Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) подготовило свои поправки в третий антимонопольный пакет. Юристы предлагают ввести инструмент превентивного регулирования и повысить планку суммы сделки, подлежащей госконтролю, с 1 млрд до 10 млрд руб. Это ограничит функции ФАС и даст новые аргументы для компаний в суде, считают эксперты.
Поддерживая многие новеллы антимонопольного законодательства, юристы предлагают внести в документ механизм превентивного регулирования и повысить планку суммы сделки, подлежащей госконтролю, с 1 млрд до 10 млрд руб. Письмо с соответствующими поправками юристы выслали председателю комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолию Лысакову.
Превентивное реагирование требуется из-за роста нарушений антимонопольного законодательства, считают в ОКЮР. Полномочия антимонопольного органа нуждаются в уточнении, особенно в плане действий либо бездействий, которые могут повлечь нарушение законодательства. Для этого юристы предлагают ввести в закон институт предостережения. В случае превышения своих полномочий оно может быть направлено как чиновникам, так и физлицу. Несмотря на то что предостережение носит чисто «рекомендательный характер», направлено оно должно быть в письменном виде за подписью руководителя антимонопольного органа.
Предлагается изменить подход и к подконтрольным сделкам. Сейчас под государственным надзором проходят сделки, превышающие 1 млрд руб. ОКЮР предлагает увеличить порог в десять раз — до 10 млрд руб. «Несомненно, 1 млрд руб. — весомая сумма. Однако этот критерий был введен достаточно давно и уже устарел. Тем более что в 1 млрд входят все сделки, совершенные в течение года. Понятно, что эта сумма исчерпывается довольно быстро, если предприятие активно работает», — поясняет РБК daily президент ОКЮР Александра Нестеренко.
В целом предлагаемые нововведения г-жа Нестеренко считает актуальными, особенно в свете инициатив по установлению партнерских отношений между бизнесом и государством. «Практика предостережений существует во многих странах и показала себя очень удачно. У нас же этот механизм только зарождается», — говорит она. Превентивное регулирование может стать первым шагом в налаживании отношений между властью и предпринимателями, которые относятся друг к другу настороженно, и выступит «профилактическим средством» для нарушений.
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов полагает, что поправки ОКЮР направлены на уменьшение влияния и возможностей ФАС. Они содержат уточнения признаков незаконных согласованных действий: юристы предлагают запрещать не все случаи сокращения производства, а только те, которые касаются рентабельного производства; а отказы от заключения договоров с компаниями принимать только в том случае, если есть технологическое или экономическое обоснование. Такие поправки могут дать дополнительный аргумент в пользу компаний в спорах с ФАС, говорит он. «В судах, оспаривающих ее действия, служба обычно ссылается на отказ в заключении договора с компанией. Если дополнительные характеристики будут введены, ФАС придется дополнительно доказывать необоснованность отказа или рентабельность закрытого производства», — уверен г-н Шестоперов.