Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ФНС предлагает увеличить число оснований для отказа в регистрации юрлиц. Ежедневная деловая газета "РБК daily"

Сегодня истекает срок поручения Дмитрия Медведева о разработке мер, направленных на пресечение злоупотреблений в сфере госзакупок. ФНС предлагает дополнить законодательство новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц. По мнению налоговиков, на либеральности регистрационного режима это не скажется, зато фирмы-однодневки и тех, кто стоит за их созданием, выявлять будет проще. Эксперты считают, что собака зарыта глубже и пресечь конкуренцию в сфере госзаказа между однодневками можно только коренной реформой законодательства в сфере госзакупок.

В августе 2010 года Дмитрий Медведев, говоря о повышении эффективности расходования бюджета, поручил разработать комплекс мер по борьбе с воровством при госзакупках. Президент особо отметил необходимость проведения межведомственных операций в отношении фирм-однодневок и фирм-посредников, из-за вмешательства которых цены на торгах и аукционах растут как на дрожжах. «По материалам контрольного управления президента проведите проверки и при наличии оснований возбудите уголовные дела и проведите следствие», — наказал президент, обратившись к Генпрокуратуре, Следственному комитету, ФСБ, МВД, Финмониторингу и ФНС.

Как стало известно РБК daily, ведомства разработали план совместных действий. В качестве одной из мер по пресечению «серых» госзакупочных схем ФНС предлагает дополнить закон 129-ФЗ («О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц. Препятствием к созданию фирмы с потенциальным статусом однодневки будет являться пункт о «недостоверном предоставлении информации».

«Это не усложнит порядок регистрации и не является возвратом к разрешительному порядку. Но за достоверность сведений, к примеру данных об адресе регистрации и иных сведений, поданных в регистрирующий орган, тоже отвечать надо. Здесь, безусловно, должны быть хотя бы элементарные причины для отказа на уровне законодательства», — поясняет РБК daily начальник правового управления ФНС Олег Овчар.

Сейчас, по словам чиновника, чересчур либеральное законодательство играет на руку учредителям подставных фирм: даже если налоговики видят, что организация, к примеру, расположена по адресу массовой регистрации или массовый учредитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом, отказать в регистрации они не могут.

Законодательный пробел тянет за собой цепочку лазеек для желающих нажиться на госзакупках. В частности, информация об однодневках обрывается на этапе опроса учредителя и директора сомнительной фирмы. «Они могут заявить, что фирмы не учреждали. В итоге выявить непосредственного выгодоприобретателя не всегда получается, поскольку налоговые органы не обладают оперативно-разыскными функциями», — сетует г-н Овчар.

В связи с этим ФНС предлагает рассмотреть механизм привлечения к уголовной ответственности не только «лиц, непосредственно создавших фирму-однодневку», но и «фактических выгодоприобретателей». Именно они приносят наибольший ущерб государству, наращивая цены на аукционах и торгах через фиктивные организации. Для эффективной реализации такого механизма необходимо повышение качества сотрудничества налоговиков и правоохранительных органов, добавляет г-н Овчар.

Предложения ФНС уже направлены в Минфин, Минэкономразвития и Счетную палату. По утверждению источника РБК daily, знакомого с ситуацией, там они нашли концептуальную поддержку.

Эксперты к предлагаемым нововведениям относятся с опаской. Председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро считает, что меры, предлагаемые ФНС, будут неэффективными. «Более того, эта норма увеличит коррупцию в федеральных органах налоговой службы и, с моей точки зрения, не должна пройти экспертизу Минюста на коррупциогенность», — уверен он. По мнению г-на Габестро, более эффективной мерой может стать увеличение минимального уставного фонда для юридических лиц. В Европе, например, он составляет 50 тыс. евро. «Изменения в Гражданский кодекс по этому поводу давно разработаны и лежат где-то под сукном», — возмущается бизнесмен.

«Массовая регистрация по одному адресу — недостаточно объективное основание. Разумеется, это признак того, что здесь не все чисто, но абсолютным основанием не является», — соглашается руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

«Никто в мире, кроме нас, фирмы-однодневки вообще не пускает на рынок госзакупок. Они «тренируются» где-то в другом месте», — говорит директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее мнению, конкуренцию однодневок между собой в России получили из-за вычеркнутых из 94-ФЗ (закон о госзакупках) положений о деловой репутации (которая очень ценится на Западе), квалификации и опыте. «В итоге добросове­стные поставщики по сравнению с однодневками неконкурентоспособны — у них масса обязательств», — сетует г-жа Кузнецова.

Прокуроры ищут госзакупщиков

Генпрокуратура начала проверку по противодействию правонарушениям в сфере госзакупок. Только с начала 2011 года прокуроры выявили более 25 тыс. нарушений, около 6,8 тыс. человек привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. «Для правонарушений, с учетом административных, цифра в 25 тыс. слишком мала. Если же говорить о злоупотреблениях, коррупции и нарушениях условий договора — там, где есть реальные последствия для госзаказчика или потребителя (потеря денег, качества или времени), — в этом случае таких правонарушений значительно меньше», — оценивает статистику директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова, добавляя, что такие результаты показывают неполноценность существую­щего законодательства.

По информации Генпрокуратуры, одними из самых распространенных нарушений являются незаконные действия при приемке товаров, работ и услуг. Больше всего этим грешат в республиках Марий Эл и Мордовия, Иркутской, Курганской, Омской областях и Москве. По мнению г-жи Кузнецовой, эта тенденция вполне предсказуема, поскольку эта сфера госзаказа остается почти неурегулированной. «Десять статей в ГК не охватывают всего многообразия ухищрений, на которые могут пойти и заказчик, и поставщик. Все методики не только морально, но и экономически устарели. Нарушения при приемке сейчас неизбежны», — отмечает она.

В республиках Дагестан и Тыва, Пермском крае, Амурской, Ивановской и Смоленской областях, по данным Генпрокуратуры, контингент госзаказчиков несколько иной: там наиболее распространены факты личной заинтересованности, или по­просту воровства. «Организован постоянный мониторинг ситуации на рынке закупок... обеспечено постоянное взаимодействие между органами прокуратуры, ФСБ, МВД, СКР, Росфинмониторинга и ФНС России», — отчитываются в Генпрокуратуре. По сообщению ведомства, в Ростовской и Рязанской областях уже расследуются уголовные дела в отношении заместителей министров здравоохранения регионов в связи с закупкой медицинского оборудования по завышенным ценам.

Анастасия Литвинова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости