Андрей Широков, зампредседателя правления Инвестторгбанка
Каждая компания, будь то средний или малый бизнес, рано или поздно сталкивается с проблемой роста. Как правило, за несколько лет работы у предприятия уже сложилась более-менее устойчивые базы клиентов и поставщиков, отлажена система производства и есть хорошее понимание тенденций на рынке. Но бурный рост, характерный для первых лет работы компании благодаря эффекту низкой базы, уже позади, и на повестку дня встает новый глобальный вопрос: куда двигаться дальше и как поднять бизнес на принципиально новый уровень.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, только 0,5% из малых предприятий вырастают в средний бизнес. Конечно, не удивительно то, что далеко не все предприниматели становятся миллиардерами. В данном случае 0,5% предприятий имеется в виду те, кто смог перепрыгнуть через формальные пороги, отделяющие малый бизнес от среднего. Один из главных критериев – годовой оборот порядка 300 млн руб. Но для кого-то вырасти в два раза, например, со 100 до 200 млн руб., или 400 до 600 млн руб. годовой выручки тоже будет сравнимо с подвигом. Но в итоге все равно получается, что лишь несколько процентов компаний способны обеспечить себе взрывной рост.
Что же препятствует постоянному динамичному развитию бизнеса? В поиске ответа сломано не мало копий, но единого ответа нет ни у экономистов-теоретиков, ни у самих предпринимателей. Исходя из реальной практики, позволю себе выделить несколько алгоритмов, как мыслят руководители в период стагнации своего бизнеса.
Во время «затишья» от собственников обычно можно услышать два разных ответа: не собираюсь развивать бизнес дальше, так как не хочу рисковать и хватает того что есть, либо, наоборот, видна крайняя заинтересованность и амбициозность в развитии, и как следствие, речь идет о привлечении внешнего финансирования.
Стабильность и бизнес – две вещи несовместные
Глубоко убежден, что сохранение текущих позиций компании может быть стратегией лишь на краткосрочную или среднесрочную перспективу. Да, можно сосредоточиться на том, что есть, сокращать издержки и увеличивать тем самым прибыль. Но если компания выберет почивание на лаврах как основной принцип своей работы, то вероятность потери бизнеса в будущем чрезмерно велика.
Мы привыкли слышать в кризисные годы о череде дефолтов по облигациям и банкротств от компаний, придерживающихся агрессивной стратегии. Но про банкротства консервативных компаний никто особо не говорил, хотя есть немало свежих примеров, когда достаточно крупные стабильно работающие компании, чьи цели с конца 1990-х годов сводились к поддержанию достигнутых уровней, в итоге не выдержали кризис 2008 года и были поглощены более агрессивными, хитрыми и атакующими конкурентами. Считаю, что слово консерватизм применимо, на мой взгляд, только к политическим убеждениям, но совсем чужеродно для бизнеса и противоречит его сути. Стабильность бизнеса следует понимать не как таковую, а как стабильность, поступательность развития.
Если брать кредит, то только на взрывной рост
Другой вариант поведения руководства компаний, основанный на яром желании увеличить бизнес в разы, также представляет опасность, хотя, конечно, более соответствует духу бизнеса. Амбиции быстрого развития практически всегда ведут к решению привлечь внешнее финансирование. При этом желание обогнать конкурентов, быть первым практически всегда основано на эмоциях, которые могут затмевать рациональную подоплеку решения взять кредит. Ответ на вопрос «для чего нужны деньги » только кажется простым. Слова «кредит на пополнение оборотных средств» или на «инвестиции в основные средства» - лишь формальное название банковских продуктов. Главная конечная цель всегда одна - это увеличение клиентской базы компании и рост продаж. И с определением путей, как этого добиться, и возникают проблемы.
Данные наблюдения подтвердили и недавние результаты опроса UBS и Campden Research, в ходе которого были взяты углубленные интервью у российских предпринимателей с годовым оборотом бизнеса свыше 50 млн долл. Среди главных проблем российского бизнеса «доступ к кредиту» оказался наименее значимой. На трудности с привлечением средств посетовали всего 5%. А вот «замедление спроса», или, по-другому можно сказать «отсутствие вариантов увеличения сбыта», оказалось самой большой проблемой. О ней рассказали 58% опрошенных.
Прежде чем брать кредит, это действие надо очень четко увязать со стратегией развития компании. Решение о кредите по своей сути может быть сопоставимо с самим решением открыть бизнес. Внешние средства - это мощный рычаг, который делает компанию процветающей либо, если кредит использован неэффективно и взят не вовремя, в лучшем случае вызывает спад и потерю драгоценного времени.
Чтобы кредит стал действительным финансовым рычагом, вызывающим взрывной рост, требуется комплексный подход к выработке стратегии развития бизнеса и, в частности, к росту продаж. Сам по себе кредит лишь средство, которое может и должно вывести ваш бизнес на принципиально новый уровень. Получится это или нет, зависит не столько от условий кредита (сроков, процентных ставок и прочее), сколько от умения выработать правильный путь и придерживаться его в дальнейшем. Например, невозможно добиться взрывного роста, вложившись в расширение производства, и не предусмотрев, как увеличить рынок сбыта. Также не будет толка, если резко стимулировать спрос на свою продукцию и не обеспечить тыл в виде укрепления ресурсной базы.
Лишь всестороннее поступательное развитие способно поднять бизнес на другую ступень и усилить позиции компании на рынке в долгосрочной перспективе. Развивать бизнес это как забраться на скалу - нельзя смотреть назад, нельзя оставаться на месте, нужно двигаться только вперед, сверяя каждый шаг с желаемым конечным результатом.