Эксперты группы №4 «Укрепление рыночных институтов» считают, что в обновленном варианте «Стратегии-2020», который был недавно отправлен правительству, малому бизнесу уделено недостаточно внимания. Дополнения в «Стратегию» будут внесены по итогам семинара «Развитие малого и среднего предпринимательства в России», который прошел накануне в Высшей школе экономики.
Вице-президент «ОПОРЫ России» Виктор Климов сообщил, что главная задача «Стратегии-2020» – изменить представление о малом бизнесе. «Главная проблема в политике развития малого предпринимательства – смысловая. В представлении большинства людей есть большая экономика с “Газпромом”, “Роснефтью”, с крупной промышленностью, а есть гетто для малого бизнеса – это такой сегмент, специфическая зона. Малый бизнес сегодня идентифицируют с госпрограммами поддержки. Это не экономика», – сказал Климов. «Если мы будем продолжать заниматься малым бизнесом как не очень полноценной экономикой, никаких задач по достижению уровня занятости в малом бизнесе на уровне 60% к 2020 году, которые лидеры государства обозначили, решить будет невозможно», – считает он.
Согласно исследованию «ОПОРЫ России» (были опрошены более 60 тыс. предпринимателей), в рейтинге проблем, на которые указывает малый и средний бизнес, действия контрольно-надзорных органов уже ушли на второй план. На первом месте, согласно проведенному опросу, стоит проблема доступности персонала (квалифицированные рабочие и инженерные кадры), на втором – общий спад в отрасли, на третьем – низкая доступность финансов (инфляция, короткие сроки кредитования), и на четвертом – коррупция и несправедливая конкуренция.
«Когда мы начали работать в 2003 году, ключевой проблемой для малых компаний были административные барьеры. Сегодня малый бизнес гораздо в меньшей степени волнуют барьеры, на первый план вышли проблемы, которые сложно отнести к категории специфических», – сказал эксперт. По его словам, не стоит искать «золотой административный барьер», который надо отменить. А стоит поговорить о трендах, вызовах и угрозах, которые будут влиять на экономику в целом, а значит, и на малый и средний бизнес в ближайшее десятилетие.
В числе таких трендов Климов отметил введение ресурсоориентированных стандартов, сокращение производств, влияющих на окружающую среду. По его словам, до 2020 года эти ограничения выйдут на уровень наднациональных стандартов, как сейчас выходит экология. Эти стандарты будут влиять на развитие экономик всех стран. «Все помнят, как наши самолеты перестали пускать в Европу – вот это конкретный механизм», – сказал эксперт. Крупные компании будут стремиться менять количество и качество потребляемых ресурсов, вводить новые технологии. «Компания “Найк” с начала 90-х годов примерно 20 млн пар кроссовок ежегодно перерабатывает как вторичное сырье и производит покрытия для стадионов», – привел пример Климов. По его словам, тренд вторичной переработки очевиден в мире и не очень заметен в нашей стране. «Для МСП это новые ниши, – считает представитель ОПОРЫ. – До 2020 года огромное количество малых компаний найдут свой бизнес в этих сферах». «Мы ожидаем, что соответствующие министерства в своих программах развития создадут инструменты, которые будут помогать развиваться и альтернативной энергетике, и чистым технологиям», – добавил он.
Другие тренды, которые отметил представитель ОПОРЫ, – это информатизация, распространение интернета, демографический кризис, трудовая миграция, изношенность инфраструктуры, продовольственный кризис, который приведет к тому, что «сельскому хозяйству придется производить в несколько раз больше еды – без увеличения площадей». «Это инновации», – отметил Климов. По его словам, 50% овощей в России производят малые и личные подсобные хозяйства, для них ОПОРА предлагает ввести простую форму патента, чтобы они «свои две тонны картошки могли продавать легально».
Эксперты предлагают также реформу налоговой системы. По словам Климова, необходимо смещать налоговую нагрузку с производства на потребление. Необходимо изменить и схемы бюджетных поступлений – налоги от всех видов малого предпринимательства должны оставаться на местах, считает эксперт.
И наконец, необходимо дать возможность каждому попробовать себя в малом предпринимательстве. По словам Климова, сегодня идет обсуждение с Минфином по поводу патентов и ЕНВД для малых предпринимателей. «Это налоги, которые не зависят от экономической деятельности предприятия. Они считаются по формальным показателям – площадь зала и т.д. Наша позиция такова, что количество налогов, которые не имеют прямой связи с оборотом предприятий, будет в ближайшие годы расти. Сегодня появляется много новой экономической активности, которую государство не в состоянии проконтролировать. Правильно – дать этим видам активности через патентную систему возможность легально предпринимать», – отметил эксперт.
Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова также считает, что нет смысла в рамках «Стратегии-2020» говорить о «золотом административном барьере». «Задача группы – это формирование стратегии: куда мы движемся и видим ли вообще этот сектор экономики, – отметила она. – Мы склонны поддерживать видение “ОПОРЫ России”, когда бизнесу рисуем другие горизонты. Мы говорим, что 2020–2025 год – это энергоэффективность и ресурсосбережение». «Подсказать, куда движется мир и какие задачи будет решать бизнес других стран» – вот, по ее словам, задача «Стратегии-2020».
«Например, если мы сейчас введем программу поддержки зеленой экономики, половина будет уверена, что это выращивание лесов, – привела пример Ларионова. – У нас некого поддерживать». По ее мнению, нужно преодолеть уровень отставания, который сложился в головах людей. «У нас есть шанс, закладывая “Стратегию-2020”, отойти от банального перечисления всем известных проблем. Нужно отойти от представления, что есть большая экономика, а есть квазиэкономика, которая живет по другим трендам», – добавила она.
Ларионова отметила, что механизмы поддержки малого бизнеса сегодня малоэффективны и это связано с небольшими суммами, выделяемыми государством. По ее словам, на поддержку малого бизнеса в этом году выделено 20,8 млрд рублей, в следующем году будет 5,8 млрд рублей. «Эта сумма не окажет серьезного влияния на сектор, оборот которого составляет 18 трлн рублей», – сказала она.
С ней не согласен вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Он считает, что государственные программы по поддержке малого бизнеса порождают иждивенческие настроения, когда «вокруг денежных потоков возникают искусственные лоббистские группы». Он также обратил внимание на то, что субсидиями региональные власти часто закрывают кассовые разрывы. «Такие программы надо закрывать либо существенно снижать финансирование», – считает Буев.