Президент России Дмитрий Медведев подписал столь активно обсуждавшийся закон "Об обязательном техническом осмотре автомобилей".
С 1 января 2012 года (а до этого времени действует мораторий на проведение техосмотра) контроль этой функции переходит от МВД к Российскому союзу автостраховщиков. При этом талон будет теперь нужен исключительно для получения полиса ОСАГО – инспекторы ГИБДД требовать его больше не будут.
Понятно, что в то время, когда автостраховщики пожинают плоды успешной лоббистской деятельности, сотрудники ДПС и некоторых других подразделений МВД предаются отчаянию. Но дело не в этом. Что дал новый закон миллионам автовладельцев? Ведь в то время, когда он достаточно нервно обсуждался, все заинтересованные стороны клялись и божились, что именно автовладельцы должны быть счастливы от того или иного варианта данного законодательного акта.
Ряд экспертов уверен: передача ТО в руки страховщиков должна стать положительным фактором: осмотр фактически выходит на рынок, где существует вполне ощутимая конкуренция. Предельная планка стоимости будет задана правительством, и в этих пределах страховые компании и заключившие с ними соглашения о сотрудничестве аккредитованные автотехцентры и автодилеры будут бороться за клиентов. Что же до сотрудников МВД, то хорошо известно, что чем для них было ТО.
Техосмотр выходит на рынок, где существует вполне ощутимая конкуренция |
Сразу же скажу, что очереди на постах, проводивших ТО, составляли люди, не желавшие платить 3000 рублей за услугу, стоившую куда меньше. Теперь они будут платить 2000, будучи автоматически уравнены с автомобилистами и раньше выкладывавшими такие, или даже большие деньги, чтобы не стоять в очереди. Для многих людей, прежде всего, пенсионеров со старыми "Жигулями", это станет явным минусом закона.
А вот другая новация явно заслуживает похвальных слов: речь идет об ответственности операторов в случае аварии, происшедшей
Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак считает, что этот фактор должен сыграть свою положительную роль: "Все решает финансовая ответственность. Тебе выдают талон техосмотра – документ, подтверждающий, что твоя машина полностью в нормальном рабочем состоянии. И, если вы даете талон на два года, то она должна эти два года функционировать: тормозные колодки у тебя новые, свечи нормальные.
С этими документами ты идешь в страховую компанию за страховым полисом. Если страховщики доверяют компании, проводившей ТО, они выдают полис. Если возникает страховой случай, причем выясняется, что стерлись тормозные колодки, а этого случиться не должно было, все понимают, кто виноват. Виноват тот, кто, не сделав свою работу, выдал талон техосмотра. Это – риски данной организации, за которые она несет финансовую ответственность".
Действительно, в такой ситуации техосмотр должен превратиться из сомнительной формальной процедуры, позволявший работникам вполне определенных структур получать свои дивиденды, в то, чем он должен быть – обеспечение безопасности дорожного движения.
"Если новая система сможет хотя бы защитить нас от "бомбил", которые работают на старых разваливающихся машинах, запретив им выезжать на дорогу, я уже за эту систему, – говорит Литвак. – Они ведь ездят на тех же дорогах, что и я, на дребезжащих, чуть ли не разваливающихся машинах. Эти люди покупают подержанные "Жигули" и зарабатывают на них деньги, не слишком заботясь о состоянии автомобиля. И до сих пор они успешно проходили тот же техосмотр".
А почему бы не пройти, если те, кто выдавал вожделенный талон, не несли абсолютно никакой ответственности за свои действия. Три тысячи рублей, и ваша колымага, место которой на свалке, выходит на дорогу вместе с исправными автомобилями. Да и озаботиться проблемами техосмотра властям пришлось в результате начавшейся борьбы с коррупцией при прохождении ТО. В 2008 году у нас в стране было продано рекордное количество новых автомобилей. Многие владельцы получили талоны прямо в автосалонах (есть такая услуга, например в Москве, она стоила от 3 до 15 тысяч рублей в зависимости от цены автомобиля). И вот через три года все эти люди пошли проходить техосмотр, заранее зная, как это делается и чего стоит.
И вот итог – новый закон
Пока нет уверенности в том, что все будет реализовано без ущерба для потребителя |
Когда закон спешно готовился к окончательному принятию, глава думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев, оказавшийся главным ньюсмейкером по всем связанным с ним вопросам, обронил знаменательную фразу. Говоря о субъективных причинах, тормозивших рассмотрение документа, он отметил: полицейское лобби всячески пытается оттянуть принятие закона, поскольку речь идет о нелегальном рынке объемом как минимум 2,8 миллиарда долларов, или 84 миллиарда рублей. Все российские страховые компании вместе взятые в прошлом году заработали на ОСАГО 94 миллиарда рублей. Что они будут делать с пролившимся на них золотым дождем?
За полгода, которые пройдут от момента подписания закона президентом до вступления документа в силу, должен быть разработан и принят целый ряд нормативных актов правительства, в частности, методика расчета стоимости техосмотра, требования к операторам, правила их аккредитации.
После этого наступит "момент истины" – закон начнет применяться. Именно практика применения и рассеет существующие сейчас сомнения, либо, увы, подтвердит их правоту. Сейчас же можно констатировать лишь то, что закон о техосмотре принят, и в нем есть целый ряд моментов, которые можно трактовать