Анастасия Смирнова
02.08.2011, 15:35
Бюрократия
Впрочем, если в России на бюрократизацию и госрегулирование жалуется 41% респондентов Grant Thornton, то средний показатель в мире гораздо ниже (27%). Однако Россия не лидер в этом списке: в Греции на государственное вмешательство жалуются 54% предпринимателей, на Филиппинах — 46%, в Индии — 45%, а в Бразилии — 44%. Реже всего на государственное вмешательство жалуются в Армении (6%), в Швеции, Дании и Финляндии госрегулирование беспокоит не более 12% респондентов.
По мнению партнера компании Grant Thornton Сергея Тишакова, лидерство Греции по госвмешательству закономерно: «Эта страна стоит на пороге дефолта. Правительство Греции совместно с руководсвом ЕС предпринимает серьезные меры для стабилизации ситуации, меры малопопулярны из-за сокращения социальных расходов, увеличения пенсионного возраста и повышения налогов. Их применение и отражается на настроениях предпринимателей». Что до Индии, Бразилии и Филиппин, здесь, на его взгляд, высокий уровень недовольства объясняется традиционно серьезным влиянием государства на экономику страны.
Наталия Карпова, директор Института международного бизнеса НИУ ВШЭ, убеждена, что недовольство госрегулированием будет только расти. «Глобальная бизнес-среда становится очень турбулентной и зависимой от событий, которые происходят в разных точках планеты», — поясняет эксперт. По ее мнению, для успешного взаимодействия предпринимательства и властных структур необходимо найти пространство для их взаимодействия. «Здесь не обойтись без независимых экспертов», — советует Карпова.
Судя по результатам опроса, скращение спроса больше всего мешает предпринимателям в Японии. Там свыше половины (57%) опрошенных компаний испытывают нехватку заказов. За ней в рейтинге Grant Thornton следуют Вьетнам, Таиланд и Франция с показателями 56%, 44% и 42% соответственно. В Германии же компании практически не ощущают дефицита спроса — всего 2% опрошенных жалуются на сокращение заказов. В Финляндии и Швейцарии эти показатели тоже низки: 4% и 10% соответственно. Зато в России на сокращение спроса пеняет 41% респондентов.
«Исторически сложилось, что в Японии — сдержанное потребление. Это обусловлено тем, что экономика в этой стране очень зависима от импорта сырья и от изменений природной среды», — поясняет Карпова. Кроме того, на ее взгляд, на сокращение спроса повлияли и последние события. «После мартовской трагедии, когда люди видят неопределенность развития событий, они, естественно, склонны придержать свои средства, например, для лечения, для покупки экологически чистых продуктов или для смены жилья. И это драматическим образом повлияло на уровень спроса», — считает эксперт.
«В России два главных ограничителя роста — административное вмешательство и сокращение спроса — взаимосвязаны, — считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — Ограничение спроса зачастую является производной от государственного регулирования, от так называемого объема административной нагрузки на бизнес». По его мнению, когда ежедневно предприниматель думает, как оптимизировать свои налоги или пройти очередную проверку, у него не остается времени для того, чтобы найти новые ниши на рынке. Впрочем, списывать со счетов объективные рыночные условия, на его взгляд, тоже не стоит.
Карпова утверждает, что и в международной перспективе ответственность за сокращение спроса ложится в первую очередь на сам бизнес. «От предпринимателя требуется высокий уровень осведомленности, широкий горизонт видения проблем современной экономики и очень точное, локальное понимание своего потребителя», — говорит она. Такое сочетание глобального мышления и локального действия, по мнению Карповой, не всегда доступно предпринимателю, который зачастую привык действовать по шаблону.
…и другие враги предпринимателей
Чуть меньше расширению российского бизнеса мешают рост стоимости финансирования и дефицит квалифицированной рабочей силы — по 37% опрошенных указали именно на эти причины. Недостаточность оборотного капитала сдерживает развитие бизнеса только 29% предпринимателей. Качеством транспортной инфраструктуры недовольны лишь 13% опрошенных, и по сравнению с I кварталом 2011 г. этот показатель снизился на 7 п. п., также ослабело и недовольство госвмешательством (еще недавно — 47%). Зато сегодня отечественный бизнес гораздо более обеспокоен сокращением потребительского спроса и дефицитом квалифицированных кадров — в I квартале этот показатель ограничивал только 33% и 31% руководителей соответственно.
Для сравнения: дефицит рабочей силы и рост стоимости финансирования ограничивают пятую часть (по 22%) компаний в мире. Нехватка оборотного капитала в мире беспокоит 24% предпринимателей.