Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Замена НДС на налог с продаж может существенно упрочить финансовое положение российских регионов. "Податинет - Налоговый портал"

Однако, по мнению экспертов, противоречия, заложенные в этом решении, способны перечеркнуть все его достоинства.
 
В сфере государственного управления назревают серьезные перемены: российские власти намерены дать региональным и местным чиновникам больше свободы — как правовой, так и бюджетной. Именно такую задачу поставил перед правительством президент Дмитрий Медведев в Бюджетном послании.

Созданные главой государства две рабочие группы должны до конца года подготовить конкретные предложения. В частности, предстоит определить, какие полномочия могут быть переданы из федерального центра регионам и муниципалитетам, а также решить, за счет каких средств эти полномочия могут быть реализованы. Второй вопрос, по всей видимости, потребует пересмотра системы межбюджетных отношений и структуры налоговой системы, поскольку бюджетных доходов местных властей уже сейчас недостаточно для осуществления обязанностей, возложенных на чиновников Законом о местном самоуправлении.

В качестве одного из вариантов решения этой проблемы рассматривается замена федерального НДС на налог с продаж, который полностью будет зачисляться в региональные и местные бюджеты. Такая замена ожидается уже не первый год, поскольку НДС давно стал головной болью как для бизнеса, так и для налоговых органов. «Главные претензии к налогу: сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами», — говорит Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Сейчас у сторонников налога с продаж появился еще один довод в его пользу: возникнет реальная возможность передать в региональные и муниципальные бюджеты дополнительные доходы, тем самым укрепив эти структуры и обеспечив больше финансовой самостоятельности. «Сегодня местные бюджеты во многом финансируются за счет трансфертов из федерального центра, — считает Алексей Шестоперов, — поэтому у региональных и муниципальных властей практически нет стимула к развитию малого и среднего предпринимательства. Можно предположить, что введение налога с продаж станет именно таким стимулом». Действительно, логично ожидать, что благодаря введению регионального налога доходы бюджетов в каждом регионе страны возрастут пропорционально предпринимательской активности на их территории.

В качестве альтернативы введению налога с продаж обсуждается возможность сохранить НДС, но часть поступлений от него просто зачислять в региональные бюджеты. Однако у этого варианта имеется серьезный недостаток. «Необходимое условие для децентрализации налога — равномерно распределенная налоговая база, — считает руководитель направления Центра фискальной политики Наталья Голованова. — В отличие от НДС налог с продаж взимается с конечных продаж и поэтому распределен по территории страны относительно равномерно, платежи не концентрируются там, где зарегистрированы крупные компании. Например, в 2006 году больше половины НДС в Российской Федерации собиралось на территории пяти регионов. Неравномерность распределения НДС, таким образом, делает неэффективным закрепление доли поступлений от этого налога за региональными бюджетами. Закрепление НДС за регионами приведет к росту дифференциации доходов между богатыми и бедными субъектами РФ, что, в свою очередь, потребует увеличения объема выравнивающих трансфертов».

Вместе с тем некоторые аналитики предупреждают об опасностях для экономики, которые несет замена НДС на налог с продаж. Главная проблема: налог с продаж создает повышенную нагрузку на реализацию, в отличие от налога на добавленную стоимость, который распределен по всем стадиям жизненного цикла продукции относительно равномерно. В результате основное бремя налоговой нагрузки ляжет на плечи розничной торговли, а это прежде всего малый и средний бизнес. «Сегодня режим обложения НДС сочетается со специальными режимами налогообложения, — объясняет Галина Акчурина, партнер компании ФБК. — Это означает, что основные налоговые поступления приходятся на импорт товаров и на деятельность крупных предприятий, а мелкие предприятия с помощью различных упрощенных схем налогообложения от уплаты НДС освобождены. Поэтому непонятно, как при сохранении этой концепции и переходе к налогу с продаж будет осуществляться налогообложение малого и среднего бизнеса. В итоге получается повышение налогового бремени на сектор, который мы активно пытаемся оживить. В малом и среднем бизнесе нет достаточного количества специалистов, которые могли бы справиться с необходимостью возросшего налогового администрирования. Едва ли будет учитываться, реализует розничный продавец товар с убытком или с минимальной прибылью. Так что, скорее всего, следует ожидать уклонения от уплаты налогов в этом звене».

Не менее спорный и вопрос оптимальных ставок по возможному региональному налогу. С одной стороны, разработчикам налоговой реформы необходимо будет уравнять денежные потоки по налогу с продаж и НДС, с другой — не допустить чрезмерного роста налоговой нагрузки на многострадальный малый и средний бизнес. «Если объект налогообложения по налогу с продаж останется неизменным, то крайне сложно станет отслеживать операции, с которых сейчас происходят основные выплаты, формирующие бюджетный доход, — уверена Галина Акчурина. — Речь идет об уплате НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и внутренних транзакциях между крупными производителями». Если учитывать эти возможные потери, ставка нового налога не должна быть ниже действующих 18 процентов по НДС. Но это уже непосильная нагрузка на сферу торговли, о чем прямо говорят аналитики. «Необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость государство в значительной степени недополучает, — считает Галина Беляйкина, начальник юридического отдела ЗАО «Консалтинговая группа “Экон-Профи”». — Разумно было бы установить ставку на уровне 10 процентов. Тем самым можно было бы и снизить налоговую нагрузку, непосильную для многих предприятий малого и среднего бизнеса, и упростить администрирование налога, и обеспечить его более высокую собираемость».

Однако даже если оправдаются оптимистичные ожидания экспертов, российскому правительству едва ли удастся избежать выпадающих доходов. Об этом постоянно предупреждает глава Минфина Алексей Кудрин, главный противник замены налогов. Комментируя инициативу Дмитрия Медведева, он уже предложил не торопиться и определиться сначала с объемом передаваемых на места полномочий, а уже затем обсуждать возможные источники финансирования. Как ни странно, предложение о замене налогов не находит поддержки и у региональных чиновников. Казалось бы, значительное пополнение местных бюджетов и их независимость от федерального центра — существенный шаг вперед в местном самоуправлении, но у представителей бюджетно-финансовых структур в регионах подобные идеи вызывают недоумение. «Это сложный механизм, который требует увязки и последующей компенсации выпадающих доходов федерального бюджета. И должны быть очень серьезные основания, чтобы решиться на подобную замену», — уверена Елена Рыбина, специалист управления финансов Липецкой области.

Яковенко Дмитрий
«Эксперт» №26 (760) /04 июл 2011

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости