Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тревожное будущее Югры. Информационно-аналитический портал «Югорские хроники»

Управленческая недальновидность Комаровой ставит под сомнение будущее округа

Институциональные барьеры, а также отсутствие стимулов для бизнеса привели к тому, что привлекательный еще несколько лет назад для инвесторов регион оказался на «голодном пайке».

В 2010 году прямые иностранные инвестиции в экономику Югры уменьшились на треть: с 54 миллионов долларов до 37,2 миллионов. Примерно в таком же объеме уменьшились и бюджетные инвестиции.

При доминировании подобных тенденций застой, а затем и деградация экономики нефтеносного региона России неизбежны, отмечают эксперты Фонда энергетической безопасности России.

Нефть Югры больше не привлекает иностранный капитал

Не секрет, что традиционные запасы углеводородов, открытых в Югре еще в советское время, заканчиваются - остаются лишь трудноизвлекаемые.

По мнению аналитиков Фонда национальной энергетической безопасности1, главная трудность в разработке глинистых месторождений заключается даже не в отсутствии в России технологий и оборудования, а в незаинтересованности самих нефтедобытчиков, которые предпочитают инвестировать свои деньги и технологии в более рентабельные месторождения по всему миру.

Например, совсем недавно «Роснефть» подписала соглашение о стратегическом партнерстве с американской нефтегазовой корпорацией ExxonMobil по реализации ряда проектов в Мексиканском заливе и Техасе.

Правда, как сообщает пресса, компании «также договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири», однако, как показывает практика, эта договоренность, скорее всего, так и останется договоренностью.

Тем более, что «Роснефть» сегодня «ввязалась» в достаточно затратный проект по освоению Арктики, в котором, просчитав риски, отказалась участвовать нефтяная компания British Petroleum, немедленно подвергшаяся атаке со стороны российских правоохранительных органов.

Пытается «зацепиться» за выгодные месторождения за пределами Югры и России еще ряд российских кампаний. Так ЛУКОЙЛ, совместно с норвежской компанией Statiol, провел геологоразведку месторождения Азар в Иране, залежи которого оцениваются в 2 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента. Стремится попасть на это месторождение и другая наша нефтяная компания - «Газпром нефть».

Происходящее привело к тому, что в 2010 году нефтяной комплекс Югры остался «один на один» с решением проблемы трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. Сегодня основной объем инвестиций в нефтедобывающую отрасль приходится на сами предприятия, которые, в условиях падения добычи нефти, ежегодно эти инвестиционные вложения уменьшают.

Нефтяники надеются, что в борьбе за югорскую нефть их поддержит хотя бы правительство автономного округа, восстановив 4% льготу по налогу на прибыль, которую нефтяные компании как раз и направляли на разработку низкорентабельных и истощенных месторождений. Однако, пока эти надежды так и остаются надеждами.

Не помогают и так называемые портфельные инвестиции. Они не создают новые рабочие места, не способствуют развитию технологий, не оптимизируют инфраструктуру. И, самое опасное, имея ярко выраженную спекулятивную природу, эти инвестиции в любой момент могут «уйти» в другие, более прибыльные отрасли.

Как следствие из вышесказанного – уменьшается нефтедобыча, практически приостановлена геологоразведка, компании перешли в фазу жесткой экономии. Некоторые - к выборочному отбору нефти.

А параллельно происходит «старение» инфраструктуры, растет аварийность трубопроводов: доля ветхих сетей, срок службы которых превышает 15 лет, составляет около 40%. А темпы реконструкции не обеспечивают «омоложение» фонда.

Что происходит в других отраслях

В других отраслях происходит примерно то же самое.

По данным департамента экономики ХМАО, в первом квартале 2011 года наблюдается уменьшение инвестиций в основной капитал в обрабатывающих производствах на 1,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 3%, на транспорте на 1,1%, в социальной сфере – на 0,5%.

В результате производственные мощности большинства предприятий и организаций загружены едва на 40% от плановых.

Так, предприятия по производству пищевых продуктов загружены на 38%; лесоперерабатывающие предприятия – на 53%; предприятия строительной индустрии – на 45%.

По оценкам экспертов национального института системных исследований проблем предпринимательства2, главной проблемой развития не сырьевого сектора экономики Югры является низкая инвестиционная активность окружных властей. В частности, это проявляется:

в неспособности создать нормальные условия для частных инвесторов в лесной отрасли, из-за чего два крупнейших предприятия «ЛВЛ-Югра» и «МДФ», способные производить конкурентную на мировом рынке продукцию, находятся на грани банкротства.

в выставлении жестких административных барьеров для входа в перспективные проекты по освоению приполярного Урала – так и не началось промышленное производство цеалитов научно-производственной компанией «Интерлит».

в неумении контролировать выделенные бюджетные деньги - попытки создать в регионе производство чистого кварцевого концентрата обернулись нецелевым расходованием средств и уголовным делом против генерального директора ОАО «Полярный кварц» Александра Митрофанова.

Острая нехватка инвестиций негативно сказывается и на социальной сфере округа. В муниципальных образованиях не хватает детских садов; из года в год растет фонд аварийного и ветхого жилья. Для того, к примеру, чтобы реально переселить всех нуждающихся сегодня из ветхого и аварийного жилья теми темпами, которые предлагает правительство округа, по оценкам депутатов Думы Югры, понадобится более двадцати лет.

Имеются серьезные проблемы и в жилищно-коммунальной сфере: нужны дополнительные деньги на ремонт и замену сетей; установку новых приборов учета; монтаж новых современных котельных.

Можно было бы, конечно, в качестве инвестора привлекать население автономного округа, однако, и здесь возникает ряд серьезных проблем. Во-первых, статистика и социологические исследования показывают снижение уровня жизни людей, при котором рассматривать их как массовых потенциальных инвесторов не реально. А во-вторых, заметно запаздывают с введением в действие регуляторы повышения инвестиционной активности жителей: не отработан механизм бесплатного предоставления земельного участка под ИЖС; не решен вопрос с банками по льготам для застройщиков и т.д.

Вот и получается, что институциональные барьеры, а также отсутствие стимулов для бизнеса привели к тому, что привлекательный для инвесторов нефтедобывающий регион оказался на «голодном пайке».

Инвестициями надо заниматься

Когда Наталья Комарова пришла к власти, первое, что она сделала, это - оптимизировала структуру управления Администрации губернатора, превратив ее в Аппарат, а затем стала менять структуру Правительства.

Изменения были столь масштабными, что эксперты не сразу заметили исчезновение департамента инвестиций, науки и технологий, который при Александре Филипенко являлся чуть ли не основным подразделением Правительства. Вместо него было создано управление инвестиционной политики, входящее в состав департамента экономического развития.

Правда, удалось сохранить автономное учреждение ХМАО-Югры «Региональный центр инвестиций», который был «призван на постоянной основе заниматься вопросами привлечения инвестиций с целью диверсификации экономики региона».

Однако, как показывает анализ, и управление, и Региональный центр инвестиций, в 2010 – 2011 году проблемой инвестиций занимались крайне слабо и не системно.

Например, Региональный центр инвестиций выложил на своем сайте карту инвестиционных проектов Югры, в которой нет ни одной мало-мальски полезной и нужной информации для потенциального инвестора: красивая картинка с прочерками в паспортах объектов. А инвестиционный паспорт Югры представлен как фотокопия статьи в одном из федеральных журналов и с данными за 2009 год.

С 2009 года не обновлялась информация по инвестиционной деятельности Правительства и на официальном сайте www.admhmao.ru – там также стоит текст, датированный 2009 годом и исполненный сотрудником уже не существующего департамента инвестиций, науки и технологий.

Согласитесь, при таком положении дел трудно поверить, что руководство Ханты-Мансийского автономного округа всерьез заинтересовано в развитии инвестиционной привлекательности Югры.

А ведь есть территории в Российской Федерации, которые, не имея ни нефти, ни газа, сумели-таки в 2010 – 2011 годах привлечь к себе инвестиции – не только иностранные, но и отечественные.

Правда, там этим вопросом занимаются гораздо серьезнее.

***

Пока у нас шли управленческие эксперименты, в регионе обосновался спекулятивный3 капитал.

До тех пор, пока цена на нефть не станет падать, возможно, эти спекулятивные деньги как-то будут работать на экономику.

Но как только портфельным инвесторам станет не выгодно покупать акции наших нефтедобывающих компаний, их деньги будут выведены, а экономика Югры резко просядет вниз со всеми вытекающими социальными последствиями.

Вслед за инвестициями, скорее всего, уедут из округа и руководители-экспериментаторы.

А вот что будут делать те, кто останется?

На этот вопрос желательно найти ответ сегодня, потому что завтра может быть уже поздно.


1 http://www.energystate.ru/catalog

2 Мониторинг инвестиционной активности в регионах России: прямые иностранные инвестиции в 2010 году

3 Спекулятивный капитал - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости