Власти Москвы упростили процедуру получения госуслуг. Постановлением столичного правительства список необходимых и обязательных услуг, для предоставления которых чиновники могут требовать дополнительные документы от заявителя, сократился с 47 до 10.
Летом чиновники проанализировали 47 наиболее востребованных услуг организаций, подотчетных городу. В итоге 19 были признаны «утратившими силу» в связи с изменением требований к тем документам, для запросов которых они ранее требовались. Еще 18, как выяснилось, вообще не требовались исполнительной власти для оказания госуслуг, рассказал на пресс-конференции председатель Комитета государственных услуг города Москвы Алексей Степанов.
В столичном комитете государственных услуг был сформирован перечень из десяти необходимых и обязательных услуг. Он приведен в постановлении «Об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг». В числе прочего в него вошли услуги, связанные с предоставлением архивных документов, проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлением технической инвентаризации и кадастрового учета.
«Сокращение перечня можно рассматривать как один из сигналов упрощения законодательного регулирования и практики получения услуг в Москве, — говорит гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак. — Вся эта инициатива идет в русле 210-го закона о предоставлении госуслуг в России (принят в прошлом июле)». Он предполагает, что предоставление госуслуг должно упроститься для граждан и предпринимателей.
На федеральном уровне решено, что часть услуг может получаться в электронной форме через удаленный доступ. Во-вторых, должно просто сократиться число услуг и действий для решения различных вопросов. «Раньше, когда обязательных госуслуг было порядка 50, чиновник мог потребовать для получения одной услуги (к примеру, постановки на кадастровый учет) другую, зачастую без особой надобности. Наряду с бесплатными есть услуги, стоящие немалых денег», — пояснил г-н Литвак.
Сокращение списка — только часть задания по сокращению административных барьеров. Надо говорить о переносе ответственности за получение необходимых промежуточных сведений с граждан и бизнеса на госорганы, отмечает председатель Комитета государственных услуг столицы Алексей Степанов. Чиновники не могут требовать от заявителя материалы, а также взимать плату за выдачу документов, которые не предусмотрены в топ-10 госуслуг. Дальше они должны отвечать за принятие ими решения.
Перемены в регламенте столичных чиновников начинаются в отпускной период, они должны успеть перестроиться к осеннему деловому сезону. «Они (новые правила. — РБК daily) не вызовут бюрократической неразберихи, если процедура отмены госуслуг будет сопровождаться корректировкой или отменой соответствующих нормативно-правовых актов, согласно которым требовалось получение отмененных госуслуг», — считает Александр Победаш, начальник отдела производственного аудита АКГ «МЭФ-Аудит».
Надежда Гурина, Анастасия Литвинова