты.
В марте заммэра Москвы по экономическим вопросам Андрей Шаронов сообщил, что с начала года в Москве доля закупок с единственным поставщиком сократилась до 35% (в 2010-м цифра составляла 44,8%). Столичный градоначальник статистикой не вдохновился. «Все равно это очень большая цифра», — отметил он. «Надо разбираться с заказчиками, которые допускают одного подрядчика, подготовить докладную по этим заказчикам, чтобы мы провели служебное расследование — там, где видно, что это сделано целенаправленно, проведем совещание и разберемся в этой ситуации», — заявил тогда мэр.
Чиновники вняли поручению г-на Собянина, и уже в конце весны статистика стала более приятной для глаз мэра. По данным на 17 мая, доля госзакупок у единственного поставщика снизилась до 22,9%.
Столичные власти решили избрать репутационный подход и выборочно проверять проведение торгов по размещению городского заказа. «По результатам мониторинга отмечаются органы исполнительной власти, имеющие отрицательную или положительную динамику по доле торгов с единственным участником», — рассказали РБК daily в тендерном комитете правительства Москвы. Для тех, кто не может похвастать хорошими показателями, чиновники готовят обращения с предложением разобраться со сложившейся ситуацией и попытаться ее исправить.
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов уверен, что позитивную статистику не стоит списывать лишь на активизацию чиновников на местах и рассылку писем с упреками: «Можно писать заказчикам письма, но одновременно они могут формально следовать 94-ФЗ (закон о госзакупках. — РБК daily), не создавая реальной конкуренции. Рычаги у них есть». Скорее всего на улучшение статистики повлияли повсеместный ввод электронных аукционов и размещение всех заказов на едином сайте, считает эксперт.
«Пока в нашей стране конкуренция ограничивается множеством способов, «улучшение» статистики торгов, скорее всего, будет достигаться манипулированием, — скептична профессор Российской экономической школы Татьяна Михайлова. — К реальной конкуренции эти приемы отношения не имеют и эффективность использования государственных средств не повысят». Есть опасность, что для улучшения показателей в торгах вместо добросовестных фирм будут участвовать фиктивные игроки для придания торгам «масштабности».
Определенный эффект от чиновничьего мониторинга есть, считает г-н Шестоперов. Он не позволяет заказчикам расслабиться. Но способов манипулировать ходом и результатами торгов остается множество. Особенно с учетом того, что даже в законе о госзакупках прописано больше десяти случаев, когда заказчик имеет право размещать лот без объявления конкурса.