Cокращение общего числа предприятий в России неудивительно, если помнить все «интересные начинания» государства в отношении бизнеса, включая резкое повышение страховых взносов.
Андрей Некрасов, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24, в интервью «БО» (см. №3, 2011) высказал убеждение: «Российский малый бизнес ничто не остановит. Если владелец бизнеса хочет развить свое дело, он добьется своего. Главное, чтобы он выбрал правильную стратегию и отдавал бизнесу всю свою энергию. Я уважаю каждого бизнесмена, ведь эти люди не побоялись работать в довольно непростых условиях».
В отличие от государства банкиры не только декларируют, но и на практике доказывают заинтересованность в развитии МСБ. По оценке Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), весной 2011 года индекс кредитного благоприятствования вырос на 6% (с февраля 2010 года — с начала мониторинга — индекс прибавил 38%). Доля банков, выражающих активную заинтересованность в кредитовании малых предприятий, впервые с начала мониторинга превысила 50%, сообщают в НИСИПП.
В итоге, несмотря на сокращение числа компаний и их прибыли, объем выданных за первые четыре месяца 2011 года кредитов МСБ составил 1,67 трлн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 34,2%. При этом, по данным РосБР, кредитами пользовались лишь 20% действующих предпринимателей. То есть перспективы роста данного сегмента кредитования велики, несмотря на тенденцию ухудшения бизнес-климата в стране и неспособность государства эту тенденцию переломить.
Но самое главное — банкиры, похоже, понимают, что малый бизнес жизненно необходим для страны и самих кредитных учреждений в частности. Можно, конечно, кредитовать условный «АвтоВАЗ». Можно делать ставку на розницу и займы работникам бюджетной сферы. Только насколько и то, и другое надежно, если учесть, что в бюджете концы с концами сходятся при 115 долларах за баррель?! А малые предприниматели, напротив, отличаются способностью и в кризисной ситуации обеспечивать необходимые товары и услуги, а также рабочие места. Даже большевики понимали это, когда скрипя зубами объявляли НЭП.