Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Выйти из тени? Лишь ненадолго. "РБК daily"

Алексей Шестоперов, руководитель направления
АНО «Национальный институт системных
исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП)

В июле был принят закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который призван урегулировать закупки, осуществляемые субъектами естественных монополий, госкорпорациями, а также государственными и муниципальными компаниями. Теперь по новым правилам будут закупаться более 115 тыс. компаний, находящихся в госсобственности.

Идея подобной регламентации возникла еще в 2009 году и была включена в программу антикризисных мер правительства на 2009 год. Предполагалось, что за счет этого можно будет обеспечить целевое и эффективное расходование денежных средств госкомпаний, особенно в условиях кризиса. Однако в итоге закон был принят только в июле 2011 года, да и то с большим скрипом: при его обсуждении не раз возникали трения между основными заинтересованными сторонами — комитетом Госдумы по строительству и земельным отношениям, ответственным за прохождение законопроекта, Минэкономразвития и ФАС (ФАС и вовсе не поддержала принятие закона в предложенной ко второму чтению редакции).

Возможно, задержки с принятием решений были вызваны сопротивлением «государственного лобби» — представителей госкомпаний и госкорпораций. В принципе их логику можно понять: мало кто из них заинтересован в расширении прозрачности госзаказа, а также в нарушении устойчивых «дружеских» связей, сложившихся с поставщиками.

Но даже учитывая, столько сломано вокруг закона копий, представляется, что с его принятием в деятельности госкомпаний мало что изменится. Разумеется, теперь основными условиями для осуществления госкомпаниями закупок будут выступать наличие положения о закупках, публикация сведений о закупках в Интернете, а также наличие плана о закупках на срок не менее одного года. Наверное, информационная открытость — это один из значимых положительных моментов закона. Но одновременно в документ были включены положения, которые могут вовсе лишить смысла изначальную благую идею закона.

К примеру, у госкомпаний остаются значительные возможности по выбору способов осуществления закупок. При желании любые торги можно будет провести в закрытом режиме либо разместить заказ у единственного поставщика. Получается, что сам закон предусматривает лазейку, позволяющую госкомпаниям пользоваться только теми способами осуществления закупок, которые будут позволять им выбрать «нужных» поставщиков.

Кроме того, нормами закона предусмотрена возможность не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает 500 тыс. руб. (при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб.). Суть состоит в том, что какие-либо ограничения по таким закупкам отсутствуют. Получается, что заказчик в любой момент может без конкурса заключить контракт с любым поставщиком на довольно весомую сумму. И число таких контрактов не ограничено. Этим фактически предусматривается прямой уход от какого бы то ни было регулирования. Зачем проводить конкурс на несколько миллионов рублей и раскрывать всю информацию, если можно заключить несколько контрактов на небольшую сумму с нужной организацией и закрыть вопрос? С этой дилеммой столкнутся многие госкомпании, и совершенно не факт, что выбор решения будет сделан в пользу проведения конкурса.

Кроме того, принятый закон содержит большое количество отсылочных норм. В первую очередь это касается установления перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Сейчас правительство оставило право определиться с решением этого вопроса за собой — системного же решения пока не было предложено. При этом очевидно, что обязательное размещение отдельных заказов госкомпаний на электронных площадках по правилам, аналогичным правилам, предусмотренным для государственных ведомств, могло бы упростить доступ любых хозяйствующих субъектов к таким заказам и обеспечить значительную экономию.

Не решен вопрос участия малого бизнеса в закупках госкомпаний, между тем как этот механизм был бы весьма эффективен с точки зрения поддержки малого предпринимательства.

Наконец, не была предусмотрена ответственность за нарушение норм закона: в тексте есть лишь отсылочная норма, говорящая о том, что «виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством». А подобная формулировка может уж очень широко трактоваться.

Как утверждают разработчики закона, «в дальнейшем правила по закупкам госкомпаний превратятся в часть федеральной контрактной системы (ФКС)», но как именно будет обеспечена эта взаимоувязка, не сказано. Возможно, законодатели начали работу не с того конца. Для начала нужно было бы разобраться с совершенствованием базового законодательства о государственном и муниципальном заказе (сейчас Минэкономразвития работает над проектом закона о ФКС), а потом уже делать надстройку в виде норм, направленных на регулирование закупок госкомпаний. У нас же было сделано с точностью до наоборот.

Возможно, новый закон о закупках госкомпаний и поможет повысить уровень прозрачности в деятельности отдельных госкомпаний, однако несистемность подхода, применяемого к совершенствованию законодательства о закупках, вряд ли сделает этот тренд долгосрочным.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости